Александровский мост: каким был, каким стал
Реконструкция Александровского моста привлекала к себе внимание горожан на протяжении всех тех лет, что она длилась. Но и сегодня, когда мост уже функционирует, приходится слышать недовольные возгласы в адрес городской власти, вернее, ее руководителя — опального Александра Касьянова.
Если проанализировать претензии, то они в большинстве своем сводятся к тому, что мост в современном его исполнении далек от оригинала, построенного в 1880 году и названного Александровским в ознаменование «истекшего 25-летнего царствования великого царя-освободителя». Звучат утверждения, что якобы нарушен исторический облик центральной части города, что надо было восстановить мост в его первоначальном виде. Сказать это легко, а вот сделать было бы проблематично. Просто потому, что проектная документация первозданного моста не сохранилась. Есть несколько старинных дореволюционных открыток с изображением этого величественного сооружения, но по открыткам мост не восстановишь.
В процессе работы, которую проводило местное предприятие ОАО «Мостострой-66», разрушив одно из старых перекрытий, рабочие обнаружили пять арок XIX века из красного кирпича и стены из известняка с дренажными трубками. И это все, что осталось от оригинального моста. Ведь, как известно, 4 августа он был взорван немцами, сделавшими, кстати, фотосъемку всех главных этапов своей варварской акции. Варварской потому, что этот мост не имел практического военного значения. Просто, готовясь к отступлению, они уничтожали все, что не могли забрать с собой, а попросту — украсть. Многое из взорванного и сожженного так и не было восстановлено. Можно, например, сожалеть о том, что навсегда утрачен красивейший комплекс Орловского кадетского корпуса, построенный на средства брянского помещика полковника в отставке М. П. Бахтина в 1843 году.
Когда немцы ушли, в городе начались восстановительные работы. Писатель А. С. Серафимович, побывавший в Орле в первые дни после его освобождения, оставил воспоминания об увиденном. Вот, что он писал: «Прекрасные здания старинного города были превращены в груды дымящихся черных кирпичей. Несколько оставленных целыми больших зданий вероломно глядели нетронутыми окнами, тая в себе смерть, — они были заминированы. Мосты, дороги, колодцы, электростанции, водовод — все было взорвано: ни воды, ни света, ни проезда. В этих руинах нельзя было жить. А жизнь разгоралась».
Из руин поднимали наиболее важные объекты городской инфраструктуры. И в тех условиях, естественно, никто не думал об их соответствии оригиналам. Надо было заново создавать среду обитания. Но все было в дефиците: не хватало строительных материалов, практически отсутствовала механизация рабочих процессов, да и профессиональных строителей тоже не было. Все лучшее отдавалось во имя победы фронту.
Вот и на месте исторического Александровского моста военными строителями и военнопленными был воздвигнут мост из того, что нашлось, образно говоря, под рукою. Не до архитектурных изысков было тогда. Ко всему прочему, мост существенно расширили — с 12,5 до 18 метров — и сделали это для того, чтобы по нему могли ездить автомобили. В 1970 году Александровский мост сделали пешеходным, потому что уже тогда, вероятно, появились сомнения в его надежности, а не только из тех соображений, что было решено центр города сделать пешеходной зоной.
К концу прошлого века Александровский мост изветшал и, по мнению экспертной комиссии, его дальнейшую эксплуатацию необходимо было остановить. Мост настолько сильно прогнулся под тяжестью наслоившегося с годами асфальта и бетона, что мог в любое время просто рухнуть. Его металлические конструкции полностью подверглись коррозии. Вести в таких условиях речь о реконструкции моста уже просто нельзя было. Надо было строить новый мост, причем по готовому проекту. А если бы мэрия пошла по пути больших затрат и стала строить точную копию исторического моста, центр нашего города и сегодня представлял бы из себя руины. Это был бы позор на всю Россию. Но, видимо, в политической борьбе, а точнее в борьбе за влияние на городской имущественный комплекс, все средства хороши. Руководство области реально ничем не помогло, чтобы ускорить восстановление моста в исторической части областного центра.
Новый мост построен с использованием современных технологий и современных материалов. Но он не примитивный, а имеет собственное лицо.
Как и обещало руководство города, сохранена историческая самобытность и вместе с тем делается многое для обеспечения комфортности. При наличии средств, а мост, как известно, был построен на деньги из городского и федерального бюджетов, работы по его доведению до 100%-ной готовности будут продолжены. В арочных пролетах моста разместятся кафетерии, небольшие магазинчики. Покрытие моста будет полностью выполнено из разноцветной белгородской плитки, асфальт уложен временно. Для воссоздания атмосферы прошлых веков на мосту установят старый трамвай, в котором разместят кафе. Будет сделано и многое другое. Так что не спешите критиковать, господа. Лучше сделайте для города что-нибудь подобное.
Сергей Давыдов.