А блоков Соболев так и не дал

Черевань-таки победил. Хорошо, что были трудности на пути к пьедесталу. Они только добавляют спортивного азарта нашему земляку, который, видимо, обречен побеждать не благодаря, а вопреки.

Российские кольцевые автогонки переживают ныне трудные времена. В прошлом году половина этапов чемпионата прошла в Финляндии, другая половина на Украине — так дешевле. И когда чемпионат можно было объявлять закрытым, организаторы из патриотических соображений решили провести хотя бы один этап в России. Выручил Черевань. Это в Москве гонщиков много, а в Орле он у нас один. Владимир подошел к Ивану Яковлевичу Мосякину, Иван Яковлевич развил бурную деятельность, подпрягся город. И время было выбрано как нельзя лучшее — надвигались выборы, орловским единороссам нужно было набирать очки. Под эгидой «Единой России» все и происходило тогда, год назад.

Партийной энергии было потрачено столько, что не сразу становилось понятно, что на площади Ленина происходит: спортивное мероприятие или то самое — партсобрание. Слов о решающей роли «Единой России», без которой ничего бы не состоялось, было произнесено столько, что становилось тревожно за гонщиков — не членов партии. В иные, самые патетичные, моменты складывалось впечатление, что «не членов» к гонкам могут и не допустить. Время идет быстро, многое забывается, но тогда, честное слово, казалось, что если бы не «Единая Россия», то и двигатель внутреннего сгорания вряд ли был бы изобретен.

На пятачке перед входом в драмтеатр дядя с пультом в руках гонял по плитке маленькую гоночную модель, демонстрируя развитие автоспорта на Орловщине. Рядом с первыми лицами области на торжественном открытии стоял главный строитель В. В. Соболев, который отдал на благородное дело поддержки спорта бетонные блоки-отбойники. Не то чтобы подарил, а дал попользоваться. Это только начало, говорили тогда. А впереди будет — ого-го!

Не верилось, что что-то будет, ведь выборы прошли, а принцип политической целесообразности известен. Есть целесо-образность — есть событие. Нет целесообразности — и события нет. Но через год — удивительно — в Орле вновь прошел этап чемпионата России по кольцевым гонкам, на этот раз не заключительный, а первый.

Тогда, год назад, В. Черевань в личном зачете не победил — не помогли и родные стены. А все потому, что все было слишком гладко.

Другое дело — на этот раз. Черевань даже блоки на отбойники пожертвовал с собственной стройки. Соболев Владимир Владимирович ни одного не дал, партию, наверное, не любит, которая еще год назад клялась, что изо всех сил будет поддерживать отечественный автоспорт. Егор Семенович говорил, Соболев рядом стоял и не возражал.

Львиную долю организационной нагрузки взял на себя, как и положено, город, администрация Орла. Снабдила трассу теми же дефицитными блоками-отбойниками, подготовила все, как смогла.

Из несомненных плюсов: был построен пешеходный мост, соединяющий блокированный, окольцованный квартал с внешним миром. Граждане во время заездов получили возможность выйти за пределы огороженной зоны. Сценарий оказался повеселей, и погода была лучше, повезло.

Из минусов. Они все те же: удивительная манера общения местной милиции, повергающая гостей города и даже аборигенов в шок; неудобства, связанные с ограничением движения; пыльный и неровный асфальт с заплатками, заставляющий пилотов суроветь лицами. Появился и новый минус — маленькая vip-трибуна, простоявшая большую часть гонок полупустой, вместо обширного и вместительного помоста, на который год назад мог взобраться любой желающий.

Недостатки материального характера объясняются скудностью средств, находящихся в распоряжении «кольцевого» чемпионата. Орел в этом смысле тоже не очень большое подспорье. Все-таки не щедрый Бахрейн и даже не Монте-Карло. И все же гонка состоялась.

Черевань ехал на «форде», данном ему, по сути, напрокат. Как Владимир мог не победить при таком экстриме? Он и победил, выиграв квалификацию и драматично уступая по ходу заезда.

Следующий этап, правильно, где-то на Украине.

С. ЗАРУДНЕВ.

Фото и комментарий Михаил Гундров.