Крути, пока молодой!
7 июля 2008 г. День 1-й
Вот и настал день, который я так ждала. Наша встреча состоялась на вокзале. Вокзал — это вообще особенное место в нашем городе. Это как бы начало начал всей городской жизни. Атмосфера встреч и расставаний создает определенное настроение. Вот именно с этим настроением я и приехала сюда. Общая суета вокруг совсем не напрягает, наоборот, даже заряжает энергией. Понимаешь, что сейчас и здесь оставляешь свою прежнюю жизнь и отправляешься навстречу жизни новой, походной.
Последнее фото на память, улыбающиеся лица, одинаковые футболки, последние прощальные рукопожатия… и вот мы в пути. Поезд мчит нас не просто вдаль, а навстречу приключениям, навстречу массе новых эмоций и впечатлений… До Питера — поездом, электричкой до Волховстроя, дальше — верхом на велосипедах!
9 июля 2008 г. День 3-й. Расстояние 60 км
Утро встретило нас ласковыми лучами солнца и легким покусыванием гнуса. Просто мы стояли в месте, где хозяином был он. Впрочем, особого дискомфорта это нам не доставило. Мы быстро собрались, сфотографировались на фоне пейзажа — и в путь. Сегодня у нас первый ходовой день.
Переход один, переход другой. Команда стала растягиваться по дороге, а впрочем, дело уже шло к вечеру, можно бы и ночевать… Сегодня проехали 60 километров, что оптимально для начала. Но тут — проблема с водой. Она почти закончилась, а до ближайшей деревни около 20 километров. И вдруг словно судьба и дорога протянули нам руку помощи. По пути встретили автобусы, спросили у водителей дорогу и воду. Они нас выручили.
Вечер провели в накомарниках, как пасечники. Но все равно ужин был веселый, потом разговоры у костра. Время словно остановилось: нет часов, нет дней недели, а есть только великолепное настоящее и такое же великолепное будущее.
10 июля 2008 г. День 4-й. Расстояние 96 км
Постепенно привыкаем к ходовым дням, так сказать, «втягиваемся» в поход. Погода нас порадовала. Единственное не-удобство — неистребимый гнус, который маленькими роями сопровождал каждого из нас. У каждого появилась своя индивидуальная «свита», которая сопровождает повсюду, куда ни пойдешь. Но в этом есть и плюс: во-первых, наш организм начинает приобретать иммунитет к различным насекомым; во-вторых, гнус заставляет поторапливаться.
Сегодня было много чего. Главным компонентом разно-образия стала дорога. Она постоянно менялась. Довольно долго ехали по грунтовке. Были участки преимущественно с песком, был практически один щебень. Но все были довольны. Разно-образие вносит определенную дозу экстрима: когда несешься с горы, набираешь скорость, а затем попадаешь на «стиральную доску», то уж тут нужно «укрощать» свой велосипед, словно строптивого коня.
Не скажу, что было легко. Было несколько моментов, когда приходилось собирать волю в кулак. Но эти моменты сменялись моментами радости, когда за подъемом обнаруживался спуск. Да и вообще вся наша жизнь — это череда подъемов и спусков, взлетов и падений, и что бы ни случалось, необходимо уметь в нужный момент пересилить себя, сказать себе: «Держись!» — и тогда все будет получаться. В походе это понимаешь особенно четко.
Любопытно: когда стали на обед, небо позади затянуло тучами, впереди нашего пути также сгустились тучи и начался дождь. А над нами светило солнце, дул приятный ветерок. Словно природа говорила нам: «Отдыхайте, ребята, наслаждайтесь каждым моментом. Вы делаете то, что надо, путешествуйте и запоминайте каждый миг…».
Отдохнув, снова двинулись в путь. Снова дорога поражала разнообразием рельефа и покрытия. «По щебенке велики прут как танки», — сказал Стас после очередного непростого участка дороги. И мы с ним согласились. А на лицах было написано: «Мы в восторге от всего: от рельефа, от скорости, щебенки и бесконечных ямок у нас на пути!»
Остановились набрать воды и встретили велосипедиста-одиночку. Он ехал уже с Онеги. В пути 10-й день. Собирается проехать 4000 километров…
Не заметила, как мы пролетели остальную часть запланированного на сегодня пути. Сегодня из Ленинградской области въехали в Вологодскую и добрались до Вытегры. А дальше лагерь, ужин, разговоры у костра. Мы захватили белые ночи, так что за посиделками и не заметили, как наступило 2 часа… утра.
11 июля 2008 г. День 5-й
Собрались довольно быстро и поехали. Через несколько километров встретили в Вытегре шлюзы. Они как будто «сшиты» для кораблей, те заходят туда, что называется, впритирку. Красивое зрелище, красивые корабли, красивые пейзажи. Вот так ехали и любовались местными красотами. Сегодня мы пересекли границу Вологодской области и въехали в Карелию.
Переход за переходом, а дорога одна и та же: ровный асфальт, по сторонам лес, яркое солнце и освежающий ветерок. За обедом пожаловались друг другу: «Как-то нудновато ехать, хоть бы грунтовочка попалась на пути». И она попалась…
В деревне Каршево на пути к Бесову Носу местные жители указали нам путь, при этом какая-то непонятная ухмылка не сходила с их лиц. Мы не придали этому значения. Сначала был песок, велики бросало из стороны в сторону, но мы старались держать баланс. Один раз меня чуть было не вынесло за пределы нашей песчаной тропы. Но вот мы остановились — впереди огромная лужа, которую никак не обойти. Достали видеокамеру. Но огромные лужи стали попадаться через каждые несколько метров. Глина, грязь, болотная вода — все смешалось в наших кроссовках. Мы то садились на вело, то снова слезали, пытаясь пробраться сквозь заросли и воду, лужи и грязевые преграды. А народ только радовался: вот это настоящие приключения! Благодаря белым ночам у нас была возможность двигаться вперед, сколько выдержим. Быстрее, к Онеге! Полночь, час, два, а мы все идем и идем. Да-да, именно идем, т. к. дорога все хуже и хуже. Казалось бы, все уже было: лужи, болота, глина и грязь, стаи голодных комаров, которые устраивали себе пиршества на любой части тела, даже не спросив разрешения.
Поднимаемся на небольшую горочку и… здравствуй, Онега! Открылся красивейший пейзаж, который моментально снял усталость в мышцах, боль и холод в ногах, желание почесать многочисленные укусы. Все это отошло на далекий-далекий план. Голубая даль, легкие волны, мельчайший золотой песок — все это открылось нам, людям, которые, преодолевая себя и получая удовольствие от каждого прожитого момента, шли сюда целых пять дней. А на часах тем временем уже 3 ночи. Хотя какая ночь? Уже начинается рассвет.
12 июля 2008 г. День 6-й — дневка
Сегодня для нас утро началось не в семь часов, как обычно, а в десять. Открыли глаза и снова насладились прекрасным пейзажем, свежим воздухом и плеском волн. Мы отдыхали, купались, гуляли, доделывали те мелкие дела, которые в походе всегда откладывают до более удобного случая. Думаю, именно теперь пришло время описать всю нашу команду.
Махов Станислав Юрьевич — руководитель экспедиции — человек, который призывает действовать, а не созерцать! Кришталюк Александр — зав-хоз — человек, который любит свободу во всех ее выражениях. Чибисов Иван — технический эксперт — человек, который весело смотрит на жизнь и умеет делать сложные вещи простыми и приятными. Бондарь Максим — ремонтник — человек, который умеет помолчать и выслушать. Мальцев Антон — ремонтник — человек, который считает, что наша жизнь — это то, что мы делаем с ней. Тетерев Александр — «…не люблю любое время года, когда веселых песен не пою…». Стремоухова Дарья — врач — человек, который считает, что жизнь обязательно должна приносить удовольствие. Ковышева Светлана — метеоролог — человек, который во всем выбирает гармонию. Борисова Ирина — летописец, автор этих строк — человек, который считает, что корни истинных достижений лежат в стремлении добиться как можно большего. Вот такая у нас подобралась интересная команда
Сегодня познакомились с человеком, который путешествует на квадрацикле-вездеходе. Машина сконструирована им самим. Она может двигаться по полному бездорожью, по воде, по болотам, по песку. Энтузиаст путешествует по Онеге с женой. И где они только не побывали! В который раз поражаюсь талантам и энергии людей. Поздно вечером по обыкновению сидели у костра. И не сразу почувствовали, что идет дождь! Забрались под тент и… встречай нас, новый день! Не хочется покидать это ставшее уже родным Онежское озеро.
15 июля 2008 г. День 9-й. Расстояние 96 км
Утро наступило и заставило всех собираться в дорогу. А она предстояла не близкая. Мы договорились с местными рыбаками-лодочниками, которые «хозяйничают» в этих местах. Они обещали нас немного подвезти. Погрузили в одну лодку велики, в другую сели сами и поплыли, что называется, «на жесткой сцепке». Плыли, наблюдали здешние красоты, разговаривали и слушали рассказы Виталика (нашего рулевого). А природа здесь просто сказочная. Леса, не тронутые разрушительной рукой человека, кувшинки, плотинки бобров…
17 июля 2008 г. День 11-й. Расстояние 75 км
Сегодня мы должны доехать до Белого озера. Зарядил дождь. В деревне бывший военнослужащий, узнав, что мы на велосипедах, дал нам несколько банок тушенки, чеснок, хлеб и воду. Еще удачи пожелал. Мир не без добрых людей. В любом месте найдутся люди, готовые помочь, поддержать, чем могут, даже просто добрым словом или автомобильным гудком.
19 июля 2008 г. День 13-й. Расстояние 57 км
Закат на Белом озере был фантастическим. Прощай и ты! Девять километров по бездорожью и… здравствуй, асфальт. По нему мы просто понеслись. Вот так с ветерком и добрались до Белозерска.
20 июля 2008 г. День 14-й. Расстояние 97 км
Ближе к обеду небо стало затягиваться тучами, где-то сбоку гремел гром. Последний рывок — и привал. Останавливались автобусы, деревенские жители с ухмылкой и интересом наблюдали за тем, как мы готовим обед. А нам было от этого еще веселее.
Прохожие спрашивали, откуда мы и куда едем, желали счастливого пути. Мы снова катим по дороге. Но теперь бесконечные леса стали изредка сменяться полями с цветами. Проезжали одно из них. На скорости спускались с горы, и вдруг нам открылась непередаваемая картина: поле, полностью усыпанное розовыми и малиновыми цветами, а на заднем фоне лесок и заходящее солнце. Невероятно красиво! Нам сегодня очень много сигналили, приветствовали, махали руками из машин. Это очень приятно. Понимаешь, что много таких же, как мы, тех, кто любит дорогу и полную приключений жизнь.
Вот уже развилка и указатель «Череповец 14». Мы поворачиваем и начинаем искать место для ночлега. Вскоре его находим. Для палаток идеальное место — высокая трава. Спали сегодня, словно на ковре.
21 июля 2008 г. День 15-й. Расстояние 40 км
Мы проснулись, как обычно. Череповец, жди нас! Два перехода — и вот он, город. Бросилось в глаза множество труб, которые торчат то тут, то там. Широкая центральная улица, внушительных размеров здания и учреждения, огромные торговые центры… Особенно удивил ледовый дворец, точнее сказать, его внушительные размеры. Эта конструкция примерно в 5—6 этажей. Всем сразу захотелось покататься на коньках. Череповец — это райцентр, но известен он как промышленный центр Вологодской области. Здесь множество предприятий, в том числе всероссийского масштаба.
Уже на самом выезде из города к нам подъехали два велотуриста. Юра едет из Воркуты в Москву. Он работает на «Северстали» и ко Дню металлурга везет из Вокруты куски угля в Череповец и в столицу. Андрей из Череповца, просто заядлый турист и велосипедист. Решили остановиться за Череповцом в деревне Городище на Рыбинском водохранилище. Ребята показали нам отличное место. Песчаный пляж, сосновый лес, много земляники и черники, грибы. Вечером к нам присоединился друг Андрея — Максим. Он тоже из Череповца. Это был один из вечеров, которые принято называть туристскими. Красивый лес, веселая компания, приготовленная на костре каша и песни под гитару до утра.
22 июля 2008 г. День 16-й — дневка
От нас уезжали Андрей и Максим, а Юра решил продолжать путь с нами до тех пор, пока наши маршруты совпадают. Прощальные рукопожатия, прощальные фото на берегу, и… счастливого пути! До свиданья, Рыбинское водохранилище, мы запомним эти дни.
23 июля 2008 г. День 17-й. Расстояние 104 км
Stels 300 показал, что является «старше» других великов. По дороге летели спицы, скрипел постоянно средний ход. Но, может, во всем виновата дорога? В плане рельефа она просто идеальна: небольшие спуски, небольшие тягунки. Но по качеству, как и большинство дорог в России, оставляет желать лучшего. То идеально гладкие места, то приходилось буквально трястись на кочках. Так и ехали. Из Вологодской области въехали в Ярославскую. Все были полны решимости сегодня же добраться до города Пошехонье.
24 июля 2008 г. День 18-й. Расстояние 106 км
Пятикилометровый отрезок — и мы в городе. Он маленький, но какой-то очень уютный. Здесь, как во многих районных центрах, все находится в центре. Как всегда, Ленин на площади и красивая церковь неподалеку.
Люди оказались приветливые. Приглашали нас на День города (2 августа). Мы, конечно, не смогли прийти на праздник, но все равно было приятно. Нас ждет город Рыбинск.
Он мне очень понравился. Это тоже районный центр, но помасштабнее. Почти сразу после въезда мы спустились с длинного тягунка, и перед нами открылся великолепный вид на пляж и водохранилище. Там много катеров, лодок. На берегу сделано кафе в виде корабля. Проехав чуть дальше, мы увидели красивый мост. Как потом оказалось, здесь Волга впадает в водохранилище. Волга в этом месте узкая. А город красивый, уютный и приветливый.
25 июля 2008 г. День 19-й. Расстояние 116 км
И снова слышится знакомое: «Подъем»! Докатили до старинного русского города Углич. Остановились у технического колледжа. Устроили в некотором смысле прощальный обед. Сегодня наши пути с Юрой из Воркуты расходятся. На прощанье пошел небольшой дождик, но это не испортило настроения. Мы сели на велики и поехали в центр, в кремль. Там маленькая церковь, уютный музей и выход на Волгу. На реке стоит много катеров, огромный крейсер и множество прогулочных лодок. Походили, посмотрели, пофотографировались, и снова пошел дождь. Все туристы попрятались под зонтиками и деревьями, а мы пошли выбирать сувениры. Даже продавщица заметила с восхищением, что нам, видимо, «все равно». А нам и вправду было все равно. Все с горящими глазами открывали для себя новый город, новое место.
Дождь закончился. Попрощались с Юрой, веселым попутчиком и близким по духу человеком.
И покатили дальше. Мы уже не ехали, а неслись по дороге. Ванька шутил: «Сегодня проскочим Калязин». Мы ему не верили, а зря! Вот уже в недоумении стоим у указателя «Калязин 4 км». Все в восторге: пределы наших сил гораздо шире, чем мы предполагали. Стали на ночевку у реки в хвойном лесу, где наткнулись на множество огромных, а главное, съедобных грибов!
26 июля 2008 г. День 20-й. Расстояние 120 км
Въехали в Московскую область. Движение очень активное. В одном месте нужно было перейти дорогу. Восемь человек с великами выстроились в шеренгу, выжидая подходящий момент. Получилось! Сегодня мы проехали наибольшее расстояние за все время похода. 120 км — это не шутка, а для многих вообще личный рекорд. Завтра нас ждет московское кольцо.
27 июля 2008 г. День 21-й. Расстояние 112 км
Как обычно, 7 утра. На трассе уже ездили машины, точнее сказать, не прекращали ездить. Стоял сплошной туман, было холодно, как никогда еще в этом походе. Погода нас радовала и баловала все это время, и мы, немного дрожа, все еще надеялись на тепленький денек. И не зря — туман рассеялся быстро. И вот мы снова уже едем в шортах и майках, загораем. Выехали на московское кольцо. Движение очень активное, дорога узкая. Мы ехали, и в крови буквально бурлил адреналин. В сантиметре от тебя пролетают фуры и КамАЗы, создавая воздушный вихревой поток. Справа очень резкий съезд на обочину. Выбора нет, наш путь только вперед и ни на сантиметр в сторону. И не просто вперед, а с довольно высокой скоростью. Здесь нет времени, чтобы взбираться на гору еле-еле. Здесь либо «взлетел» на гору, либо «улетел» в кювет. Еще когда сигналит такой «страшила дорог», как КамАЗ, кровь буквально закипает и силы берутся из ниоткуда. Десять километров пролетели. У всех приподнятое настроение — поймали кураж. Поток машин словно принял нас в свое сообщество. Мы летели и летели по трассе. Уже почти прошли запланированный маршрут, а Ванька все не унимается: «Сегодня проскочим Звенигород». И он в который раз оказался прав. При въезде в город увидели еловый лес. Решили стать здесь на ночь. Совсем не ощущалось, что мы уже в городе, что трасса рядом. Этот лес был настолько приветлив и уютен, что мы чувствовали себя как дома, на природе. Пока готовили ужин, заметили, что местные насекомые как-то враждебно к нам отнеслись. Но это они сначала были такие. Потом, видимо, поняли, что путники устали, что путники хотят отдохнуть и насладиться запахом леса, шелестом листвы. И комары словно по команде исчезли, оставив нас засыпающими у тлеющего костра…
28 июля 2008 г. День 22-й. Расстояние 117 км
Миновали Наро-Фоминск. Сегодня нам нужно выйти на развилку и дорогу, которая ведет в Калугу.
29 июля 2008 г. День 23-й. Расстояние 105 км
Калужская область как-то роднее, ближе и проще Московской. Мы с тихой радостью в душе покидаем Подмосковье, где даже воду из колодца люди достают не ведром, а при помощи автоматического насоса.
Калуга была у нас на пути. Город красивый, большой и наверняка интересный, но сил осматривать его попросту не осталось. Нас просто вымотали бесконечные остановки на светофорах — то разгоняешься, то снова тормозишь. Вся эта суета, от которой мы уехали, оторвавшись от цивилизации, разом выплеснулась на нас. Когда наконец-то выбрались из города, были очень рады снова ехать по полупустой дороге, по сторонам которой поля и небольшие деревушки.
Мы все едем и едем… Решили стать под Козельском, разбили лагерь. Пока готовили ужин, все сидели у костра плотным кругом. Сушили вещи, обсуждали прошедший день и делились впечатлениями. Стало уже совсем темно, но только не для нас. Звездное небо над головой, легкий ветерок и чуть холодящий туман. Снова спасибо Судьбе, Природе и Друзьям за эти моменты счастья.
30 июля 2008 г. День 24-й. Расстояние 96 км
С утра заехали в Козельск. Здесь все до боли знакомо. Вот он, поворот на Оптину пустынь… Но сегодня мы спешим в Орел. Белев. В очередной раз отметим, что дорога здесь просто ужас. Знаменитая Белевская горка, по которой год назад мы взбирались за милицейской машиной. Небольшой подъем — и вот он, выезд. Здесь тоже почти ничего не изменилось. Все так же ремонтируется дорога, все так же рабочие почти ничего не делают.
Пообедали на тульской земле. Все, пора на Орловщину! Знаменитый подъем в 1,4 км — и родная надпись: «Орловская область». У всех на лицах — улыбки, блеск в глазах и еще больше сил в ногах. А силы нам понадобятся. Впереди — сложный рельеф Болховского района.
31 июля 2008 г. День 25-й. Расстояние 56 км
Казалось, что эти 56 километров самые сложные. Хоть мы и неслись с огромной скоростью, горочки почти не чувствовались, все-таки было очень тяжело. Но вот уже Неполодь. Здесь, в 15 километрах от Орла, мы и решили устроить последнюю ночевку.
Погода в который раз разрешила нам провести вечер так, как мы хотели. Мы заслужили этот вечер. Восемь человек преодолели все преграды, побывали в великолепных уголках нашей страны и доказали самим себе, что мы гораздо сильнее, чем думали. Мы сидим у костра в 15 километрах от своего родного города и вспоминаем все, что с нами было. Над головой — чистое небо, усыпанное тысячами, миллионами звезд.
1 августа 2008 г. День 26-й — заключительный. Расстояние 30—35 км
Вот и заключительные километры нашего 26-дневного марафона. Знаменитая колонка у деревни Жилино — и здравствуй, любимый Орел! С гордым видом выписываем круги на площади Ленина, а в голове крутится одно: «Мы смогли это! Мы сделали это!»
Вот и родной университет, хлопок, шампанское рекой. Это нас встречают друзья. «Наша экспедиция завершена, всем спасибо!» — говорит Стас. Да мы и сами понимаем, что пора прощаться. Но сделали мы это красиво. Всей группой заехали к Сашке-завхозу, скинули ему вещи, попрощались и двинулись дальше. Попрощались с Дашкой, через несколько метров на ходу прощаемся с Максом и Ванькой: «Счастливо, ребята!» — и они сворачивают на Герцена. Теперь нас осталось трое. И вот уже горочка на мясокомбинат. Светка увеличивает скорость, прощаемся на ходу.
Вот и все. Экспедиция завершена. Но не грустите, что все прошло, а улыбнитесь, потому что это было!
Ирина Борисова. Орел—Санкт-Петербург—Новая Ладога—Лодейное Поле—Вытегра—Липин Бор—Белозерск—Череповец—Пошехонье—Рыбинск—Углич—Калязин—Талдом—Обнинск—Калуга—Перемышль—Белев—Болхов—Орел.