Миф о нашем благоденствии
Выступление руководителя фракции «Справедливой России» в Орловском областном Совете народных депутатов Н. В. Варламова
Уважаемые дамы и господа, товарищи!
Сегодня мы даем оценку деятельности правительства Орловской области. Следуя научной и практической терминологии, прежде чем ее оценить, мы должны провести анализ состояния, а затем наметить пути социально-экономического развития нашего региона.
К сожалению, в докладе отсутствует объективная информация о действительном состоянии хозяйственного комплекса Орловской области ввиду того, что берутся показатели прошедшего, худшего, года в сравнении с наихудшим 2009 г.
Как выглядит область по основному показателю, определяющему качество жизни населения?
Средняя заработная плата по стране составляет 21 тыс. руб., по Орловской области — около 13 тыс. руб. Работники финансовых организаций получают в четыре раза больше средней величины, гос. управления, страховых организаций — почти в два раза больше. В сельхозпредприятиях размер зарплаты составляет 61% от средней по области, в здравоохранении, образовании — соответственно 64% и 70%.
В то же время стоимость потребительской корзины в Орловской области составляет 7600 руб. Как жить в таком случае врачу, учителю, работнику культуры? Как можно жить на эти зарплаты, если они равны по стоимости потребительской корзине? Выходит, основная масса населения не живет, а выживает, по сути — нищенствует, что в еще большей степени относится к неполным и многодетным семьям.
Получается, всё то многообразие якобы позитивных цифр о нашем благоденствии, которые приводятся в докладе руководителя правительства, есть не что иное, как миф.
О каком здоровом образе жизни может идти речь, если из бюджета в год на развитие физкультуры и спорта выделяется 10 рублей на одного жителя Орловской области?
Каково состояние отраслей народного хозяйства и видов деятельности, формирующих доходные статьи областного бюджета?
Промышленного производства почти не осталось, там, где раньше был завод, теперь в лучшем случае — цех.
Многоотраслевого сельского хозяйства нет, есть только зерновое хозяйство. Нет своей переработки, хотя не загружены имеющиеся мощности аналогичных предприятий.
Аграрная область, имея черноземы, не может накормить себя продуктами питания собственного производства. На рынке г. Орла картофель, — как цитрусовые, стоит 50 руб. за кг.
Почти нет своего молока и мяса.
Казалось бы, самая быстро развивающаяся отрасль — птицеводство, которая могла бы сделать замещение по мясу, — и та находится в плачевном состоянии, в связи с тем что значительно возросла себестоимость производства продукции за счет роста стоимости зерна, микродобавок, цен на газ и электроэнергию.
В целом экономическое состояние в сельском хозяйстве можно прокомментировать словами председателя колхоза «50 лет Октября» Ливенского района Л. Е. Бородина, который сказал на расширенном заседании аграрного комитета следующее: «Колхоз, имея 3100 га пашни, производит сегодня молока в год столько, сколько 10, а мяса — 13 районов Орловской области».
Бюджет Орловской области на 52% дотационный. Кто ответит за долг почти в 4,2 млрд. руб. по «Пшенице-2000»?
Демографическая ситуация имеет отрицательную динамику, характеризуется уменьшением численности населении Орловской области. Исходя из преды-дущей переписи, сокращение составило более 70 тыс. чел.
Скрытая безработица достигла ужасающего положения. Только в сельской местности из 168,9 тыс. человек трудоспособного возраста в общественном секторе аграрного производства занято около 20 тыс. чел., то есть на одного работающего приходится более 7 чел. неработающих или нашедших применение своему труду в других регионах РФ.
Стоимость продуктов питания, товаров первой необходимости, тарифы на ЖКХ, цены на электроэнергию, газ, бензин из года в год постоянно растут, а покупательная способность населения падает.
Простой пример: бензин АИ-95 в нефтедобывающей России стоит около 25 руб., а в Венесуэле в 500 раз дешевле, т. е. 50 коп. за 1 литр. Так для кого же существует наше государство, где же социально-экономические приоритеты?
Кто и как отстаивает интересы народа, мы убедились на прошедших муниципальных выборах, которые сопровождались махинациями с бюллетенями, вбросами, голосованием строем, подделками подписей. По этому поводу, если не будут приняты меры к махинаторам и фальсификаторам в регионе, мы будем обращаться в ЦИК, Генеральную прокуратуру и к Президенту РФ Д. А. Медведеву.
Хотелось бы, чтобы органы соответствующей компетенции обслуживали не партию власти, а стояли на страже Конституции РФ, защищали права и свободы человека труда, чтобы представители СМИ следовали принципам журналистской этики, а не исполняли команду «фас» в отношении людей, имеющих иную точку зрения на происходящие в регионе события. Наверное, также надо выделять средства из областного бюджета не только на провластные газеты, но и на оппозиционные издания, представляющие парламентские партии в регионе.
Бездарное, неэффективное управление в стране и регионах ведет к деградации духовно-нравственных, интеллектуальных ценностей, деградации личности, сферы образования, здравоохранения и культуры.
Судя по состоянию экономики, у членов нашего правительства нет стратегии развития региона. Правительство не может стабилизировать экономическую ситуацию. У них всегда есть оправдания своим неэффективным управленческим решениям — это, в первую очередь, мировой финансово-экономический кризис, или птичий грипп, или многое другое, но только не их собственные, субъективные причины.
Пока будут у власти представители правящей партии — не будет никаких перспектив развития ни нашего региона, ни других субъектов РФ. Не будет модернизации экономики, модернизации общественных отношений. Сегодня ситуация как в стране, так и на уровне региона напоминает движение путников в пустыне, которых ведет слепой поводырь. Двадцать лет прошло, а дальше что? У нас только разговоры, только обещания, которыми стараются убедить народ, как нам хорошо живется и какого уровня мировых социальных стандартов мы достигнем через 10—20 лет и даже к 2040 году.
У депутатов должна быть четкая гражданская позиция: это наша земля, это наша Россия, наша малая родина. Нам здесь жить, нашим детям и внукам. Давайте жить по закону. Давайте жить по справедливости!
Давайте обустраивать нашу жизнь на основе демократии, на принципах построения гражданского общества. Надо не стесняясь спрашивать с чиновников от лица народа за состояние экономики и социальной сферы.
Для того чтобы исправить социально-экономическое положение в регионе в лучшую сторону, мы предлагаем следующее:
— принять закон об ответственности исполнительной власти за результаты хозяйственной деятельности в регионе, в конкретном муниципальном образовании. Почему премьер-министры зарубежных стран уходят в отставку, а наши, как индийские священные коровы, сами не уходят и не несут никакой ответственности за разваливающуюся экономику?
— поставить заработную плату высших должностных лиц государственной власти, высших чиновников в зависимость от результатов хозяйственной деятельности в регионе, исходя из мирового опыта соотношения заработных плат на основе коэффициентов. Например, председатель правительства получает шестикратный размер средней заработной платы в регионе, чиновнику рангом ниже присваивается коэффициент 5 и так далее, чиновник, занимающий низшую ступень в табели о рангах, получает коэффициент 1, или среднюю зарплату по области;
— для снижения уровня безработицы на селе необходимо развивать малые формы хозяйствования, личные подсобные хозяйства посредством выделения субсидий для частного бизнеса с одновременным созданием для них различных форм кооперации. Следует использовать федеральные, региональные и муниципальные заказы для поставки сельскохозяйственной продукции (мясо, молоко, овощи) в торговые сети и организации Орловской области. Предлагаем запустить пилотный проект в Знаменском районе, где главой администрации стал член партии «Справедливая Россия» Е. С. Линьков.
Надо подумать, нужен ли агропромышленный блок как организационно-управленчес-кая структура? Сегодня он стал организацией статистов, фиксирующих постоянное снижение уровня агропромышленного производства. Может, проще отдать выделяемые на это направление 2,2 миллиарда руб. в виде адресной помощи на село двадцати тысячам семей для развития их бизнеса, что составит 110 тыс. руб. на одно домохозяйство?
— следует наладить учет и начать работу по деприватизации земель сельскохозяйственного назначения. Методика такой процедуры имеется;
— в городах необходимо создавать народные предприятия на базе неэффективных частных коммерческих организаций;
— надо бережно относиться к нашему культурному наследию. Необходимо создавать исторические и культурные центры, в том числе на базе кинотеатра «Родина». Каждый центр — это вековая веха в истории развития г. Орла. Эти территории должны быть обустроены под ту или иную эпоху, они станут местом отдыха всех орловцев и гостей нашего города.
И самое главное, для реализации этих и других планов нужны новые, творчески активные, грамотные люди, что потребует совершенствования кадрового состава управленцев как на уровне конкретного муниципального образования, так и на уровне региона.
И последнее. Если вы приведете хотя бы один пример, один показатель, который бы соответствовал лучшему дореформенному результату в любой сфере народного хозяйства Орловской области, то тогда наша фракция сможет оценить работу правительства, хотя бы условно, на «удовлетворительно». Спасибо!