Над пропастью во лжи…
Даром или за бесценок муниципальная земля переходит в частные руки, мы нищаем, бюджет Орла теряет миллионы рублей. Стоит обобщить самые громкие строительные скандалы последних лет, систематизировать документально подтвержденные факты, и становится ясно: областная власть игнорирует интересы населения, не исполняет своей миссии по соблюдению федерального законодательства о земле, возложенной на нее президентом страны.
Эта коррупционная специфика на Орловщине заключается в оценке участков под застройку по «нормативной» залоговой, а не по кадастровой стоимости. У нас в Орле «нормативная» цена в среднем составляет 200 тысяч за гектар. А вот кадастровая стоимость гектара земли оценивается примерно в сто раз выше, под строительство жилья — в 20 млн. рублей.
Земельный налог с собственников и плата за аренду земли поступают в казну. Если бы все те гектары, что правдой и неправдой попали в распоряжение застройщиков, реализовать, взяв за основу, как положено по земельному законодательству, кадастровую цену, если бы собрать справедливые налоги за землю, отданную практически в бесплатную аренду, Орловщина и впрямь бы процвела.
Но и по сегодня, когда право распоряжения муниципальной землей у города Орла фактически отнято и отдано в руки областного Департамента имущественной, промышленной и информационной политики, где, как выясняется, с управлением земельными участками творится сущий бедлам, привилегированные «друзья» власти получают землю для своих «элиток», автозаправок, супермаркетов по нормативной, минимальной стоимости. Такая политика приносит владельцам и коррумпированным чиновникам сказочные доходы, а муниципальной казне — копейки. Так и живем, «под собою не чуя страны», в окружении богатеющих соседей из Белгорода, Воронежа, Смоленска…
Ни культурная, ни архитектурная, ни общественная значимость лучших с точки зрения беспощадного бизнеса участков не останавливает «губернаторский пул» строительных компаний. Они нанесли невосполнимый вред исторической застройке. Что потеряли и что приобрели жители Орла от непрошеных благодетелей?
Просто два наиболее позорных примера. Постановлением мэра от 06.12.2002 г. № 3191 опекаемой Строевым компании «Экострой» по беззаконной схеме: вне конкурса, сразу для проектирования и строительства, в аренду примерно за три тысячи рублей в год передается земельный участок площадью 0,8 га в Советском районе по ул. Красноармейской — в центре города, еще хранящем следы дворянской архитектуры XIX века. Здесь жил великий князь Михаил, сюда к брату приезжал последний русский император, и этот «бренд» брал в расчет застройщик, возводя суперэлитку. Ради новых невиданных дворян и олигархов обездолили детей лицея № 1, прихватив под строительство кусок школьного сада. Этот сад еще в 60-х годах XX века был подарен школе генералом Родиным, чья бронетанковая дивизия освобождала Орел от фашистов. За особые заслуги город выделил генералу старинный особняк. Буквально за «чечевичную похлебку», за ремонт крыши и класс устаревших компьютеров директор школы отказалась от «золотой» земли.
«Осчастливив» орловских детей, «дочерняя» (некоторое время возглавлявшаяся нынешним сенатором М. Рогачевой) компания взялась за спортсменов. По все такой же беззаконной схеме постановлением мэра от 06.12.2002 г. № 3190 «Экострою» отдаются в аренду сроком всего на год сразу два участка в Советском районе: территория для эксплуатации и обслуживания дома № 1а по бульвару Победы площадью 0,3 га и рядом расположенный стадион «Трудовые резервы» площадью 0,5 га. Все это земли общего пользования, а стадион — так и рекреационная зона, находившаяся в бессрочном распоряжении спортивного общества «Юность России». Излюбленное горожанами место отдыха, бесплатная площадка для игры в футбол, волейбол, баскетбол, зеленая зона в каменном мешке микрорайона. Здесь не то что элитный дом высотой в первоначально планировавшиеся 20 этажей, но и любое строительство по Земельному кодексу запрещено.
Впрочем, предел терпению у некоторых наших земляков наступил. Летом этого года сразу в двух газетах — «Красная строка» и «Орловская искра» — было напечатано открытое письмо депутатов областного и городского Советов нынешнего и прошлого созывов в адрес Президента РФ. Пусть читатель простит за обильные цитаты из этого документа. Во-первых, в ситуации мирового кризиса, не обошедшего стороной и наш богоспасаемый регион, повторение рассказа о сотнях миллионов рублей, утекших мимо областного бюджета, — воистину «мать учения»! Во-вторых, очень уж в этом письме конкретно сформулирована вся суть произошедшего.
Вот, в частности, что там писалось: «…Введенный в действие с 1 января 2002 года Земельный кодекс РФ предусматривал незамедлительное введение кадастровых цен на земельные участки в зависимости от их функционального использования.15 августа 2003 года на основании методики, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 г., Коллегия областной администрации утвердила результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Орловской области и этим отчиталась перед Правительством страны в соблюдении земельного и налогового законодательства в пределах региона.
Налогообложение и взимание арендной платы за пользование землей с применением утвержденных кадастровых цен должны были начаться с 1 января 2004 года. К этому времени финансово-строительные компании, где доминировали интересы семейного клана губернатора.., успели без торгов и аукционов получить «про запас» право на десятки земельных участков в административном центре и других городах Орловской области. Введение кадастровых цен их совершенно не устраивало.
Под надуманным предлогом — «…в целях приведения правовой базы Орловской области в соответствие с действующим законодательством и в связи с тем, что ряд правовых актов утратил свою юридическую значимость…» — 17.12.2003 г. губернатор Строев подписал постановление Коллегии Орловской области «О признании утратившими силу правовых актов». Этим постановлением с грубым нарушением действующего законодательства было отменено введение кадастровых цен в Орловской области.
Без малого два года, до 11 октября 2005 года, депутаты Орловского городского Совета и прокуратура Орловской области добивались отмены этого постановления, нарушающего законодательство. За это время областной бюджет и бюджеты всех без исключения муниципальных образований недосчитались нескольких сотен миллионов рублей по той простой причине, что налогообложение и взимание арендной платы за пользование землей в угоду финансово-строительным и прочим компаниям весь этот период велись с применением нормативной цены.
Механизм налогообложения с применением кадастровой цены вопреки указаниям Президента начал работать только с 2007 года. По нашей оценке, общая сумма потерь бюджета города Орла только по земельному налогу за три года составила примерно 177 млн. рублей».
Тут хочется прерваться и высказаться насчет строгого исполнения указаний Президента. При нынешнем развитии событий всем с попущения местных властей польстившимся на дармовщину как бы не пришлось отдавать «Алясочку взад». Статьей 37 Земельного кодекса зафиксирована четкая дефиниция, что сделка купли-продажи земли не является действительной, если земельный участок не прошел кадастровый учет. А что такое кадастровый учет? Это документированный свод материалов, в которых отражено правовое положение земельного участка, разрешенное использование и, главное, его кадастровая цена. Та самая, с применением которой «губернаторский пул» застройщиков землю старался не покупать! В общем, всех их еще ждет пусть не 37-й год, так 37-я статья…
И еще цитата: «Мы не ставим перед собой задачу точного определения величины потерь по всем видам поступлений в бюджеты муниципалитетов нашей области за пользование землей. Эти нарушения налогового и бюджетного законодательства рассматриваются нами как действия губернатора, которые преднамеренно или непреднамеренно ведут к подрыву экономических основ самоуправления в масштабах области и в конечном итоге — к финансовому краху всего региона. Подобная деятельность несовместима с должностью губернатора Орловской области… Налоговая недоимка за 2004—2006 гг. должна быть взыскана в бесспорном порядке, а полученные средства направлены в бюджеты области и муниципальных образований…
Уважаемый Президент! Должность губернатора Орловской области замещается по Вашему представлению. Из этого следует, что Вы вынуждены делить ответственность с губернатором за положение дел в регионе. И в этом смысле сегодня и всегда будет справедливой поговорка: «Доверяй, но проверяй!»
Вот такое серьезное письмо было опубликовано и направлено в Кремль. И еще там была совсем, как оказалось, нелишняя приписка: «В связи с вышеизложенным, настоятельно просим Вас дать указание Правительству РФ о проведении соответствующей проверки федеральными налоговыми органами. У нас есть основания не доверять контролирующим финансовым структурам регионального уровня…»
Хотя за последнее время коллегия соратников орловского губернатора сильно поредела — кто осужден за взятки, кто в федеральном розыске, кто в перспективе уголовного дела подал в отставку, — все-таки холопский трепет перед Строевым велик. После того как Москва передала полученное письмо в ведомство полномочного представителя Президента по ЦФО Полтавченко, а оттуда его «спустили» обратно в регион — «по компетенции рассмотреть», и сбылось предположение о том, что нельзя доверять контролирующим структурам регионального уровня.
Ответы областной прокуратуры и областной налоговой службы, по прямому поручению администрации Президента вынужденных расследовать злоупотребления власть имущих, были традиционно парадоксальны. Да и что взять с зама, советника государственной гражданской налоговой службы II класса Е. Сапожниковой или начальника отдела прокуратуры ст. советника юстиции Рыбалкиной? Что им было делать? Сапожникова 15.10.2008 г. сообщила администрации Президента (хотя депутаты просили провести налоговый аудит в масштабе всей Орловской области), что «исчисление земельного налога на территории г. Орла за период 2003—2007 годов производилось на основании и в соответствии с действующим законодательством».
Рыбалкина 11.11.2008 г. разъяснила администрации Президента (хотя депутаты просили разобраться с потерями бюджета конкретно, начиная с 2004 года), что «до отмены постановления Коллегии администрации Орловской области от 17.12.2003 года для целей налогообложения применялась нормативная цена земли, что соответствовало действующему законодательству. «В связи с вышеизложенным, — продолжала Рыбалкина, — оснований для постановки вопроса о взыскании недоимки по земельному налогу не имеется».
Но как назло в нужное время и в нужном месте Контрольно-счетная палата Орловской области провела проверку целевого назначения и эффективного использования земель, находящихся в областной собственности, за 2007—2008 годы (см.: «И вот эти люди запрещали кому-то ковыряться в носу?..», «Красная строка», № 45, 19 ноября 2008 г.).
Что подвигло областную власть высечь саму себя по принципу унтер-офицерской вдовы — вопрос остается открытым. Важен сам факт существования уже 18 августа 2008 г. знаменитого теперь Представления КСП. Его суть, постыдную для руководителя Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области первого зама губернатора Ю. В. Коростелкина, конечно, скрывали от СМИ, общественности, даже депутатов областного Совета. Например, депутат от КПРФ Иконников получил документ на руки спустя несколько недель.
Давайте сравним, что написано в Представлении КСП и в ответах налоговой службы и прокуратуры администрации Президента.
Вот советник налоговой службы II класса Сапожникова насчет местных «загогулин» в применении земельного налога пишет, что на территории муниципального образования г. Орел налог введен с 01.01.2006 года постановлением Орловского горсовета. «…С введением земельного налога изменился и порядок его исчисления. Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Таким образом, — внезапно делает вывод Сапожникова, — в период, когда постановление Коллегии администрации Орловской области № 179 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений области» было отменено (с декабря 2003 по октябрь 2005 года), налогообложение земельным налогом с применением нормативной цены не производилось…»
Постойте, кадастровая оценка была отменена, а налогообложение по нормативной цене не производилось. Так с какого потолка в таком случае целых два года, в разгар распродаж без торгов и аукционов десятков участков городской земли, брались налоги? Или не брались вовсе? Не дает налоговый советник ответа.
Зато Контрольно-счетная палата Орловской области на странице третьей своего Представления утверждает, что даже в период проверки, в 2007—2008 годах, «…земельные участки под 3693 объектами недвижимости административного, производственного и вспомогательного назначения, площадь которых составила 717,42 тыс. кв. м, не зарегистрированы в областную собственность. По ним до настоящего времени, в нарушение требований федерального закона, не проведены работы по межеванию и постановке их на кадастровый учет».
Это только 72 га, находящихся в областной собственности. А что говорить о тысячах гектаров муниципальных земель, если в Представлении КСП черным по белому на странице 11 написано: «До настоящего времени не проведены работы по межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков под объектами недвижимости административного, производственного и вспомогательного назначения, заявленными в реестре государственной собственности Орловской области…»
Раньше, на странице 7, еще хлеще: порядок приема-передачи Департаменту земельных участков, «…государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре — городе Орле не регламентирован… Нет актов приема-передачи площади земельных участков, переданных в аренду, начисленных и уплаченных арендных платежей, сложившейся суммы недоимки…»
Это значит только одно: по сию пору на Орловщине большие проблемы с налогообложением и взиманием арендной платы с применением утвержденных федеральными и областными законами кадастровых цен. Вот о чем — о катастрофических недоимках — надо было федеральной налоговой службе сообщать Кремлю.
Теперь об ответе областной прокуратуры. Для начала — два стоящих буквально через абзац взаимоисключающих пассажа. В одном из них говорится, что «Постановлением Коллегии администрации Орловской области от 15.08.2003 г. №126 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений области». Они действовали целых четыре месяца. А всего лишь через 13 строчек: «В связи с тем, что нормативный правовой акт, утверждающий результаты государственной кадастровой оценки земель не был принят исполнительным органом государственной власти области, прокурором области внесено представление губернатору, председателю Коллегии Орловской области».
Через какой промежуток времени в ответ на грубое нарушение действующего законодательства — подписание Строевым 17.12.2003 г. постановления Коллегии «О признании утратившими силу правовых актов», в том числе и того, которым утвердили кадастровую оценку земель, была применена мера прокурорского реагирования, в ответе не говорится. А надо было сказать! Областная прокуратура, несмотря на многочисленные обращения депутатов, отчего-то тянула почти два года, позволяя по «халявной» цене приобретать земельные участки, и среагировала лишь в августе 2005 г., когда «подпер» Налоговый кодекс.
Теперь по поводу взыскания сотен миллионов рублей в бюджеты ограбленных муниципальных образований за 2004, 2005, 2006 годы с властей, виновных в отмене кадастровой оценки земли и принятии неправомерного постановления № 179. Как уже упоминалось, прокуратура сообщила Кремлю, что оснований для постановки вопроса о недоимках по земельному налогу не имеется. А вот что говорит об уже нынешних, 2007—2008 годов, недоимках КСП: «Рекомендуемая ООО «Агентство «Деловой мир» (единственным, кстати сказать, оценщиком, вполне устраивающим областную администрацию) «рыночная» стоимость земельных участков или арендной платы в ряде случаев не соответствует реальным рыночным ценам, что свидетельствует об отсутствии системы рыночной оценки объектов, что в свою очередь приводит, особенно в условиях инфляции, к постоянному занижению стоимости земельных участков или годовой арендной платы и недополучению бюджетом денежных средств». И так далее…
А резюме такое: если местные контролирующие органы все еще не могут найти в себе силы по-настоящему решительно и принципиально призвать к ответу областные власти, оставаясь, образно говоря, «над пропастью во лжи», то у неравнодушных депутатов есть все основания и вновь открывшиеся обстоятельства продолжить переписку с Президентом. Пока независимая федеральная проверка из центра в связи с Представлением Контрольно-счетной палаты Орловской области не скажет строевщине: «Финита ля комедия».
Андрей ИВАНОВ.