Поставщик и потребитель: общий язык находить можно и нужно
Статья Дениса Передельского «Сам себе управдом», опубликованная 18 мая текущего года в «Российской газете» и перепечатанная 26 мая в «Красной строке», имела большой общественный резонанс. Что обусловлено актуальностью, даже можно сказать, злободневностью поднятой темы. Мы все, вне зависимости от своего социального статуса, являемся пользователями жилищно-коммунальных услуг, имеем прямые либо опосредованные договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями. Поэтому успешный опыт работы правления товарищества собственников жилья, действующего в нашем городе с 2004 года, представляется ценным и поучительным. Тем не менее начальник юридического отдела ООО «Орелрегионгаз» Ольга Столярова сочла необходимым дополнительно прокомментировать отдельные положения статьи.
— При всем уважении к вышеназванным изданиям и к автору статьи Денису Передельскому, я вынуждена высказать несколько иное мнение по сути проблем, непосредственно касающихся нашей производственной деятельности и наших отношений с ТСЖ «Виктория» (председатель Т. А. Кузьмина, официальный представитель А. А. Кузьмин).
Дом № 10 по улице Холодной в г. Орле имеет индивидуальную крышную котельную. Газ для крышных котельных в соответствии с приказами Федеральной службы по тарифам России (ФСТ) поставляется по регулируемым государственным ценам для всех потребителей Российской Федерации — юридических лиц. Таким образом, существуют всего две цены на газ: розничная цена для населения и цена для всех остальных потребителей — юридических лиц. ТСЖ «Виктория», являясь юридическим лицом, приобретает газ не в целях обеспечения потребителей газом для бытовых нужд, а для производства тепловой энергии и предоставления гражданам коммунальных услуг «отопление» и «подогрев воды». Исполнителем коммунальной услуги «газо-снабжение» ТСЖ «Виктория» не является. Граждане, проживающие в многоквартирном доме по адресу: г. Орел, ул. Холодная, д. 10, приобретают природный газ, используемый для приготовления пищи, самостоятельно на основании договоров, заключенных с ООО «Орелрегионгаз».
Деятельность ООО «Орелрегионгаз» регламентируется законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Федеральной службы по тарифам России. ТСЖ «Виктория» полагало, что газ для их индивидуальной крышной котельной ООО «Орелрегионгаз» должно поставлять по ценам (тарифам), установленным для населения. Данный спор после переписки в 2009 году был перенесен в Арбитражный суд и в УФАС по Орловской области.
В статье Дениса Передельского «Сам себе управдом» дословно сказано следующее:
«…Тем не менее в суде жильцы доказали, что ТСЖ не является… промпредприятием, а представляет собой общественное объединение жильцов, и вынудили газовиков переписать договор». Здесь мы видим явную неточность. Преднамеренна она или нет, мы не знаем. А знаем точно лишь то, что такое преподнесение успеха «в борьбе со страшными газовиками-монополистами» в авторитетных и уважаемых населением изданиях поднимет престиж данного ТСЖ.
Читая статью, можно подумать, что состоялось решение арбитражного суда в пользу ТСЖ «Виктория». В действительности это не так. В арбитражном суде действительно прошло два заседания. Но в процессе рассмотрения дела товарищество собственников жилья «Виктория» и ООО «Орелрегионгаз» согласовали все разногласия по договору поставки газа. Пункт договора о цене на газ остался неизменным, ТСЖ с этим согласилось. По просьбе ТСЖ из договора были исключены некоторые пункты по штрафным санкциям. Хотя в товариществе знали, что ООО «Орелрегионгаз» повышающие коэффициенты, например за перерасход газа, по отношению к ТСЖ и управляющим компаниям как к коммунально-бытовым потребителям не применяет. Мы отрегулировали наши отношения с учетом требований законодательных актов. И сделано это было по обоюдному согласию, вследствие чего рассмотрение дела в арбитражном суде было прекращено. Кстати, возникающие иногда трудности во взаимоотношениях с подавляющим большинством потребителей природного газа разрешаются еще на стадии переговоров.
Дальше в статье «Сам себе управдом» читаем: «Сопротивление вызывает ответную реакцию. Поспорили с газовиками? Вот вам повышающий коэффициент за качество газа. Дескать, в ваш дом поступает более качественный газ, чем в другие. И попробуй докажи, что это не так, — на экспертизах разоришься».
Уместно будет напомнить, что цена на газ, регулируемая государством, зависит еще и от калорийности газа, то есть от показателя теплоотдачи при его сгорании. ООО «Газпром трансгаз Москва» ежемесячно предоставляет нам паспорт качества газа, поставленного в регион в отчетном месяце. На основании паспорта качества газа производится перерасчет цены как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Естественно, ТСЖ «Виктория» не выделяется из общего ряда потребителей, все потребители равны. Понятно, что для товариществ собственников жилья перерасчет цены по показателям калорийности газа неудобен, так как они устанавливают тарифы на тепловую энергию и горячую воду сразу на год. При повышении стоимости газа может возникнуть кассовый разрыв, такое иногда случается. Но все это можно предусмотреть либо своевременно откорректировать собственные тарифы.
Автор пишет, что «сейчас товарищество спорит с другим кабальным, по мнению жильцов, пунктом. Газовики требуют распределять расход газа равномерно — чтобы он был одинаковым, что в декабре, что в июне. Повышающие коэффициенты на этот случай включены в договор. ТСЖ возражает: не может быть расход газа одинаковым в декабре и июне. И согласно платить только по факту».
На самом деле оплата потребленного газа и производится только по факту. Предприятия коммунально-бытовой сферы, уточняю, потребляют газ по потребности, штрафные санкции за неравномерность потребления к ним не предъявляются.
В целом же полезная статья Дениса Передельского «Сам себе управдом» нас, работников газоснабжающей организации, сильно удивила неточностями в части договорных взаимоотношений поставщика и потребителя природного газа.
От редакции.
Поднятые и в статье Д. Передельского, и в комментарии О. Столяровой проблемы — насущны и злободневны. Процессы, происходящие в системе ЖКХ России, многоплановы и неоднозначны. Именно поэтому «Красная строка» считает тему реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве по-прежнему открытой, а разговор — неоконченным, требующим вдумчивого и заинтересованного продолжения.