Светофоры — это пережиток тоталитаризма

Хаос грозит стать обыденностью. Причем слово «хаос» не следует воспринимать как некое отвлеченное, метафорическое обозначение крайней степени беспорядка и дезорганизации, характерных для некоторых сторон областной жизни. Этот хаос на своей шкуре предметно и реально почувствует каждый, достаточно ему будет выйти на перекресток, регулируемый таким замечательным изобретением инженерной мысли, как светофор! Вы еще пожалеете, что не ценили по достоинству этот подарок цивилизации. То, что уже тридцать лет назад было обычной приметой городского пейзажа, для сегодняшней Орловщины становится, к сожалению, непозволительной роскошью.

Короче, областная администрация отказалась в наступившем 2008-м, а также в будущем 2009-м и следующем за ним 2010 годах оплачивать эксплуатацию орловских городских светофоров, находившихся все прежние годы на содержании областного бюджета. То есть область отказывает в деньгах не самим светофорам, понятное дело, а подразделению УВД «Орелтранссигнал», которое «светофорные объекты» и обслуживало. Начальник «Орелтранссигнала» А. П. Коновалов, получив такой отлуп, пожаловался советской власти — председателю Орловского городского Совета народных депутатов В. И. Уварову, попросив «во избежание аварийных ситуаций на улицах и перекрестках города» «принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения». Председатель Совета отписал бумагу мэру А. А. Касьянову, попросив в свою очередь «на основании ст. 33 Устава города Орла» заявление рассмотреть и сообщить о результатах как заявителю, так и депутатам.

Мэр, надо полагать, заявление рассмотрел внимательно, поскольку о результатах, пока предварительных, сообщил не только народным представителям и заявителю А. П. Коновалову, но также начальнику УВД В. А. Колокольцеву и прокурору Орловской области С. Д. Воробьеву. Шутка: в Орле завтра перестанут работать светофоры? В Афганистане, говорят, и без них хорошо справляются, возможно, мы переймем афганский опыт, но пока за бардак и его возможные последствия должны отвечать все ветви власти. По крайней мере, они должны быть информированы о творящемся бардаке.

Мэр с палочкой регулировать движение не пойдет. Не пойдет и руководитель Совета. Откажутся, по всей вероятности, и депутаты. Остаются сотрудники ГАИ и обученные добровольцы. Их помощь потребуется, поскольку светофоры уже начали отключать — они светят и мигают с начала года без финансирования. Что будет дальше, додумывайте сами: дорогу переходить даже несколько раз на дню приходится практически каждому. Об автолюбителях просто помолчим. Выезд на орловские перекрестки становится для них приключением, сопряженным с серьезным риском для жизни.

Текущие платежи за эксплуатацию такого излишества, как светофоры, — это цветочки. О ягодках, которые еще предстоит собирать, рассказывает начальник опального «Орелтранссигнала» в пояснительной записке. Процитируем абзацы, дающие представление о состоянии и перспективах эксплуатации хозяйства, ведомственной принадлежностью которого еще несколько дней назад любой здоровый орловец не интересовался.

«Большая часть светофорных объектов эксплуатируется с истекшим сроком амортизации и требует реконструкции или капитального ремонта. 32 объекта находятся в эксплуатации без реконструкции более 15 лет, 8 объектов — более 20 лет. Требует полной реконструкции «Зеленая волна», т. е. система автоматического регулирования… на улицах Комсомольской и Московской, включающая в себя 14 светофорных объектов. Система была введена в эксплуатацию в конце 80-х годов… На сегодняшний день оборудование автоматической системы регулирования устарело морально и физически, что приводит к… частым сбоям в ее работе и, как следствие, возникновению аварийных ситуаций. Капитальный ремонт системы автоматического регулирования «Зеленая волна» должен включать в себя инженерные, организационные мероприятия и замену оборудования. Полная стоимость переоборудования составляет… около 4,5 млн. рублей.

Также требуется реконструкция светофорных объектов, морально и физически устаревших, которые не входят в систему «Зеленая волна», на следующих перекрестках (следует перечень перекрестков. — Ред.)… Большинство светофорных объектов оборудованы морально и физически устаревшими контроллерами УК-2. Устаревшие контроллеры не имеют защиты от конфликтной ситуации (одновременного включения со всех сторон красного и зеленого сигнала). В первом случае это приведет к «пробке», во втором — к дорожно-транспортному происшествию… Необходимо заменить контроллеры в первую очередь на 16 светофорных объектах. Установка контроллеров нового типа… обойдется в пределах 30—50 тыс. рублей за один контроллер (общая сумма составит около 1 млн. руб.)».

Вот такие веселые перспективы нарисовал нам А. П. Коновалов. Кто будет оплачивать?

Для информации (из той же пояснительной записки): в Орле работают (до недавнего времени работали) 65 светофоров, из которых 57 штук находятся на балансе ГосСМЭУ «Орелтранссигнал», 5 штук — на балансе администрации г. Орла, 1 штука — на балансе МРХ ЦБ РФ, 1 штука — на балансе УГИБДД и еще 1 штука — на балансе базы «Лесоторговая».

Светофоры, за которые платит город, работают исправно, с остальными, которые по одной штуке, тоже проблем нет. Проблема с Государственным специализированным монтажно-эксплуатационным учреждением «Орелтранссигнал», его взаимоотношениями с администрацией Орловской области и с самой областной администрацией. Есть, конечно, проверенный способ — навесить все расходы на город, но как бы Орел от такой политики не сдох вместе со светофорами.

Любопытно, что 24 ноября 2006 г. был принят Закон Орловской области, утвердивший областную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах». Финансировать программу должен был в том числе и областной бюджет. Была создана и комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения, председателем которой стал заместитель губернатора Ефим Николаевич Вельковский.

Так как насчет безопасности, Ефим Николаевич? Комиссия работать будет?

Новое слово в месячнике дорожной безопасности: заместитель мэра с палочкой регулировщика рядом с погасшим светофором. Не очень эффективно, но очень эффектно.

С. Днев.