Зачем кидаться с головой в «мутную воду»?
Выступление руководителя фракции ЛДПР В. В. Утешева на заседании Орловского областного Совета народных депутатов по отчету губернатора и председателя правительства Орловской области
Уважаемый Александр Петрович! Уважаемый Иван Яковлевич! Уважаемые коллеги! Присутствующие!
Сегодня мы продолжаем обсуждение отчета правительства области о результатах его деятельности за 2010 год, который предварительно рассматривался на расширенных заседаниях комитетов областного Совета. Отчет представлен с анализом развития региона за прошедший год. В нем озвучен ряд актуальных проблем и вопросов, волнующих население — наших избирателей, поставлены задачи на будущее. В формате сегодняшнего отчета говорилось также и об основных направлениях деятельности правительства, которые реализуются в настоящее время, и о новых подходах к работе в текущем году.
Однако вместе с тем фракции ЛДПР хотелось бы обратить внимание на некоторые важные проблемы, решение которых, на наш взгляд, должно позитивно повлиять на деятельность органов власти и развитие области в целом.
Во-первых, мы полагаем, что существующая структура управления экономикой и проведения в жизнь инвестиционной и инновационной политики показала необходимость своей трансформации. Сложно ожидать оперативного и скоординированного результата привлечения инвестиций и применения инноваций, если эти процессы, входящие в единый комплекс экономического управления, планируются и реализуются в разных сегментах структуры управления… Орловская область до настоящего времени не имеет стратегической концепции развития промышленности, сельского хозяйства, строительства и инфраструктуры, нет обоснованных приоритетных направлений развития, не определены государственные меры поддержки приоритетных производств, нет номенклатурного перечня товаров и услуг, производимых предприятиями области, как, собственно, нет и перечня товаров и услуг, востребованных для государственных и муниципальных нужд. Необходим более серьёзный системный анализ в экономической сфере, а иначе производители и потенциальные инвесторы будут и впредь находиться на распутье, где проще отказаться от вложений в областные производства, чем кинуться с головой в «мутную воду». Полагаем, подобный подход к экономическим вопросам требует немедленного пересмотра — не только поручения исправлять ситуацию, но и изменения структуры органов, отвечающих за конкретные направления.
Во-вторых, насущным вопросом считаем повышение эффективности управления экономикой. Точность управленческих решений должна быть поставлена в непосредственную зависимость от их результатов. Государственная поддержка — это не благотворительная помощь, а политика, имеющая целью получение определенного результата, а именно: увеличения рабочих мест, объемов производства, налоговых сборов и платежей в бюджет и т. д. Поскольку основную нагрузку в реализации инвестиционной и инновационной политики должны принять на себя малые и средние предприятия, необходимо выработать критерии оценки их деятельности. Необходимо уходить от такого среднестатистического обобщенного результата, как количество малых и средних предприятий, количество использующих упрощенную систему налогообложения и т. п. Эти показатели не имеют макро-экономических последствий, это просто статистика. Необходимо четко и абсолютно точно знать, как и что изменилось в деятельности конкретного предприятия после оказания ему мер государственной поддержки, для оперативного управленческого реагирования и мер ответственности — как предприятия, так и государственных структур. Только на государственно-частном партнерстве, объективных и открытых критериях сотрудничества, взаимной ответственности по взятым обязательствам можно осуществить прорыв в экономике области.
В-третьих, чего греха таить, большинство инвестиционных соглашений (финансовые поступления, участие в софинансировании различных программ) связаны с использованием ресурса губернатора области, его связей в Правительстве РФ. Экономический блок правительства области фактически с трудом реализует свои функции в том направлении, сведя деятельность в основном к мониторингу ситуации. Констатация результатов деятельности в экономике по факту сложившихся показателей, на наш взгляд, противоречит самому понятию управления. Мониторинг, то есть сбор информации, более точно и квалифицированно исполняют и Государственная статистика, и Государственная налоговая служба. Суть управления — в принятии решений и использовании экономических рычагов для придания процессу необходимого импульса и вектора развития. Полагаю, что мало найдется возражений тому, что инструменты влияния на экономические процессы у региона весьма ограниченны.
По предложению областного Совета снижены региональные ставки налога на прибыль, на имущество и на землю. Возможно просубсидировать, в пределах бюджета, процентную ставку по банковским кредитам, но аналогичные меры также имеются в распоряжении и соседних регионов.
А следовательно, создание привлекательных преферентных условий для бизнеса в Орловской области требует реальной административной управленческой работы по организации дополнительных форм и методов рационального сотрудничества с инвесторами. Пора переходить от пассивного мониторинга процессов к активному мониторингу потенциальных рынков сбыта для продукции региональных производителей, созданию условий для продвижения этой продукции потребителю, как это делают в Татарии, Калуге, Липецке и т. д. На сегодняшний день наличие государственно поддерживаемого рынка сбыта продукции является серьезнейшим аргументом инвестиционного развития.
В-четвертых, мы видим повышение эффективности использования бюджетных средств в переходе от системы государственных закупок к системе государственных поставок. Причем это можно осуществлять в рамках действующего законодательства, пересмотрев технические задания и условия конкурсов и аукционов. Имея фактические данные о необходимых годовых объемах товаров и услуг, используемых для осуществления государственных функций, дешевле для бюджета, стабильнее для производителя, гарантировано для получателя заключение договоров с четким графиком поставки. Так, например, обычная бумага для принтеров, стоимость пачки которой в рознице доходит до 160 рублей, покупаемая по этой цене в пределах текущей потребности, могла бы обходиться бюджету в 92 рубля, если указанный контракт будет заключен с заводом-производителем. Конечно, производитель не в состоянии гоняться за заказами объемом несколько десятков пачек, здесь территория посредников, откатов и коррупции, а вот годовой объем потребности всех органов государственной и муниципальной власти — другое дело.
Аналогичная ситуация существует и по абсолютному большинству государственных закупок. Заказы дробятся до стоимости контракта менее 100 тысяч рублей и заказываются у «единственного» поставщика, с невозможностью сравнения цен, условий и непрозрачностью денежных потоков. И объем таких заказов составляет 97% закупок.
Мы полагаем, что в достаточно напряженной обстановке бюджетного дефицита Орловской области система государственных поставок может принести экономию средств и увеличение физических объемов государственных закупок до 30—40%.
И наконец последнее. Сейчас голодают более 20% жителей планеты. Учащающиеся наводнения, засухи, быстрый рост населения в странах Азии, увеличение благосостояния в Китае, Индии ведут к росту спроса на продовольствие и увеличению цен на него. Мы имеем огромные посевные площади, как ни одна страна в мире, это то, что практически невозможно украсть и вывезти за границу для обогащения только кучки людей, как газ или нефть.
На сегодняшний момент губернатором привлечены достаточно большие денежные средства на развитие сельскохозяйственного производства. И получение максимальной отдачи зависит только от создания оптимальной производственной системы. Задел неиспользуемых производственных ресурсов в Орловской области огромен. Так, например, посевные площади сельскохозяйственных культур в Орловской области в 1990 г. составляли 1568,5 тыс. гектаров, а в 2010 г. — 1076,5 тыс. гектаров, фактический резерв для земледелия почти 500 тысяч га. Поголовье крупного рогатого скота в 1990 г. составляло 718,1 тыс. голов, в 2010 г. — 151,6 тыс. голов, имеет обоснованный резерв для роста более чем на 500 тысяч голов. Поголовье свиней в 1990 г. — 498,9 тыс. голов, в 2010 г. — 315,1 тыс. голов, фактически обоснованный резерв развития — более 179 тысяч голов. Конечно, мы ясно отдаем себе отчет как в том, что для использования этих резервов необходимо решить комплекс взаимосвязанных проблем, так и в том, что эти вопросы носят системный и управленческий характер и находятся в компетенции правительства Орловской области.
Подытоживая, хочется отметить, что, несмотря на большое количество нерешенных проблем, Орловская область оживает — и производство, и сельское хозяйство. И хотелось бы, чтобы этот процесс шел не сам по себе, а управлялся. Наша общая задача как органов власти — создать систему, при которой производственная деятельность на Орловщине приносила бы взаимную пользу и инвесторам, и предприятиям, и гражданам — вне зависимости от формы собственности и политической принадлежности.
Фракция ЛДПР предлагает принять отчет правительства к сведению и продолжить дальнейшую совместную работу на благо Орловской области. Спасибо за внимание.