Все «жемчужины» Филиппа Тимонина

Филипп ТИМОНИНМногие воспитанники орловского футбола, перешагнув порог школы, покидали Орел и искали свое счастье в других городах. Лишь по прошествии нескольких лет скитаний некоторые из них возвратились домой и теперь выступают за «Орел». Так произошло и с защитником Филиппом ТИМОНИНЫМ, который лишь в 26-летнем возрасте смог провести первый матч за главную команду своего города.

— Филипп, как и многие ваши партнеры по команде, вы учились футболу в орловской ДЮСШ № З?

— Да. Начал я учиться в ДЮСШ № 3, когда перешел в шестой класс общеобразовательной школы. Моими первыми тренерами были Н. И. Усов и В. И. Зотов.

— Родители к спорту имели какое-нибудь отношение?

— Отец и родной дядя тоже играли в футбол на любительском уровне. Они, можно сказать, и привили мне любовь к этой игре. Всей семьей болеем за московский «Спартак».

— Когда оказались на примете у клубов из других городов?

— По окончании второй четверти 11-го класса вместе с Поляковым уехал в Сочи для продолжения учебы в футбольном интернате «Жемчужины». Тренеру команды нашего возраста А. Ф. Паскотину мы понравились, и он оставил нас. Кроме меня и Женьки, там учились ребята со всего Краснодарского края. Мы базировались в Адлере. Жили в общежитии при профессиональном лицее, где проходили учебу. Для нас было организовано там и питание.

— Школа «Жемчужины» была сильнее нашей ДЮСШ № 3?

— Не намного. Мы приехали туда в период, когда пришлось переходить из юношеского футбола во взрослый. Необходимо было сразу показывать не только свою технику, но и бойцовские качества, т. к. приходилось играть уже с мужиками. В 1997 году поехали на финал первенства ПФЛ среди команд нашего возраста, где заняли второе место. В том турнире принимали участие лучшие юношеские команды клубов высшего и первого дивизионов. В группе мы никому не проиграли, лишь свели вничью встречу со столичными спартаковцами, которым я забил гол. На турнире провел все матчи, выходя в стартовом составе. Это был самый большой успех нашей «Жемчужины».

После того турнира я был включен в заявку «Жемчужины», которая выступала в высшей лиге. Мне тогда было всего 16 лет, и я был самым молодым футболистом, заявленным за этот клуб. Играл за дубль «Жемчужины», который выступал тогда в третьей лиге. Меня периодически приглашали на сборы основной команды, проводил с ней двусторонние игры. Так я провел в Сочи три года.

— Никто из тренеров «Орла» про вас так и не вспомнил тогда?

— К сожалению, нет. Даже не было разговора, чтобы приехать на просмотр.

— А какой размер заработной платы был у вас в «Жемчужине»?

— Около полутора тысяч рублей. На первую зарплату купил себе кроссовки и пошел с друзьями отдохнуть в парк. Денег хватило, чтобы погулять (смеется).

— Не все было тогда ладно у «Жемчужины». Желание уехать оттуда возникало?

— К исходу моего трехлетнего контракта с «Жемчужиной», она стала уже разваливаться и вылетела из высшего дивизиона в первый. Нам не платили зарплату в течение трех месяцев, и мы написали заявление об уходе по собственному желанию. После этого нас всех распустили. Пытался устроиться в московской команде «Ника», но не получилось. Перед началом очередного сезона В. И. Ядрихинский позвонил мне, чтобы я провел несколько тренировок с «Орлом». Главный тренер команды В. М. Коберский оставлял меня в команде, но потом почему-то передумал. Я даже успел подписать контракт с «Орлом», но так и не был включен в заявку клуба на предстоящий сезон. Тот год провел в орловском «Локомотиве», играл в областных турнирах. Но иногда тренировался с «Орлом», приглашали меня поучаствовать и в двусторонних играх.

— Как решили проблему прохождения службы в армии?

— Для этого пришлось ехать играть в «Моздок», который выступал тогда во втором дивизионе. Время, что я пробыл там, мне зачислили как прохождение службы. В «Моздоке» играли мои друзья-орловцы Александр Рожков и Сергей Полянцев. Они меня и «сосватали» в эту команду. Выступал там на позиции последнего защитника. На следующий сезон стал уже капитаном команды. Пробыл я там три года. А потом меня позвали во владикавказский «Автодор», с которым я подписал контракт на два года. В этой команде я был единственным легионером, остальные ребята были местные. Отыграл первый круг, после чего мне сказали, что будут делать акцент на своих воспитанников и выставили на трансфер. Пришлось вернуться в Орел, где я познакомился с М. Ю. Берниковым, который предложил мне играть за «Командор». За эту команду я выступал в различных турнирах, как в большом футболе, так и в мини. Профессионально заниматься спортом я не мог. Работал в магазине «Елки-палки», т. к. нужны были деньги, необходимо было как-то жить дальше.

Многие мои друзья, М. Ю. Берников постоянно говорили мне, что я могу еще играть в профессиональный футбол. И я решил попробовать вернуться. В начале прошлого года мне позвонил второй тренер «Магнита» Ю. А. Юхневич и предложил попробовать свои силы. Я согласился и уехал вместе с Унгаровым в Железногорск. Прошел с командой предсезонный сбор и остался в «Магните». Правда, когда мы были в Кисловодске, то сломал руку и стартовые игры пропустил. А потом все время выходил в основном составе. Играл на позиции левого защитника, а иногда и последнего.

По итогам сезона мы заняли второе место, хотя задача была попасть в призовую тройку. С нами полностью рассчитались, выплатили все бонусы. Тренерский штаб «Магнита» остался доволен моей игрой. Сразу по окончании сезона приглашали остаться и на следующий год. Но тогда уже стало ясно, что наш «Орел» будет играть либо во втором дивизионе, либо в том же «Черноземье», и я сказал руководству железногорского клуба, что хочу выступать в команде родного города, где бы она ни оказалась.

— Других предложений не было? Где и как поддерживали свою форму прошедшей зимой?

— Предложений не было. Играл за «Командор» в мини-футбол. Кстати, за успешные выступления в первенстве России мне, как и другим командоровцам, присвоили звание «Кандидат в мастера спорта по мини-футболу».

— Вы были среди первых, кого В. А. Брыкин взял в новый «Орел»…

— Да, практически с первых тренировок я был уже в «Орле».

— Вы играете на позиции последнего защитника, которая требует умения хорошо читать игру, хладнокровия, большого опыта выступлений. Чувствуете, что уже обладаете этими навыками? Эта позиция вам по душе?

— Я уже достаточно давно выступаю на этой позиции, начиная еще с «Жемчужины». Она очень ответственная, потому что не дает права на ошибку. Как и у вратаря, любая наша ошибка равносильна пропущенному голу. Мне нравится выступать в этом амплуа — читать игру соперника, выручать партнеров в сложных ситуациях. Тренеры «Орла» мне доверяют, раз ставят на эту позицию.

— В современном футболе эта позиция уже отмирает…

— Да. Например, в «Автодоре» мы играли уже «в линию». Все защитники были очень хорошо сыграны и понимали друг друга. В этом заслуга главного тренера Сергея Ташуева, поработавшего еще до этого в «Крыльях Советов» с Тархановым. Я без особых проблем освоил «линию», в которую играть легче, нежели когда на поле присутствует последний защитник. Но чтобы использовать этот метод обороны, необходимы высокое индивидуальное мастерство каждого защитника, отличная подстраховка и взаимопонимание. Эти качества наигрываются на тренировках достаточно долго…

— Почему в начале сезона тренерский штаб «Орла» пробовал вас на позиции опорного полузащитника?

— В начале сезона нам не хватало опытного игрока в середине поля, поэтому меня ставили в полузащиту. С приходом в команду Игоря Лузякина меня вернули в защиту.

— Когда выполняется угловой у ворот соперников, вас очень редко можно увидеть в чужой штрафной, хотя рост у вас не маленький и можете достойно сыграть головой…

— В. А. Брыкин требует дисциплины и строгости в защите, поэтому мои подключения в атаку, даже при выполнении стандартных положений у чужих ворот, практически исключены.

— По итогам первого круга «Орел» пропустил меньше всех голов, а по забитым мячам наша команда замыкает лишь десятку лучших. Получается, что защита пока играет лучше нападения?

— Вся команда играет в защите, начиная от нападающих и заканчивая вратарем. И наоборот, вратарь начинает атаку, а защитники, полузащитники и нападающие ее завершают. Играет вся команда в целом, поэтому заслуги нападающих или защитников делятся на всех, и выделять, какая из линий играет у нас лучше, не буду.

— В. А. Брыкин в начале сезона сетовал, что многие игроки «Орла» очень долго «отходили» от мини-футбола. Тяжело ли вам дался этот переход?

— Проблемы с переходом существовали, на их преодоление нужно было время, которого нам не хватило. «Орел» уже начал тренироваться на большом поле, а «Командор» проводил еще последние туры по мини-футболу в первой лиге. Очень сложно было отвыкнуть от коротких передач, мини-футбольных комбинаций и т. п.

— Где вам лучше играть: на искусственном поле или на натуральном газоне, но не идеального качества?

— Лучше, конечно, играть на идеальном натуральном газоне. Приятнее выступать на ровных полях, на которых футболисты могут показать все, что умеют. После игр на искусственном покрытии обычно начинаются микротравмы, болят голеностопы, колени. Особенно болезненным бывает частый переход с натуральных газонов на искусственные поля. Но если постоянно играть и тренироваться на «синтетике», то ничего страшного для здоровья футболистов не должно быть.

— Позади первый круг первенства «Черноземья». Какие команды из числа соперников вам понравились больше?

— «Магнит», «ФЦШ-73».

— В вашем возрасте многие обзаводятся своими семьями. Она у вас уже имеется?

— Да, я женат больше двух лет. Жену зовут Ольга. Она работает врачом-терапевтом в поликлинике им. Боткина. Жена родом из города Ефремов, Тульской области. У нас есть сын Никита, которому 1 июля исполнилось два года.

— С чего всё начиналось?

— Познакомились на дискотеке в Орле. Я приехал домой в отпуск из Моздока, а она здесь училась в институте на врача. Дату нашей встречи, 17 ноября, отмечает до сих пор. Потом я снова уехал в Моздок. В то время еще не так были распространены сотовые телефоны, и мы присылали друг другу обычные почтовые письма. Я писал их Ольге каждую неделю, она регулярно мне отвечала. Часто перечитываем их, очень интересно. Сейчас современная молодежь практически не пишет писем, а тогда это был чуть ли не единственный способ общения на расстоянии.

— Заметил, что вы часто с друзьями обмениваетесь музыкальными дисками. Увлекаетесь музыкой?

— Да, музыку мне нравится слушать. Направления, которым я отдал бы предпочтения, у меня нет. Но больше нравится современная танцевальная музыка — R´n´B, Justin Timberlake. А самое мое большое увлечение — моя семья. Люблю гулять вместе с сыном и женой в свободное от футбола время. И очень хорошо, что я сейчас играю за «Орел». Времени, чтобы быть нам всем вместе, стало больше. Ведь раньше, когда играл за «Магнит», а особенно за «Моздок», его практически не было. Когда выпадает свободный день, стараемся пойти к нашим родителям, к друзьям или куда-нибудь погулять.

— На семейные праздники зовете друзей из команды?

— Обязательно. Мои друзья — это, в основном, те люди, с которыми я учился еще в школе: Женька Поляков, Саня Рожков. Таких друзей у меня мало, поэтому их дружбой я дорожу. Всегда приглашаю их на дни рождения и другие семейные праздники.

— Умеете готовить что-нибудь вкусненькое?

— Очень нравится мне жарить блины. Жена не умеет их готовить, и поэтому она всегда просит меня их испечь.

— Значит, неделя, когда встречают Масленицу, у вас самая тяжелая? К теще на блины со своими блинами ходите?

— Да уж, тяжеловато приходится (смеется). А тещу на блины мы приглашаем к себе домой.

— Были ли у вас моменты в жизни или в футбольной карьере, которые впоследствии хотелось бы изменить?

— Нет, наверное. Мой жизненный девиз: «Всё, что ни делается, — к лучшему». Хотя, когда смотришь на произошедшее в жизни спустя годы, думаешь, что где-то все-таки не повезло, где-то сам сделал какие-то ошибки. В футболе ведь очень многое зависит от удачи, везения. Если можно было бы повернуть время назад, то я сделал бы все возможное, чтобы играть рангом выше, — в премьер-лиге или хотя бы в первом дивизионе. Такие мечты были.

— А сейчас достичь таких высот вам уже не по силам?

— Если только пробиться туда с командой родного города. Тогда эти мечты могут стать реальностью.

— В этом сезоне вы впервые играли перед орловскими болельщиками. Какие впечатления от игры перед родной публикой?

— Орловские болельщики не отвернулись от нас и в трудные минуты, когда мы показывали отрицательный результат. Болельщики познаются в беде команды. Если они в любых ситуациях вместе с нами, тогда они с полным правом могут назвать себя настоящими болельщиками клуба. В Орле очень много людей ходит на стадион, и очень приятно играть при большом количестве зрителей. Это дополнительный стимул показать всё, на что ты способен, отдаться полностью игре.

Александр СУХОВ.