Красная строка № 8 (230) от 8 марта 2013 года
А где «государево око»?
Что такое прокуратура для меня — рядового гражданина, проживающего в центре России без малого 70 лет? Конечно, это «государево око», зорко следящее за тем, чтобы на всей территории страны строго исполнялись законы, принятые в интересах всех законопослушных граждан. Какие профессиональные требования могут быть предъявлены к любому работнику, на плечах которого прокурорские погоны с большими и малыми звездочками?
На первом месте — безупречное, почти абсолютное или близкое к тому знание законов и безошибочное их применение. На второе место, исходя из постулата «перед законом все равны», поставлю стерильно чистые руки и помыслы, исключающие коррупцию, кумовство, «виляние хвостом» перед высокопоставленными мошенниками и казнокрадами. И этим, пожалуй, ограничил бы перечень обязательных профессиональных требований.
А теперь перейдем к делу и проверим прокурорских работников на знание простых истин, прописанных в законе. Просим ответить на следующие вопросы:
— что значит запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, произведенная по итогам всероссийской инвентаризации земель в период с 1993 по 1998 годы с присвоением кадастрового номера и выдачей Свидетельства о праве на каждый, отдельно взятый, участок?
— является ли она (запись) актом государственной регистрации права землепользования?
Возникшее в нашем городе между гражданами и органами власти разночтение земельного законодательства до сих пор не нашло разрешения. В таких случаях право толкования статей Земельного кодекса РФ принадлежит только тому законодательному органу, который его принял в 2001 году, т. е. Государственной Думе РФ. За разъяснениями и уточнениями разумнее всего «послать гонца» в Москву, где в Законодательном Собрании РФ на постоянной основе трудятся депутаты от Орловской области, и с их помощью в юридической службе получить необходимую информацию. Дело проще «пареной репы», но тянется оно с 1 июля 2006 года, т. е. со дня вступления в силу Федерального закона № 53-ФЗ от 17.04.2006 года «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ…».
Орловский областной Совет народных депутатов, на свой лад прочитавший этот Федеральный закон, двумя днями ранее, т. е. 28 июня 2006 года, принял региональный Закон № 603-ОЗ, заложив в его основу заведомо недостоверные, не подтвержденные документально сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности в городе Орле по состоянию на дату принятия законодательного акта. На тот момент подобные данные, утвержденные Орловским городским Советом, отсутствовали. Не имел их и Орловский областной Совет. Полный перечень разграниченных и неразграниченных земель в городе, заложенный в электронную базу, не был утвержден ни одним из уполномоченных органов.
О полном, тотальном беспорядке с учетом подобных земельных участков, их передачей, продажей в собственность или в аренду, о многомиллионных потерях городского бюджета говорилось в Представлении Контрольно-счетной палаты Орловской области от 18.08.2008 года № 137-СП на имя председателя областного Совета И. Я. Мосякина. Обнародование этого изобличающего документа было не в интересах власти, и его спрятали под сукно. Но шила в мешке не утаишь! 3 года спустя Контрольно-счетная палата провела повторную проверку и вновь пришла к неутешительным выводам. Безобразия с использованием муниципальных земель под прикрытием якобы неразграниченности государственных земель продолжались. Все, кому было не лень, грабили и продолжают грабить городскую собственность.
А что же недремлющее «государево око» — прокуратура? Имея на руках два (!) официальных доклада областной КСП, два обращения депутатов городского Совета на имя прокурора Орловской области и одно — на имя Генерального прокурора РФ, опубликованных в средствах массовой информации, с чувством собственного достоинства и непогрешимости прокуратура отвечала: «Процедура рассмотрения указанного законопроекта Орловской области и порядок его принятия соблюдены», «основания для внесения актов прокурорского реагирования на данный закон не имеется».
Депутаты, начиная с июля 2006 года и по настоящее время, неоднократно, на документальной основе выражали свой протест в связи с принятием очень сомнительного Закона № 603-ОЗ и требовали приостановить его действие до официального опубликования утвержденной уполномоченным органом информации о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности, опубликования карты разграниченных и неразграниченных земель в пределах городской черты. Только при наличии этих данных можно будет сделать достоверный вывод о количестве неразграниченных государственных земель (если они еще имеются на территории муниципального округа. — Авт.). Только после обнародования правдивых сведений о неразграниченных государственных землях можно будет обсуждать вопрос на сессии областного Совета о возобновлении действия регионального Закона № 603-ОЗ, распространив его влияние исключительно на официально утвержденные неразграниченные государственные земли. Это будет служить наведению порядка со всеми землями в черте города. Уверен в том, что выражу мнение подавляющего большинства горожан, если буду утверждать следующее.
Орловский областной Совет народных депутатов, приняв региональный Закон № 603-ОЗ от 28 июня 2006 года и указав при этом, что: «…Общая площадь земель поселений в городе Орле составляет 11998 га, из них 10065 га (84%) находятся в государственной собственности и неразграничены. 1890 га (16%) находятся в собственности граждан, 43 га — в собственности юридических лиц…» — нарушил конституционный запрет, наложенный статьей 133 Основного Закона РФ, на вмешательство государственной власти в дела местного самоуправления и тем самым ограничил возможности финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления по обеспечению населения социально значимыми услугами.
Основания для подобного вывода просты.
Статья 214 Гражданского кодекса РФ и статья 16 Земельного кодекса РФ дают практически одинаковые определения понятия «государственная собственность в Российской Федерации»: «Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью…» (в том числе неразграниченной. — Авт.).
Чтобы узнать, сколько в нашем городе неразграниченных государственных земель, депутатам областного Совета и надзирающей прокуратуре достаточно было из общего количества земель в черте города — 11998 га вычесть количество гектаров, находящихся в собственности граждан, вычесть количество гектаров, находящихся в федеральной собственности, в региональной собственности, в муниципальной собственности и в других видах собственности (исключая государственную. — Авт.).
Где получить эти сведения?
Орловский городской Совет на протяжении ряда лет ежегодно рассматривал и утверждал «Отчет о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности» (по состоянию на 1 января очередного года. — Авт.). В обязательном порядке один экземпляр этого официального документа постоянно хранится в администрации города, а другой отсылается в Москву для государственного учета земель в РФ. Посмотрим, что было зафиксировано в Отчете по состоянию на 1 января 2002 года, т. е. на день вступления в силу Земельного кодекса РФ.
На тот момент в городе было 47192 землепользователя, учтенных в формах ЕГРЗ с указанием кадастрового номера закрепленного земельного участка и выдачей Свидетельства о праве. По формам собственности земли распределены были следующим образом:
1. Федеральная собственность — 1075 га — разграничена (министерства и ведомства);
2. Региональная собственность — 435 га — разграничена;
3. Индивидуальное — жилищное — 1230 га — разграничена; строительство (собственность граждан);
4. Коллективное садоводство — 1206 га — разграничена (собственность граждан);
5. Дороги, улицы, площади — 2189 га — разграничена (земли общего пользования — муниципальная собственность).
Итого: 6135 га — разграничены.
В сумму разграниченных земель должны быть записаны земельные участки, отведенные для обслуживания и эксплуатации многоквартирных жилых домов. Это около 3000 га (требуется уточнение). Они разграничены в силу статьи 36 Жилищного кодекса РФ, вступившего в силу с 1 марта 2005 года, т. е. за 15 месяцев до принятия Федерального закона № 53 2006 года. При этом каких-либо документов от граждан, подтверждающих их право общей долевой собственности на земельный участок, не требуется (см.: ч. 66 Постановления Пленума ВС РФ № 10/22 от 29.04.2010 г.).
Таким образом, площадь разграниченных земель в черте города уже к марту 2005 года была не менее 9000 га. Это в любой момент может быть подтверждено документально.
Возвращаясь к статье 214 Гражданского кодекса, определим возможное количество неразграниченных земель: 12000 га — 9000 га = 3000 га. Эта величина требует уточнения и утверждения компетентными, уполномоченными органами. Утверждения депутатов областного Совета о наличии в городе Орле на момент принятия областного Закона 10000 га неразграниченных земель недостоверны, не подтверждены документально и по сути своей имеют все признаки вымысла (очевидно, с целью одурачить граждан). Отсюда следует, что прокуратура Орловской области в июле 2006 года и в последующие годы не выполнила своих функциональных обязанностей, не провела по обращению депутатов городского Совета проверку по существу заявленных требований, подменив ее отпиской: «Процедура рассмотрения указанного законопроекта Орловской области и порядок его принятия соблюдены». Кто после этого осмелится сказать, что орловская прокуратура — «государево око»?
Депутаты городского Совета разных созывов не просили и не просят прокуратуру дать правовую оценку процедуре принятия Закона № 603. Они не отказываются (не отрекаются) от требований, предъявленных областному Совету в многочисленных публикациях, помещенных в разные годы в «Красной строке», и настаивают на том, чтобы прокуратура Орловской области, проведя проверку, дала правовую оценку допущенным нарушениям прав и свобод жителей муниципального образования «Город Орел» — в части их права на местное самоуправление, на самостоятельное распоряжение земельной и другой муниципальной собственностью. Эти права закреплены и гарантированы в статьях 12, 130, 132, 133 Конституции Российской Федерации.
А в заключение скажу, что применение мер прокурорского реагирования для восстановления нарушенных прав граждан, в том числе — и в судебном порядке, — не только право, но и обязанность «государева ока».
С уважением,
Ю. И. Малютин,
депутат Орловского городского Совета 1 и 2 созывов.