А товар-то тухлый…
Новое и чуждое для русского уха слово «сити-менеджер» в Орле зазвучало примерно год назад. Областная и городская власти вдруг со всей яростью, достойной лучшего применения, ополчились на всенародные выборы мэров. Несмотря на протесты граждан, как рассказывали, где обманом, где запугиванием и шантажом, где циничной подтасовкой стали менять уставы городов и райцентров, прописывать в них чисто американское изобретение — должности сити-менеджеров.
Помнится, как проходили публичные слушания по этому вопросу в администрации Орла. О том, что это был фарс и откровенное издевательство над мнением горожан, говорили на одном из заседаний сессии горсовета даже депутаты-единороссы. Дескать, нагнали чиновников и студентов, а простых горожан, кто хотел высказать своё мнение, в зал не пустили: мест, мол, нет, смотрите происходящее на экране в фойе. А один из депутатов рассказал такой эпизод. При голосовании чиновники сперва поднимали руки в зале, а потом группами организованно мчались на галёрку, чтобы счётная комиссия зафиксировала их голоса ещё раз и там. Так это или нет, но пост сити-менеджера в устав города Орла, как и многих других населённых пунктов области, включен и может быть запущен в действие практически в любой момент. В Орле, например, если Сафьянов по каким-либо причинам оставит свой пост, сити-менеджер появляется автоматически. А учитывая сегодняшние отношения между конторами на пл. Ленина и Пролетарской Горе, это вполне реально. Одним словом, не пропустите момент…
Но вдруг на днях как гром среди ясного неба прозвучало распространенное центральными СМИ заявление главы Минрегиона РФ Виктора Басаргина о том, что система сити-менеджеров работает неэффективно и дальнейшее ее продвижение в малых городах и поселениях не рекомендуется.
Самый главный «прокол», на который обратил внимание Виктор Басаргин — отсутствие ответственности за свою деятельность как мэра, выбранного из числа депутатов, так и сити-менеджера. «И как раз сегодня прозвучала оценка, что практически не введен механизм ответственности сити-менеджеров за результаты своей работы. То есть мы разделили вроде бы власть, а ответственность сняли и с одного (сити-менеджера), и с другого (главы города)», — сказал министр 22 июля на коллегии по эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Где ещё «прозвучала оценка», министр не уточнил, но о том, что это заявление неслучайно, говорит и тот факт, что месяцем раньше в рамках правительственного часа в Госдуме Басаргин уже высказывался против продвижения идеи сити-менеджмента: «Мы сегодня очень серьезно работаем, чтобы не инициировать создание или продвижение этих институтов».
И это ещё не всё. В прессу попал проект предвыборной программы «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) Владимира Путина. Ее разрабатывает Институт социально-экономических и политических исследований во главе с экс-президентом Чувашии Николаем Федоровым. Если верить документу, один из его тезисов — возвращение выборности мэров и глав муниципалитетов.
Как пишет издание «Газета.ru» со ссылкой на чиновников Минрегиона, когда практика изменения системы городского управления только вводилась (это 2003 год), Кремль рекомендовал губернаторам инициировать в регионах процесс замены избираемых мэров на наемных служащих. Но после череды скандалов в разных регионах страсть федерального центра к новому способу регионального управления сильно охладела. Тем не менее некоторые губернаторы уже по собственной инициативе продолжили внедрять подобную практику в своих регионах, особенно недавно назначенные и не сильно популярные, так как для них избранный мэр — серьезный оппонент.
Выходит, продавливание института сити-менеджеров в Орловской области никакого отношения к оптимизации муниципального управления не имело. Наш орловский «Серый дом» навязывал областному и районным центрам уже «тухлый» товар. Никто из федерального центра не вынуждал будоражить людей, но Козлову и иже с ним захотелось построить собственную вертикаль власти. Только в этом случае, например, так бесцеремонно может хозяйничать на землях областного центра нежно опекаемый губернатором г-н Будагов, коммерческие интересы которого оказываются выше всяких законов, могут так разбазариваться и эксплуатироваться самые лакомые участки.
Как пишут в СМИ, реальных примеров большой эффективности «двуглавого управления» по сравнению с прежней системой нет. Зато достаточно негативных. Скандалом обернулся недавний переход к новой системе управления городом в Туле. Так что ситуация, сложившаяся в Орле при Александре Касьянове, когда он несколько месяцев прятался от следствия, по сравнению с тульской — цветочки. В городе Миассе в течение года сменилось два сити-менеджера. Положение было настолько серьезным, что губернатор Челябинской области пришёл к выводу, что пост сити-менеджера должен быть упразднен. В городе Артемовске менее чем за год после введения «двоевластия» уже была запущена процедура расторжения контракта. Причина та же — конфликт с депутатами и главой округа.
Вероятно, в Минрегионразвития накопилась такая критическая масса примеров, что это заставило министра Басаргина заговорить о проблеме публично. Он упоминал малые и средние города, но политологи считают, что особой разницы между ними в плане функционирования нет. Суть заключается в том, что два руководителя города не могут поделить власть и не хотят при этом брать на себя ответственность. Совершенно непонятно, кто является реальным руководителем (глава муниципального образования, обладающий представительскими полномочиями, или сити-менеджер, обладающий финансовыми рычагами).
У них образуются свои команды, у каждого свои аппараты, свои лоббистские структуры, свои коммерсанты, свои PR-службы и т. д. Они начинают вставлять друг другу палки в колеса, лоббировать деятельность различных коммерческих групп, жаловаться друг на друга губернатору. В общем, работы никакой нет, население от этого только страдает, проблемы не решаются и просто-напросто парализуется работа городов. А разве не об этом предупреждали многие оппоненты модного поветрия сити-менеджерства и на публичных слушаниях в Орле, райцентрах, на интернет-форумах?
Впрочем, не исключено, что речь о неэффективности сити-менеджеров в России окажется очередным предвыборным лозунгом. Но так хочется верить, что иногда и власть оказывается способной признать свои ошибки и сделать что-то для того, чтобы их исправить, оставив гражданам возможность реально спросить с того, за кого они голосовали.
Анатолий ЕГОРОВ.