Красная строка № 37 (259) от 8 ноября 2013 года
Бюджет долговой ямы
Бюджет — основной финансовый документ, который определяет социально-экономическое развитие региона и является отражением состояния экономики.
Экономика региона неразрывно связана с общим состоянием экономики страны. Давайте посмотрим на положение дел. По официальным данным рост ВВП страны за три первых квартала 2013 года составил всего лишь около 1 %, а годовой рост составит лишь около 1,1 % по сравнению с прошлогодними 3,4%.
Согласно прогнозам Минэкономразвития, общий объем капитала, выведенного из страны, составит по итогам текущего года 70—75 млрд. долларов — около 2,5 трлн. рублей. А это почти 20% федерального бюджета.
Российская промышленность, реальный сектор экономики, производственная сфера по сути дела парализованы. Экономика страны полтора года подряд не выходит из состояния стагнации. Присоединение к ВТО на заведомо невыгодных условиях лишь ускорило хозяйственный обвал, обусловленный всей деятельностью экономического блока правительства. Ситуация дальше будет только усугубляться. По сути, страна сползает в системный кризис. Сырьевая модель экономики полностью исчерпала себя. На этом фоне либеральное правительство заморозило 7,2 трлн. руб. (5,8 в двух фондах и 1,4 трлн. лежат на бюджетных счетах).
В Орловской области по данным Росстата за 9 месяцев прибыль крупных и средних организаций уменьшилась и составила 89,8% к 2012 году, а убытки крупных и средних организаций, наоборот, выросли — 117,5% к 2012 году. Упала промышленность: индекс промышленного производства составил лишь 99,6% к 2012 году, а в обрабатывающих производствах — 99,4%. Аналогичный спад и в сельском хозяйстве: индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах — 98,6%. Сократились перевозки грузов транспортом — 87,9% к 2012 году.
Вот в такой экономической ситуации рассматривался проект областного бюджета.
О доходной части проекта областного бюджета можно сказать словами председателя КСП: каждый четвертый рубль в проекте бюджета — заемный.
Расходы областного бюджета на 2014 год предусматриваются в объеме 29 млрд. 91,4 млн. рублей с ростом к первоначально утвержденному бюджету текущего года на 2,6%, что ниже прогнозируемой инфляции в 4,5%…
По подразделу «Жилищное хозяйство» расходы составят 45,4% к уровню текущего года, «Коммунальное хозяйство» — 90,4%, «Сельское хозяйство и рыболовство» — 75,4%, «Молодежная политика и оздоровление детей» — 89,9%, «Стационарная медицинская помощь» — 73,9%, «Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов» — 88,6%, «Массовый спорт» — 68,9%.
В целом расходы областного бюджета далеко не соответствуют потребностям в финансировании реального сектора экономики, социальной сферы и инфраструктуры.
Ударными темпами у нас растут расходы только на обслуживание государственного долга — 153% к уровню текущего года (740 млн.).
Как и в предыдущие годы, проект областного бюджета планируется с дефицитом. В следующем году дефицит складывается в предельном размере — 2 млрд. 799,3 млн. руб. (19,5% от объема налоговых и неналоговых доходов).
Государственный долг по итогам 2013 года составит 8,2 млрд. руб. или 65% к собственным доходам, в 2014 году — 11,3 млрд. руб. или 78,9% к собственным доходам.
Это бюджет не развития, а стагнации. Бюджет долговой ямы.
КПРФ вносила предложения, выполнение которых позволило бы увеличить доходную часть федерального бюджета. Это введение прогрессивного налога, введение госмонополии на алкоголь, национализация ключевых отраслей экономики, прежде всего сырьевых. Это позволило бы удвоить, утроить федеральный бюджет, а значит больше средств направлялось бы на развитие регионов.