Красная строка № 42 (264) от 13 декабря 2013 года
Бюджетная яма
На прошедшей 29 ноября сессии областного Совета народных депутатов был принят в окончательном чтении бюджет Орловской области на 2014 год и плановый период 2015—2016 годов. В следующем году планируется его дефицит в 2 млрд. 937 млн. рублей. «Ну и что, как это меня касается?» — пожмут плечами многие жители Орловщины. Уж так мы устроены, что остро реагируем лишь на проблемы, возникающие непосредственно рядом с нами, когда чувствуем, что они касаются наших собственных интересов. Поэтому попробую объяснить, почему областная бюджетная яма затронет лично каждого.
Бюджетный дефицит планируется гасить не за счёт доброго волшебника, а за счёт коммерческих кредитов в банках. Если этот долг распределить на всех жителей области, то на каждого — от грудничка до старика — придётся примерно по 4000 рублей, которые еще только будут заняты в 2014 году. Плюс проценты. И рано или поздно эти деньги придётся возвращать. А за счёт чего? За счёт налогов. И не надо думать, что кто-то там из предпринимателей заплатит побольше, а вот лично каждого не коснётся. Предприниматель дополнительные изъятые у него доходы возместит за счёт клиентов — то есть нас. И хотим мы того или нет, но именно мы, обычные орловцы, будем из своего кармана расплачиваться за этот кредит, покупая подорожавшие товары и услуги. Если 4000 распределить на год — не очень большая сумма, примерно 333 рубля в месяц. Но если бы то был единичный случай…
В этом году по уже набранным (преимущественно за последние годы) кредитам будет выплачено 484 млн. рублей. В следующем — уже запланировано отдать 740 млн. рублей в виде процентов коммерческим банкам. Когда единогласно принимался бюджет на 2013 год, был запланирован дефицит в 3 млрд. 420 млн. рублей, но уже в октябре 2013 года были приняты поправки, увеличивающие его до 4 млрд. 90 млн. рублей.
Сейчас наши чиновники и депутаты напоминают безнадёжного должника, который в спешном порядке занимает, где только можно, деньги, бездумно тратя их, обставляя свою квартиру дорогой мебелью и питаясь чёрной икрой, абсолютно не соотнося с размером своей зарплаты (налогов), не думая о том, что надо будет эти деньги возвращать, да ещё с процентами.
Нет, я не противник кредита как такового в бюджетном процессе. Есть, например, такая штука, как «кассовый разрыв», когда строить надо начинать ещё весной, а деньги по целевой программе придут только к концу года. Или когда кредиты вкладываются в те направления, которые приводят к росту поступления налогов, и полученные государством дополнительные доходы с лихвою окупают и кредиты, и проценты. Но брать максимум разрешённых по нормативам Минфина кредитов, только чтобы «проедать» их — это позиция временщика, который рассуждает: «После меня — хоть потоп».
Затраты бюджета крайне неэффективны, что подтверждает скандал за скандалом, разгорающийся на территории области. То в драмтеатре ремонтируют только стены, забыв о том, что оборудование не менее важно; то уничтожают палехскую роспись при ремонте Дворца пионеров… А сколько историй обо всех этих бессчётных ремонтах сомнительного качества ещё ждут своего развития и возможной оценки правоохранительных органов? По направлению проектов — глаза рябит от их обилия. Сколько из них будет выполнено, а по скольким окажется, что деньги потрачены впустую? Апофеозом стал проект по реконструкции Московской-Комсомольской. Дорогостоящий прожект, на реализацию которого никогда в обозримой перспективе не будет денег в бюджете. Создаётся ощущение, что задача чиновников — потратить как можно больше, неважно на что.
Очень интересна была сессия облсовета в октябре. Одновременно принимались и поправки в текущий бюджет 2013 года, и в первом чтении рассматривался бюджет 2014 года. И укрупнённые цифры в обоих документах можно легко сравнить. На образование расходы сократили на 207 млн. (с 6951 млн. до 6744), на здравоохранение — на 49 млн. (с 5751 млн. до 5702 млн.), при этом изыскав внутри этих статей ресурсы на поднятие зарплат учителям и врачам согласно майских Указов президента. Все остальные расходы по ним соответственно порезали.
На экономику расходы сократили с 6536 млн. до 5316 млн. В этой статье два главных больших подраздела: поддержка сельхозпроизводителя и дорожное хозяйство. Нет, дороги не будут хуже, под сокращение попала помощь селу.
Дороги у нас, возможно, в следующем году и улучшатся. Правда, заслуги местных чиновников и депутатов здесь нет — изменилось федеральное законодательство. И теперь акцизы на бензин остаются в регионе и могут быть потрачены целевым образом только на дороги. Таким образом, когда мы рассчитываемся на заправочной станции за бензин, то часть наших средств целевым образом перечисляются в областной дорожный фонд. За 2013 год это составит около 2,5 млрд. рублей, ещё порядка 0,5 млрд. рублей будет собрано в виде транспортного налога, что в разы больше, чем в прошлые годы.
То есть ремонт дорог сейчас очень даже непосредственно оплачивают сами жители. Причем, не только автомобилисты, но и те, кто ездит в автобусах, когда оплачивают поездку, и часть из этой оплаты тратится на заправках. Впрочем, несмотря на расширение дорожного ремонта, о его качестве зачастую остаётся только мечтать. Процесс укладки асфальта в лужи уже окрестили в народе «нанотехнологиями». Вот и с бюджетными тратами у нас в области часто получается нечто подобное. С наноэффектом от мегавложений.
Но есть у нас в бюджете и расходная статья, которая, несмотря ни на что, выросла по сравнению с 2013 годом — с 933 миллионов до 1 млрд. 168 миллионов. Это «Общегосударственные вопросы». Именно та статья, в которой определяются расходы и на депутатов, и на чиновников. Справедливости ради надо отметить, что там же заложено и увеличение расходов на избирательную систему — на 146 миллионов — в связи с предстоящими выборами губернатора. Внутри статьи сокращаются расходы на судебные органы, налоговые, таможенные, финансового контроля. Но растут на депутатов — на 1,5 миллиона, на администрацию — тоже на 1,5 миллиона. Вдвое — до 150 млн. — увеличивается резервный фонд, и в строчке «другие общегосударственные расходы» цифру 423 млн. заменяет цифра 448 млн. То есть, ужимая всех остальных, чиновники и депутаты увеличивают расходы на своё содержание.
Часть депутатов в облсовете работает на постоянной основе. Сейчас их зарплата составляет около 100000 рублей в месяц у заместителей председателей комитетов и более 110000 рублей — у председателей. В проект повестки дня ноябрьской сессии облсовета сначала был включён вопрос о повышении зарплат депутатов, работающих на постоянной основе. При этом проект самого документа на сайте Совета не был доступен. Но после того, как неприятные вопросы депутатам были заданы в интернете и СМИ, данный пункт из повестки дня был потихоньку убран. На официальные запросы газеты «Орловское «Яблоко» председатель облсовета Л. Музалевский и руководитель профильного комитета Л. Удалова ответили, что проект документа не может быть представлен редакции в связи с тем, что «не прошёл итоговую стадию разработки и окончательная редакция документа отсутствует». В имеющейся у «Орловского «Яблока» версии проекта, полученного неофициальным путём, предусматривалось увеличение зарплаты на 13—15%. Для 10 освобождённых депутатов из фракций «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ как раз и получается 1,5 миллиона роста расходов, предусмотрительно заложенные в бюджет.
Орловское «Яблоко» поинтересовалось у депутатов, которых непосредственно коснулось бы это повышение — готовы ли они проголосовать за повышение себе зарплаты, если данный вопрос будет включён в повестку дня на последующих заседаниях? Как они относятся к тому, что при сокращении многих важных статей бюджета депутаты поднимают себе зарплату? К моменту сдачи этого номера в печать пока пришли ответы только от М. Вдовина и И. Гоцаковой. И оба депутата сообщили, что по данным вопросам они будут определяться со своей позицией только после внесения проекта постановления на сессию. Ну что можно сказать? Будем ждать… Деньги на повышение, как видим, заложены. Любопытно, что в конце концов победит: алчность или инстинкт политического самосохранения?
Сейчас в бюджет заложен предельно возможный дефицит — 15% от собственных доходов. Если рассматривать его (бюджет) как общий котёл, в который поступают доходы и кредиты, то получается, что каждый восьмой рубль в нём заёмный. А если убрать целевое финансирование, то — каждый четвёртый. И каждый четвёртый рубль высоких зарплат чиновников и депутатов, соответственно, тоже заёмный.
Коммунисты после единогласного «за» в первом чтении ко второму «проснулись» и консолидировано проголосовали «против». Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Но даже если все фракции, кроме «Единой России», будут голосовать против — у них не хватит голосов, чтобы хоть приостановить погружение Орловщины в долговую яму. До выборов депутатов облсовета, когда появится шанс избрать более достойных людей, ещё почти 3 года. Можем ли мы что-то сделать? Возможно — да. Если удастся собрать команду, которая сможет представить уже следующей осенью альтернативный бюджет. Всех, кто готов подключиться к этому проекту, ждём в офисе партии «Яблоко».
Сергей Зайцев,
член Орловского регионального Совета партии «Яблоко»,
руководитель местного отделения партии по г. Орлу.