Дышали, дышали, а получилось — Шиву заклинали?
17 мая в этом зале много и проникновенно говорили о православии и его значении для России. Заместитель губернатора И. Ю. Гармаш, мэр города В. В. Сафьянов, председатель городского Совета Л. С. Музалевский и целый ряд депутатов — все были друг с другом согласны и заверяли архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеимона, что светская власть и церковь едины.
Очень правильно говорил и сам владыка о духовных угрозах, нависших над нашим Отечеством, об активной и фактически ничем не ограниченной деятельности разного рода проповедников сектантского толка, лжеучителей народа, которых, увы, современное законодательство уравнивает в правах с православием.
Все говорилось правильно, и только одно было непонятно: почему истинное торжество православия — не формальное, а прочувствованное и осознанное — в словах выступавших увязывалось прежде всего со строительством в Орле кафедрального Петропавловского собора, причем обязательно в центре Советского района города? В храмы у нас и так все ходят, раз в год — обязательно. А некрещеных среди коренного населения, наверное, уже и не сыщешь. Однако же вот какие странные истории в нашем городе случаются…
Через пять дней после депутатских слушаний о соборе, то есть 22 июня, в том же самом зале администрации горда Орла — зале, в котором еще недавно ангелы радовались речам архиепископа и представителей орловской власти, начался и продолжался три дня странный семинар для социальных работников — сотрудников органов опеки и социальных педагогов.
Проводил учебу благотворительный фонд «Общечеловеческие ценности». Оказывается, эта организация уже 9 лет с успехом работает с крещеными в Орле и пользуется успехом: залы в ДК ОСПАЗ и ДК профсоюзов не пустуют, хотя вход стоит сто рублей, а полный курс — аж две тысячи.
Как «Общечеловеческие ценности» проникли в мэрию? Да вполне легально: просто Мира Яскевич, руководитель отдела социальных программ фонда, договорилась с Екатериной Данилевской, заместителем мэра Орла. О чем при этом думал сам Виктор Викторович, православный верующий мэр, история умалчивает.
Странный это был семинар. С участниками сначала беседовали. Инструктор призвал учиться слышать себя, свой внутренний голос, не сопротивляться сложным ситуациям, говорил что-то о «других» ценностях, которые якобы важнее наших бесплодных усилий что-либо изменить, и о чем–то еще, креативно психологическом, что за душу берет. Использовались и какие-то видео- или аудиоматериалы, которые, как пояснила Мира Яскевич, не продаются и не переписываются и которые предназначены только для тех, кто захочет пройти полный курс. Для «посвященных», что ли?
А потом началось самое интересное. Все участники разулись, закрыли глаза, положили руки на колени ладонями вверх и под странные звуки «со-хам», которые произносила Мира Яскевич в разном ритме, дышали, а затем, опять же с помощью инструктора, «постепенно приходили в себя». У очевидцев, не участвовавших в действиях, а наблюдавших со стороны, сложилось впечатление, что люди как будто впадали в транс: иные бессильно роняли голову на грудь, другие клонили набок, разве что не вращали головами, как на сеансе Кашпировского.
Странности, однако, этим не исчерпываются. Отвечая на
вопросы участников, Мира Яскевич сказала, что штаб-квартира фонда «Общечеловеческие ценности» находится в Женеве и что его основатель чуть ли не советник при ООН, а зовут его Шри Шри Рави Шанкар.
По этим ориентировкам Интернет нам сразу выдал — Международная ассоциация «Общечеловеческие ценности», английская аббревиатура выглядит так — IAHV, что читается как ИАХВ и до боли ассоциируется с известным Яхве, именем иудейского бога. Впрочем, имя и портрет основателя, или, как его именует Интернет, «человека мира», сбивает с толку и напоминает об Индии и тамошних верованиях. К тому же и сайт, и Мира Яскевич повторяют как заклинание: «Мы внеконфессиональны».
«IAHV, — читаем на официальном сайте, — международная гуманитарная неправительственная организация, содействующая возрождению человеческих ценностей во всех сферах жизни по всему миру». Главная цель — «объединение человеческого сообщества в глобальном масштабе и введение общечеловеческих ценностей в повседневную жизнь». Уже достаточно, чтобы, как говорит молодежь, «напрячься». Общечеловеческие ценности и ценности христианства — это далеко не одно и то же. Об этом говорит и наш патриарх.
У заместителя мэра Е. Данилевской, видимо, не возникло никаких опасений. Иначе она бы обратилась за помощью к специалистам. Нет, не к юристам, а, например, к известному сектоведу Александру Дворкину, который по благословению еще патриарха Алексия II создал в России информационно–консультативный центр св. Иринея Лионского и возглавляет в настоящее время Российскую ассоциацию центров изучения религий и сект.
Мы вышли на сайт центра св. Иринея — и что же? Уже на главной странице в перечне религиозных организаций в разделе «Псевдоиндуистские» нашли: «Искусство жизни». А именно так ассоциация IAHV именует свою «сестринскую» организацию. Отец–основатель тот же — Шри Шри Рави Шанкар. Центр св. Иринея Лионского предоставляет нашему вниманию анализ характера этой «сестрички». Информация весьма любопытная.
Вот, например, кое-что из «Искусства жизни»: «Все религии подобны кожуре банана. Духовность — сам плод. Люди выбросили плод и держатся за кожуру». Стало быть, наше православие, за которое мы все еще держимся, — всего лишь кожура банана? Читаем дальше: «На самом глубинном уровне все религии происходят от одного источника». Уж не от Яхве ли?
Далее центр св. Иринея комментирует: «В учении ИЖ имеется однозначное и не позволяющее никаких двойственных толкований понятие о Боге, в основном соответствующее идеям неоведанты и непримиримо противоречащее представлениям монотеистических религий». И дальше цитата из учения: «Бог — это все существование. Бог — это сам смотрящий. Тот, кто смотрит — это и есть Бог… По вашей истинной природе вы — Бог. Когда вы невинны, когда вы сама покорность, вы — Бог».
А как понимать, например, вот это: «Самопознание состоит в том, чтобы воспринимать каждого как тряпичную куклу… Никто не обладает какой-то фиксированной индивидуальностью…»? Божественный промысел, согласно ИЖ, — это игра: «Он просто играет, нажимая на все ваши кнопки… Он говорит: не воспринимайте ничего всерьез, все это — игра. Все подобно сну… Сделайте всю свою жизнь игрой. В ней нет ни назначения, ни цели — ничего нет».
Не отсюда ли все эти разговоры на семинаре в мэрии о непротивлении сложностям жизни, о неких «других» ценностях? И как все это не похоже на русское православное мировоззрение с его устремленностью к святости и сознательным принятием страдания, подвига как непременного условия спасения души! А здесь нам предлагают не принимать ничего всерьез. С этого и начинается распад личности, народа, веры. Не с этого ли и начинается «новый мировой порядок»?
А вот выдержки из выступления самого духовного основателя, «человека мира» Шанкара: «Когда мы чувствуем, что принадлежим кому-то, то страх уходит, вы принадлежите Богу, вы принадлежите Мастеру, миру. Чувство принадлежания — и страх уходит. Я принадлежу Богу, моему Учителю, моему Мастеру. Мой Учитель заботится обо мне. Божественное заботится обо мне».
Эти мотивы покорности центр св. Иринея Лионского однозначно трактует как гуруизм — исключительный божественный авторитет лидера. Все это, опять же, глубоко враждебно православному сознанию, которое свободно в своих отношениях с Богом. Согласно христианскому учению спасения не может быть без осознанного и добровольного следования за Христом. И это стало сутью христианской нравственности. Не случайно православное христианство еще называют религией совести.
«Духовность на языке ИЖ означает внутренний комфорт, удовлетворение, покой и считается (на первом уровне информации — уровне базового курса) конечной целью всех религий и духовных практик». Это уж совсем в духе потребительского общества! «Вопрос: «Как мне перестать чувствовать злобу по отношению к тому, кто меня обидел (речь идет о внешних)? Ответ: «Не думайте о том человеке как о человеке… воспринимайте обидчиков как манекены, как тряпичные куклы. Внутри них нет личностей…» А ведь православие учит нас воспринимать обиду как лишний сигнал к покаянию (обижают — значит, есть за что), при этом за обидчика мы должны молиться. Совершенно иная парадигма: там противопоставление «я и он», тут единение «мы, грешные». Это труднее. Но гораздо достойнее и человечнее.
«Вообще в учении ИЖ (его подлинном, а не рекламном содержании), — читаем на сайте центра св. Иринея, — огромное значение имеет поклонение демонической супруге бога Шивы — богине Кали: «Лучшее, что можно сделать, — это сдаться матери Кали и любить Кали. Итак, Кали — Мать, дарящая знание». Вот вам и «внеконфессиональность». Центр св. Иринея Лионского делает вывод: «Учение и практика ИЖ имеет целый ряд признаков, свойственных религиозным организациям с тотальным контролем сознания».
Но каким образом все это компрометирует Международный фонд «Общечеловеческие ценности» и практику дыхательной гимнастики, от которой получили массу удовольствия орловские соцработники? Ну, во-первых, как пишет А. Дворкин, одним из характерных признаков тоталитарных сект является наличие так называемых «фронтовых организаций». То есть основная религиозная организация создает ряд фондов, ассоциаций, объединений, секций, которые демонстрируют обществу только то, что можно демонстрировать «непосвященным», скрывая при этом большую часть своего учения, чтобы не вспугнуть, и лишь постепенно обращая адептов «в свою веру». Где гарантия, что в данном случае администрация города не стала невольным участником такой «игры»?
Во-вторых, дыхательные упражнения, которым учились социальные работники в зале администрации, иначе называются «сударшан крия», а слово «сохам», под которое дышали наши крещеные в православной церкви соцработники, дословно означают: «Я есмь Шива» или другой вариант «Я есть Он», то есть опять же — Шива, чьей супругой является (не к ночи будь помянута) Матерь Кали.
В духовных практиках такого рода ничего нет случайного. Это в православном христианстве человек «обречен» свободно и оттого мучительно, молясь и укрепляясь в таинствах церкви, делать свой, личный, выбор между добром и злом, не всегда очевидными и различимыми. А тут слова и знаки как система кнопок («Он просто играет, нажимая на все кнопки…»): нажал — и сработало, независимо от сознания.
И если тебе предлагают дышать именно под «сохам», значит, дело не только в дыхании. Тогда в чем? В заклинании странных «богов»? Но ведь сказано же нам всем в первой заповеди Божией: «Да не будет тебе иных богов, кроме Меня». Не страшно, крещеные?
И потом, что такое эти самые дыхательные упражнения? Обратимся опять к разъяснениям центра св. Иринея Леонского: «Сударшан крия заключается в глубоком дыхании, перемежающемся паузами остановки дыхания в соответствии с ритмом, задаваемым записью голоса гуру. Гипервентиляция приводит к измененному состоянию сознания. В медицине гипервентиляция используется в качестве метода провокации эпилептической активности мозга. У человека развиваются психотические эпизоды, состояния спутанного сознания. Эйфория, развивающаяся во время занятий крией, во многом является результатом плацебо-эффекта (внушенных ожиданий) и возникает у части практикующих, подверженных внушению в большей степени. У таких людей состояние блаженства, покоя, счастья, зрительных, слуховых и обонятельных галлюцинаций приводит к возникновению психологической зависимости от этих занятий (сродной наркотической зависимости)».
Достаточно? А ведь свои занятия Мира Яскевич проводила даже в Орловском детском социально-реабилитационном центре!
…На депутатских слушаниях по поводу строительства кафедрального собора заместитель председателя правительства Орловской области И. Ю. Гармаш привел слова некоего священнослужителя о том, что, пока старец Илий ходит по орловской земле и «заходит в Белый дом» (здание обладминистрации. — А. Г.), благодать будет пребывать в Орле. Но теперь, я думаю, старца Илия нужно срочно вызвать в администрацию города, чтобы он покропил святой водой тот самый зал, где на все лады повторяли: «Со-хам!».
Если мы веруем в Христа, то, стало быть, должны верить и в способы спасения, которые он нам предлагает. Эти способы суть таинства православной церкви, неотделимые от нравственного учения Христа. Других способов просто нет. По крайней мере, для христиан. Ища нечто иное, мы отталкиваем спасительную руку Сына Божия, а значит, уповаем на иных обитателей потустороннего мира. Если наш Бог един, значит, все остальное — от лукавого.
Но кто объяснит это, например, тем же социальным работникам, уже отведавшим «крии»? Ау, орловские православные миссионеры! Легче собор в центре города построить, чем стать властителями дум и сердец людей — «ловцами человеков», как говорил Христос.
…А между тем Мира Яскевич обещала вернуться уже в июле и провести еще один подобный семинар, если администрация города будет столь же благосклонна к «Общечеловеческим ценностям».
А. Грядунов.