Если гора не идет к Магомету…

Орловцы Андрей Чижов и Евгений Мещеряков подали в Советский районный суд иск против высшего должностного лица Орловской области председателя правительства и губернатора А. П. Козлова и против высшего должностного лица муниципального образования «Город Орел» мэра В. В. Сафьянова — в защиту гарантированных Конституцией РФ прав и свобод неопределенного круга лиц — жителей города Орла. И ведь, похоже, они имеют шансы выиграть дело…

Речь — о так называемых «неразграниченных» землях. «Красная строка» много раз писала об этой проблеме, но теперь надо, наверное, тезисно напомнить ее суть.

Орловский городской Совет народных депутатов за 5 лет до вступления в силу нового Земельного кодекса РФ, а именно 25 сентября 1997 г. за № 08/105-ГС принял решение «О статусе муниципальных земель», в котором на основании статей Конституции РФ земли в границах города (при соблюдении прав собственников на землю и иных законных пользователей земельных участков) были объявлены муниципальными, т. е. стали его собственностью. Этот нормативно-правовой акт действует до сих пор и Мин­юстом РФ не оспорен.

В развитие этого документа, в связи со вступлением в силу Земельного кодекса РФ от 21 октября 2001 г. городской Совет поручил комитету по земельным ресурсам и землеустройству (Капачевский Н. М.) ежегодно представлять на рассмотрение «Отчет о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности г. Орла», в котором обязательно указывать количество муниципальных земель, находящихся в собственности города на начало каждого календарного года.

В период с 1993 по 1998 годы на территории города была проведена инвентаризация земель с выдачей свидетельства о праве на землю, форма которого была утверждена постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. № 177. Эти свидетельства законом РФ № 137 от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ» признаны равными по своей юридической силе с записью в Едином государственном реестре землепользователей (ЕГРЗ), что в свою очередь является актом государственной регистрации права на пользование землей.

20 декабря 2005 г. городской Совет принял постановление «О государственной регистрации права муниципальной собственности на землю», в котором с целью упорядочения учета и полноты сборов налоговых поступлений и арендной платы за землю обязал «администрацию г. Орла в срок до 1 января 2006 г. подготовить предусмотренную действующим законодательством документацию, являющуюся основанием для государственной регистрации права муниципального образования «Город Орел» Орловской области на муниципальные земельные участки, и в установленном порядке произвести государственную регистрацию права». В этом же постановлении в соответствии со справкой Территориального (межрайонного) отдела № 1 (правопреемник комитета по земельным ресурсам) указана площадь земель, в отношении которых муниципальное образование «Город Орел» Орловской области располагает всей полнотой прав собственника (владение, пользование, распоряжение), — 8161,7 га из 11998 га, расположенных в городской черте.

В федеральной (государственной) собственности находилось 779 га, областной (государственной) собственности — 518 га, в собственности юридических лиц — 38 га, в собственности граждан — 1802 га. При этом налог и арендная плата, взимаемые за использование муниципальных земель, полностью поступали в бюджет города.

Четыре месяца спустя, т. е. 17 апреля 2006 г. Государственная Дума приняла Закон № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ…», статьей 4 которого был отменен Федеральный закон от 17 июля 2001 года № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

Статья 2 дополнена статьей 3.1, в пункте 3 которой указывается, что «в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

— Земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

— Земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, указанными органами местного самоуправления».

Статья 3 дополнена статьей 30.1 «Государственная регистрация права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю»:

1. Государственная регистрация права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица».

Поскольку государственная собственность в Орловской области была разграничена постановлением Орловского областного Совета 24 января 1991 г., а за муниципальным жилым фондом, учреждениями здравоохранения, образования, культуры, спорта и прочими обслуживающими организациями были закреплены в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки, то это обстоятельство является основанием для подачи заявлений органами местного самоуправления в регистрирующие учреждения.

С учетом постановления Орловского городского Совета от 20 декабря 2005 г. эта работа могла быть выполнена немедленно, после вступления в силу Федерального закона 1 июля 2006 г.

Воспользовавшись бездействием администрации г. Орла, администрация области 28 июня 2006 г. на 53-м заседании Орловского областного Совета в спешном порядке добилась принятия в первом и втором (окончательном) чтениях Закона Орловской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области — городе Орле». При этом областной Совет утверждал, что «…общая площадь земель поселений в городе Орле составляет 11998 га, из которых 10065 га (84%) находятся в государственной собственности и не разграничены. 1890 га (16%) находится в собственности граждан и 43 га — в собственности юридических лиц…»

Подобные утверждения являются откровенным вымыслом и полностью не соответствовали и не соответствуют государственной отчетности, занесенной в Федеральный единый государственный реестр землепользователей (ЕГРЗ), Федеральному закону № 53 ФЗ от 17.04.2003 г., ст. 3.1 п. 3. Для понимания сути происходящего с муниципальной землей необходимо обратиться к статье 214 Гражданского кодекса РФ или к статье 16 Земельного кодекса РФ. Обратимся к Гражданскому кодексу РФ, п. 2 статьи 214: «Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью», в которую входят и неразграниченные территории.

Таким образом, из почти 12000 га земли, расположенных в пределах городской черты, с учетом ежегодного «Отчета о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности города Орла», к неразграниченной государственной земельной собственности может быть отнесена территория, не превышающая 2000 га. Уточнение неразграниченной площади может быть выполнено уполномоченными органами в самые короткие сроки при наличии политической воли органов местного самоуправления города Орла и правительства области. Однако до настоящего времени согласительные процедуры положительного результата не принесли.

Следует особо отметить, что де-факто законодательно необоснованное присвоение областной властью права распоряжения муниципальными землями наносит серьезный ущерб экономическим основам существования муниципального образования «Город Орел», что не может не сказаться на выполнении социальных программ и обязательств власти перед населением города. Более того, Конституция РФ запрещает ограничение прав местного самоуправления. В соответствии со статьей 133 Основного закона любой гражданин города Орла имеет право обратиться за судебной защитой гарантированных прав на местное самоуправление.

Обращение в суд с иском в защиту конституционных прав города Орла на местное самоуправление является не только правом, но и обязанностью должностных органов и лиц местного само­управления. Тем не менее горсовет и администрация города Орла не предприняли достаточных мер, вплоть до обращения в суд, по исполнению этой обязанности.

Именно поэтому права города и его жителей решили отстаивать в суде двое обычных жителей. Они попросили приостановить действие Закона Орловской области от 28.06.2006 г. № 603 «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области — городе Орле» до определения количества земель в городе Орле по категориям и формам собственности и опубликования этих сведений в официальных изданиях, а также восстановить право населения города Орла на владение, пользование и распоряжение земельными участками, отнесенные Федеральным законом от 17.04.2006 г. № 53 ФЗ к муниципальной земельной собственности.

«Красная строка» будет следить за развитием событий.