Если рухнет — накроет всех
Уважаемая редакция! Прочитали под Новый год статью В. Афонина «Не рубите опору России» (см.: «КС» № 47, 30 декабря 2011 года. — Ред.) и решили с товарищами по бизнесу высказать свое мнение. То, что пишет автор, — это малая часть неразберихи в развитии малого бизнеса в России. Начнем по порядку.
Несовершенная налоговая система. Отношение самих сотрудников налоговых служб — карательное, никто никогда в жизни не подскажет, что и как сделать правильно, никто никогда не улыбнется, все с суровыми лицами, примерно как в тюрьме, задача — выписать штраф. Но ведь все это в конечном счете играет на снижение поступлений налогов в бюджет. Это очень глубокий вопрос человеческого фактора.
Отчетность — можно только диву даться! Во-первых, «липовая», т. к. едва ли не каждое ООО или АО ведет двойной учет налогообложения — по общей системе с НДС и по упрощенной — без НДС. Точную картину о малых предприятиях можно получить, если во всех счетах цифры разделить на два. Во-вторых, такое бумаготворчество можно сравнить только с хорошим погромом. Налоговики, ссылаясь на законы, ввели жуткое количество форм отчетности, и, если даже в отчетном периоде не было деятельности, 30 листов пустых бланков отчетов все равно сдай. Не сдал — штраф. Или заплати деньги — отправят отчет по электронной почте.
Вместо того чтобы сделать простую форму отчета на одном листике с десятью цифрами и потом по кодам свести в свою отчетность, они заставляют это делать бухгалтеров предприятий и ИП. Начать малый бизнес без бухгалтера никак нельзя. Ему плати, в банке плати, везде плати… Решить вопрос упрощенного учета они сами не в силах, а нашей Госдуме не до того, у них один лозунг: «Дорогу малому бизнесу!».
Систему налогообложения, чтобы заработал малый бизнес по-настоящему, надо в корне изменить:
— установить единый налог, который включал бы в себя все налоги в сумме: и НДС, и налог на прибыль, и подоходный налог, налог на имущество, на землю и т. д. Платить его — одной государственной службе, например пенсионному фонду, а там уже делите, куда необходимость подсказывает, куда нужней;
— сделать градацию налогов по сферам деятельности: обслуживание и торговля — до 90%, производственная деятельность — до 50%, сельское хозяйство — до 10%.
Цифры эти должен ежегодно устанавливать областной Совет. Эти меры дадут толчок к вливанию капитала в экономически выгодное производство, не на словах, а на деле послужат его развитию. Сейчас у нас никто ничего не производит, но все торгуют. Ни в одной стране мира нет такого парадокса.
Если хочешь погубить бизнес, возьми в аренду помещение и получи кредит, через год-два пойдешь по миру. Это стало уже аксиомой. Ставки аренды и кредита — неимоверно высокие. Такие вопросы должны быть в компетенции областного законодательного органа.
И самый главный вопрос — отношение к малому бизнесу власти на местах. Как видно из статьи В. Афонина, у нас только одна говорильня и лозунги, а что на самом деле — он все хорошо описал. Но у нас в стране есть и хорошие примеры, за которыми далеко ходить не надо. Рядом Калужская область, где программа развития малого бизнеса работает не на словах, а на деле. Сам губернатор ежемесячно подводит итоги этой работы, что и как сделано, во всех налоговых органах и других структурах вывешены телефоны прямой линии поддержки малого бизнеса (не дай бог, если его где-то не окажется), куда можно позвонить, если у вас возникли вопросы или нерадивые чиновники ставят палки в колеса. Результат налицо — экономический потенциал соседей в несколько раз превосходит нашу область.
То же самое можно сказать о Курской, Белгородской, Липецкой, Тульской, Брянской областях. Там, где чиновники действительно работают в этом направлении, там и результат, за который люди говорят тысячу раз огромное спасибо.
Поднимите эту тему, и может быть, чиновники поймут, что нужно самим вдумчиво работать, чтобы не рухнуло дерево, на котором они сами сидят…
С уважением,
В. Щекотихин,
И. Алешин,
С. Говоров.
г. Орел.