Красная строка № 32 (298) от 24 октября 2014 года

Гармония и справедливость, а не потребительство и удовольствия

«Православный ученый в современном мире: православная цивилизация и вызовы современного общества» — так называлась III международная научно-практическая конференция, которая прошла 16 октября 2014 года в стенах Свято-Троицкой Сергиевской лавры по инициативе Объединения православных ученых.

Международный статус конференции подтвердили участники из Болгарии, Греции, Польши, Сербии, Франции, Украины. Широкая география российских участ­ников была представлена докладами ученых из 16 городов России, в том числе из города Орла.

На конференции основное внимание уделялось вопросам духовно-нравственной культуры общества в ее различных аспектах, традициям православия в науке, образовании и искусстве. Ее участники подчеркнули необходимость пристального внимания к воспитанию и проблемам молодежи. Проводившиеся с 90-х годов ХХ века в системе российского образования реформы не улучшили его, а привели к обратным процессам. Упадок интереса к научной деятельности, формальное отношение к образованию со стороны педагогов и студентов ведут к тому, что молодые люди не становятся полноценными специалистами, а наше общество постепенно деградирует. В таких условиях главная задача педагогов — заинтересовать студентов, постараться научить их творчески мыслить и стремиться к развитию, не допустить превращения молодежи в потребителей разрекламированных товаров.

Воспитание морально-нрав­ственного начала у студентов необходимо для поддержания духовно-устойчивого состояния сов­ременного общества, для обеспечения баланса между научным, техническим и нравственным прогрессом, для сохранения человеческого рода. Еще знаменитый русский историк В. О. Ключевский писал, что «истинное просвещение должно быть основано на совместном развитии разума и нравственного чувства».

Возможности научно-технического прогресса в медицине — некоторые аспекты генной инженерии, трансплантация органов, транссексуальная хирургия, омоложение, эвтаназия и т. д. позволяют манипулировать жизнью человека и вступают в противоречие с морально-нравственными ценностями человечества. Стало гораздо сложнее подготовить врача к профессиональному служению. Была отмечена важность ознакомления преподавателей и учащихся медицинских учебных заведений с основами православными вероучениями и православно-ориентированной биомедицинской этики. Православный врач, воспитатель, педагог или инженер — это, прежде всего, православный человек, который, признавая главенство духовных приоритетов, только своим добровольным служением Богу и людям может стать примером для молодого поколения. Современная система воспитания исключает понятие о Боге и спасении души. Как следствие, главными приоритетами в молодежной среде становятся материальные ценности и получение удовольствия. Если такой подход станет главенствующим, то в государстве не останется людей, способных самостоятельно мыслить и творчески развиваться. В сложившейся ситуации конференция предложила ввести в преподавание в высшей школе «Основ духовно-нравственной культуры» и подчеркнула необходимость качественной подготовки преподавателей этого предмета.

Одним из возможных способов формирования личности человека является возвращение к углубленному изучению русской классической литературы ХIХ и ХХ веков в школе и в вузе. Русская литература имеет отличительную особенность — непосредственную связь художественного сознания с совестью как основной нравственной категорией. Именно русская классика может стать доминантой в процессе гуманитаризации образовательного процесса, поскольку литература — это канал, с помощью которого человек получает духовный, нравственный и жизненный опыт. В наши дни особенно необходимо объединить усилия деятелей церкви, вузовских преподавателей и школьных учителей, медицинских работников, журналистов, издателей в сложном деле религиозного образования и нравственного просвещения молодого поколения. Только объединенными усилиями можно противостоять социально-нравственной дестабилизации общества и другим серьезным угрозам современности.

Участники конференции отмечали, что либеральная государ­ственно-правовая модель, реализуемая в последние 20 лет в экономике, политике, культуре, совершенно себя исчерпала. Продолжающиеся попытки воплощения принципов либеральной идеологии приводят к кризису Российского государства. В качестве примера приводилось то, что положения Конституции РФ о «социальном» характере Российского государства декларативны. Существующая система социальных гарантий является несовершенной. Отсутствует должная национальная, патриотическая и демографическая политика. Доля русского и русскоязычного — государствообразующего населения России падает, доля же эмигрантов, не интегрирующихся в российский социум и остающихся чуждыми остальному населению России, — растет.

Власть имитирует создание «гражданского общества» в его либеральном понимании, предотвращая тем самым реальную политическую активизацию граждан. Это подчеркивается попытками создания параллельных структур: «Общественных советов», «Молодежных парламентов», «Общественной палаты» и института омбудсменов, а также введением специфической законодательной терминологии, например, термина «государственные услуги», их дифференциацией на бесплатные и платные. Органы государственной власти, управления, правоохранительные органы и судебная система лишь отчасти занимаются реальной работой, что объясняется необходимостью самосохранения существующей системы отношений власти в России.

Православная церковь в настоящее время консолидирует общество вокруг системы традиционных ценностей. Однако доля активных православных составляет порядка 10—12 % населения. Влияние таких факторов, как смена поколений в России, демографический и мировоззренческий кризис, иммиграция в нашу страну, приводят к тому, что становится все меньше людей, принимающих ценности православного мировоззрения и сочувствующих Православной Церкви. Сегодня таких граждан в России, по разным данным, до 80%. Однако в случае сохранения данных тенденций положение РПЦ в перспективе ближайших 15—20 лет станет сходным с современным положением обычного российского религиозного объединения. В связи с этим можно предположить, что при сохранении в Российском государстве и обществе либеральной государственно-правовой модели нашу страну будут подталкивать к кризисным, возможно и революционным, потрясениям. Модель будущих процессов мы наблюдаем в современной Украине. Существующее положение является следствием отсутствия должной, четко сформулированной и понятной народу России цели существования нашей страны — построения гармоничного, справедливого государства, реализующего в своей политике и во всех сферах жизнедеятельности общества на деле, а не на словах нравственно-религиозный идеал Православия.

На конференции было обращено внимание на богатое наследие идеологов русского консерватизма. Возрождение традиционных ценностей, основанных на православном мировоззрении, превалирование национальных, государственных интересов над частными является гарантией гармоничного развития России.

По материалам конференции был издан сборник, в который вошли также присланные в ее адрес статьи орловских ученых: доктора педагогических наук, профессора ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК» Б. Г. Бобылева, кандидата педагогических наук, доцента ФГБОУ ВПО «Орлов­ский государственный университет» Т. Г. Человенко, кандидата педагогических наук ФГБОУ ВПО «ОГИИК» Н. А. Степановой, кандидата педагогических наук, доцента ФГБОУ ВПО «ОГИИК» иерея Игоря Чистюхина, кандидата экономических наук ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК» М. А. Федосеевой, кандидата технических наук ФГБОУ ВПО «Госуниверситет–УНПК» О. С. Никитенко.

Конференция традиционно вы­разила уверенность в том, что православные ученые Российской Федерации активизируют работу по повышению духовной безопасности, противодействию деструктивному влиянию сект, укреплению традиционных духовно-нравственных и патриотических основ образования и воспитания в высшей школе.

А. И. Перелыгин,
участник конференции,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры истории
и музейного дела ОГИИК,
председатель церковного
историко-археологического
отдела Орловской
и Болховской епархии.