Гладко было на бумаге…

Орловские СМИ в конце апреля в связи инициативой губернатора А. Козлова подняли тему единых квитанций и единого информационно-расчетного центра. Однако большинство статей, за исключением разве что публикации в «Красной строке» («То лапы ломит, то хвост отваливается…», № 14, 20 апреля 2012 г.), носили явно рекламный характер и, на мой взгляд, вводили читателей в заблуждение.

Анализирую по тезисам:

1. Оплата ЖКУ будет производиться по единой квитанции. Вместе с платежным документом человек получит подробную информацию об оплачиваемых услугах.

Действительно, существует нормативно-правовой акт о том, что Правительство РФ рекомендует ввести единую квитанцию на оплату ЖКУ. Сразу отметим, что это рекомендуемая мера, а не обязательная. Плюс у единой квитанции один — уменьшаются очереди на оплату ЖКУ на почте и в банках.

Говорить о том, что собственник получит подробную информацию об оплачиваемых услугах, может только тот человек, который поверхностно читал постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и приказ о введении единой квитанции.

Подробная информация не зависит от вида квитанции. Информация о начислении платы зависит от методики начисления. В упомянутом постановлении Правительства РФ № 354 заложена возможность того, что мы будем по-прежнему оплачивать ЖКУ на общедомовые нужды за не­плательщиков. И эта возможность не зависит от вида квитанции

2. Расщепление платежей. Деньги, собираемые за коммунальные услуги, будут сразу передаваться конкретным поставщикам услуг, а не аккумулироваться на счетах управляющих компаний.

Это мы уже проходили. Начисляли нам плату РосЭнергоРесурс, ЕРКЦ от Первой городской управляющей компании. От такой системы стонали и ресурсоснабжающие организации, и собственники жилья. Платежи постоянно зависали в ЕРКЦ и не доходили до ресурсоснабжающих организаций. Собственники не могли разобраться со своими квитанциями. В случае неправильного начисления платы ЕРКЦ отправлял жителей в ресурсоснабжающую организацию, а та в свою очередь — в ЕРКЦ. По такому замкнутому кольцу я бегал неоднократно.

3. Прозрачность информации о начислениях для жителей, поставщиков услуг, органов власти. На сайте системы «Город» или в платежных терминалах каждый сможет зайти в личный кабинет и посмотреть историю своих начислений и оплат.

Каждый — это громко сказано. Практически этим может воспользоваться 5—10 процентов населения. Молодым это не надо, а старики не умеют пользоваться компьютером.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 731 управляющие организации на своих сайтах обязаны раскрывать аналогичную информацию, но не делают. Нет никакой гарантии, что новая система «Город» с этим справится.

С большой долей уверенности я могу заявить, что «Город» не сможет собрать письменные заявления собственников на обработку персональных данных.

4. Относительно интегрирования с единой универсальной картой.

Поживем — увидим. Имея единую универсальную электронную карту, можно оплатить ЖКУ в любом терминале, не обращаясь к услугам ЕРКЦ.

5. То, что некоторые УК весьма активно сопротивляются нововведению, и ёжику понятно. Неужели они легко и непринужденно согласятся свои денежные потоки направить в другие, чужие, берега? Зачем, например, нужен ЕРКЦ для МУП ЖРЭП(З), когда оно самостоятельно собирает свои платежи без посредников? А куда девать тех работников, которые в настоящее время выполняют обязанности РКЦ? Куда девать тех работников в ресурсоснабжающих организациях, которые сейчас выполняют эту работу?

На вопрос: «Удобно ли это населению?» — отвечаю: неудобно, т. к. для устранения неточностей в квитанциях невозможно будет найти крайнего.

6. Комиссия за платежи взиматься не будет. Плату будут вносить управляющие организации.

Кто мне ответит: из каких средств будут оплачивать управляющие организации услуги ЕРКЦ?

7. В соответствии с ЖК РФ собственники некоторых домов уже проголосовали за оплату коммунальных услуг индивидуального потребления непосредственно в ресурсоснабжающие организации. В рекламе ЕРКЦ я не увидел, как будет выполняться это требование ЖК РФ.

Из текста статьи не видно, кто будет работать с должниками. Предполагаю, что ЕРКЦ поручит эту работу управляющим организациям, а сам намерен заниматься чисто сбором денег.

Для частных компаний, какой и является Центр финансовых технологий, сбор платежей за ЖКУ — это золотая жила. Причем каждый инвестор в первую очередь постарается компенсировать свои убытки. Кроме того, не забудем, что все эти организации создавались для извлечения прибыли.

Вызывает удивление тот факт, что ОГУ «Центр государственных информационных ресурсов Орловской области» (первый раз слышу о таком учреждении) в качестве ресурса обнаружил деньги жителей и озаботился выкачиванием этого ресурса. Почему «Центр государственных информационных ресурсов Орловской области» не озаботился организацией электронных очередей в поликлиниках, где старики занимают очередь за талончиком в шесть часов утра? Почему не организовал электронную очередь в детские садики — меньше было бы взяток. Почему в других регионах информатизация государственных услуг идет полным ходом, а у нас на уровне выкачивания денег?

Очень хотелось бы получить ответ на вопрос: кроме наших кошельков, ресурсов уже не осталось? Качать не из чего?
В качестве вывода: просматривается единственный плюс — уменьшение очередей в пунктах приема платежей. Больше никаких плюсов не просматривается, а грабли, на которые мы уже наступали, явно проявляются.

Р. Исламгазин.