К чему амбиции, господа?
Зачем в Орел приезжал министр А. Фурсенко? Ну как же! Затем, чтобы открыть всероссийскую олимпиаду школьников по астрономии! И вроде бы пора уже привыкнуть к орловским метаморфозам, а все никак не привыкается. Хотя что, собственно, произошло удивительного? Ведь еще со строевских времен известно, что Орел — самый студенческий из всех студенческих городов России. Губернатор А. П. Козлов теперь говорит об этом как о давно устоявшейся доктрине. И ведь действительно, провозглашена она давно, безапелляционно и авторитетно, много раз тиражировалась в СМИ, въелась в печенки, и, стало быть, так и есть: Орел — самый студенческий город. К тому же, как несказанно обрадовал всех ректор Орловского государственного университета Ф. С. Авдеев, в самом студенческом городе есть и своя студенческая обсерватория! Об этом мало кто знает, но ведь она есть! Помнится, несколько лет назад газета «Город Орел» даже поместила на своей первой полосе снимок: группа студентов ОГУ вокруг самого настоящего телескопа на площади перед новым корпусом университета готовилась наблюдать какое-то редкое астрономическое явление. Было, помним.
Так что ничего удивительного, что Фурсенко приехал именно к нам открывать олимпиаду по астрономии. Министр наверняка был осведомлен заранее, что Орел и Орловская область по части физики и астрономии — вне конкуренции… Точнее говоря, никакой конкуренции никому не составляет. Вот уже четыре года в Орловском государственном университете не готовят учителей физики. Нет набора на эти учительские специальности. Решено не объявлять его и в следующем году. Не идет абитуриент! Последний выпуск учителей, способных преподавать физику, состоится этим летом. И всё! Из шести человек, изучающих ее как науку, так сказать, по фундаментальной, университетской программе, до диплома, как говорят осведомленные люди, едва ли дотянет половина: уж очень слабый подобрался контингент — случайные мальчики и девочки, не попавшие при поступлении на более престижные специальности.
Орловские старшеклассники сдавать ЕГЭ по физике не хотят — благо, этот предмет не входит в перечень обязательных на выпускных экзаменах. По всей области таких смельчаков ежегодно набирается не более двухсот — из 3,5 тысячи выпускников. И тут, опять же, нет ничего особенного: физику в Орле и Орловской области преподают в строгом соответствии с рекомендациями А. Фурсенко и его министерства, то есть два раза в неделю, скорее ознакомительно, чем глубоко, не пытаясь подражать соседним областям, которые в порыве нездорового рвения мучают детей физикой, как в тоталитарные советские годы — по три, а то и по четыре урока в неделю. Дополнительные часы, не предусмотренные базовым учебным планом, в этих областях выкраиваются за счет школьного компонента, а это, знаете ли, вольнодумство в своем роде!
То ли дело у нас, на Орловщине! Вот и с астрономией в нашем краю тоже всё без экстремизма: в университете ее более тридцати лет преподает один-единственный преподаватель, который еще помнит тот день, когда Гагарин полетел в космос, а в школе она проходит не как отдельный предмет, а как часть физики у старшеклассников. В профильных классах — побольше, чем в обычных. Но всех их, профильных — и гуманитарных, и физико-математических, — наберется каких-то двадцать процентов на всю область, то есть из каждых пяти выпускных — один.
В общем, у министра А. Фурсенко были все основания для приезда в Орел, чтобы именно здесь открыть олимпиаду по астрономии. Ведь именно этот министр организовал и, кажется, уже сделал необратимой реформу отечественного образования — так, чтобы оно, это самое русское образование, как физика с астрономией в Орле, было вне конкуренции, то есть никак не конкурировало с соседями — ни западными, ни восточными странами.
А к чему все эти амбиции? Три года назад в Орле, например, на областной олимпиаде по физике победителями признали тех, кто выполнил хотя бы 10 процентов предложенных заданий. А в этом году наша область явила собой еще более показательный пример отсутствия каких-либо интеллектуальных амбиций: всероссийскую олимпиаду она организовала, соответствующие взносы от участников получила, а своих участников не выставила! «Из ничего и выйдет ничего!» — так, кажется, у классика? Министр должен был это оценить по достоинству. Зачем нам свои мозги, если можно привлечь и с выгодой для себя использовать чужие?.. Разве не в этом заключается сокровенный смысл нынешней реформы образования?
Не будет своих учителей физики и астрономии — привлечем со стороны. А может, и без них обойдемся, в смысле — без физики и астрономии, а потом и без русского языка и литературы, да и без отечественной истории вполне можно обойтись, чтобы, опять же, никого не раздражать, не пугать «цивилизационными претензиями». Вот только ректоры, губернаторы и министры у нас, надо полагать, всегда будут свои: надо же кому-то недостаток образования компенсировать организаторскими усилиями!
Андрей Грядунов.