Кошмарные сны 90-х могут стать реальностью уже завтра

Государственная Дума обсудила и приняла в первом чтении проект федерального закона № 308243-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». За этим вроде бы нейтральным названием кроется очередная бомба, которая может взорвать всю существующую систему бюджетных учреждений.

Речь идет о том, чтобы уже с 1 января будущего года прекратить бюджетное финансирование общеобразовательных школ, больниц и поликлиник, библиотек и музеев, а также прочих учреждений, которые традиционно назывались у нас бюджетными. По замыслу авторов проекта, соответствующие поправки в законодательстве предоставят учреждениям возможность зарабатывать деньги, выигрывая конкурсы на получение госзаказов, и за счет платных услуг.

Законодательные изменения подобного рода относятся к категории совместного ведения и потому не могут быт окончательно приняты без обсуждения в регионах — в областных Советах, Думах и Собраниях.

По инициативе фракции КПРФ Орловский областной Совет будет изучать вопрос, чтобы принять свое решение на ближайшей сессии. Коммунисты же уверены: принимать предлагаемые поправки ни в коем случае нельзя. Фракция КПРФ уже подготовила проект постановления областного Совета, в котором недвусмысленно сказано: «Отклонить принятый в первом чтении проект федерального закона № 308243-5…» В пояснительной записке к проекту постановления депутаты-коммунисты подчеркивают: «Вносимые проектом федерального закона концептуальные изменения потребуют реформирования 328 тысяч бюджетных учреждений. При этом проектом закона предусматривается разработка значительного количества правовых актов (около 40), необходимых для его реализации. Законопроект, по нашему мнению, во-первых, окончательно снимает все преграды перевода учреждений системы образования и здравоохранения на платную основу… Во-вторых, снимает все ограничения к произвольной реструктуризации (сокращению, закрытию, ликвидации) системы бюджетных учреждений образования, здравоохранения и культуры по воле чиновников и без учета мнения населения. Государство хочет снять с себя существенную часть расходов по содержанию школ, больниц, библиотек, музеев и в очередной раз перекладывает эти расходы на население. Принудительные меры, заложенные в законопроекте по ликвидации уважаемых бюджетных учреждений, в которых обучаются, лечатся, работают тысячи и тысячи людей, приведут к росту социальной напряженности в обществе…»

И все это на фоне громогласной видимой озабоченности нашего президента состоянием нашего спорта, образования и медицины. И все это под разговоры о повышении системной ответственности во всех бюджетных сферах. А на деле воплощаются кошмарные сны начала 90-х.

Из-за уже состоявшейся частичной коммерциализации образования мы пожинаем горькие плоды: полуграмотные выпускники школ заполняют вузовские аудитории и на полной или частичной коммерческой основе досиживают в них до получения диплома о высшем образовании. Что же будет, когда эта коммерциализация станет полной и всеобщей?

А медицина? Мы и сегодня фактически платим за все медицинские услуги. Но повысилось ли от этой, пока еще неофициальной, коммерциализации качество услуг? Можно не сомневаться: когда больницы и поликлиники будут брать с нас деньги официально, нам придется платить по двойному тарифу — и по-старому, то есть неофициально, и по новому закону.

«Данный законопроект, — считает фракция КПРФ в областном Совете, — запустит новый виток коррупции. Бюджетные учреждения будут исключены из Бюджетного кодекса и в Гражданский кодекс тоже не попадут. По всем признакам это будут коммерческие организации.

Но у государственной (муниципальной) коммерческой организации должен быть договор, предусматривающий обязанности сторон, условия предоставления услуг. Этого тоже не будет. Такая виртуальная организация, как считают эксперты, превратится в фантом, выпадающий из правового поля. А это возможность коррупции, расхищения имущества, ползучая приватизация государственных (муниципальных) учреждений. Схемы приватизации обычные — устроить неконтролируемый рост задолженности, ведь за долги отвечает само учреждение. Очень возможен и сговор с местными властями и чиновниками. Ещё один путь — ограничивая государственные (муниципальные) заказы, тихо подвести под банкротство: больница на 100 мест, а муниципальный заказ поступит на 50 мест, значит, остальные — платные. Больных у нас много, а платить могут лишь единицы.

Изменение правового статуса государственных (муниципальных) учреждений имеет далеко идущие социальные и политические последствия: ликвидация системы бесплатного образования; отказ от системы бесплатной медицинской помощи; перевод на полную платную основу охраны здоровья; полная коммерциализация работы культурно-просветительных учреждений; не получат финансовой поддержки детские учреждения дополнительного образования (музыкальные, художественные, спортивные школы, кружки для талантливых детей), и за детей надо будет платить больше.

Под лозунгами оптимизации университеты и институты «отпустят» на заработки, предлагая развивать коммерческое обучение в период кризиса, что нанесёт тяжелейший удар по большей части граждан, по педагогическим и научным кадрам. Новым законом воспользуются, чтобы закрыть многие вузы.

Жертвами приватизации в первую очередь, по нашему мнению, станут учреждения, которые расположены в крепких, капитальных домах в центре городов, райцентров, на выгодных, дорогих участках земли. Оптимизация и банкротство именно с них и начнутся. Больницы и клиники, вполне реально, захватят страховые компании, которые нуждаются в собственных медицинских учреждениях, а при распределении государственных (муниципальных) заказов будут процветать откаты».

Поистине мнения региональных парламентов, в том числе и Орловского областного Совета в данной ситуации могут оказаться судьбоносными. Если законопроект будет принят Госдумой, потери могут оказаться невосполнимыми.

А. Грядунов.

Лента новостей

Отчетность

самые читаемые за месяц