Красная строка № 30 (211) от 12 октября 2012 года
Кредит в 100 млн., или Детский сад «Ромашка»
Поросенок слишком дорог
Цифры важны сами по себе, но еще важнее — стоящие за ними люди. Начнем с цифр. Затем перейдем к личностям. Кредит в 100 млн., который администрация г. Орла предлагала взять и от которого Орловский городской Совет большинством голосов предпочел отказаться, стал главной темой сразу двух сессий — плановой и внеочередной.
Сто миллионов привлекательны, как поросенок на блюде, руки сразу тянутся к ножу и вилке. Однако трапеза в долг и под проценты заставляет задуматься. После калькуляции, произведенной Контрольно-счетной палатой города Орла, не оставалось сомнений, что поросенок будет отвергнут. Однако настойчивость, с которой исполнительная власть возвращалась к вопросу, наталкивала на мысль, что официант и клиенты считают по-разному. Проблема неизбежно приобретала характер межличностных противоречий. О них — позже. Сначала о счете.
В центре внимания КСП оказались прежде всего 80 млн. (составная часть кредита), предназначенные для покупки дополнительных метров жилья людям, переселяемым из ветхих и аварийных домов. Дело хорошее, но…
Из заключения Контрольно-счетной палаты города Орла № 78: «…Администрация города Орла предлагает увеличить расходы и дефицит городского бюджета на 100 000,0 тыс. руб. Источником погашения дефицита бюджета предлагается получение кредитов от кредитных организаций на сумму 70 000,0 тыс. руб. и кредита из областного бюджета на сумму 30 000,0 тыс. руб.
…Проведенный анализ показал, что начиная с 2011 года резко увеличиваются объемы привлекаемых кредитных ресурсов: если в 2010 году объем внутренних заимствований был уменьшен на 14 110,0 тыс. руб. (-5,8%), то в 2011 году темп роста кредитов составил 154,2%, а в 2012 году с учетом предлагаемых поправок составит 167,9%, т. е. самый высокий годовой темп роста привлекаемых кредитных ресурсов достигнут в 2012 году.
В случае сохранения в плановом периоде достигнутого темпа роста собственных доходов (111,7%) и долговых обязательств (168,8%) уже в 2014 году размер долговых обязательств превысит предельный уровень, при котором возможно введение временной финансовой администрации в соответствии со ст. 168.2 Бюджетного кодекса РФ».
Теперь непосредственно о расходах по программе переселения: «Полученные кредитные средства администрация города предлагает направить на приобретение жилых помещений на первичном рынке жилья в городе Орле по программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда в сумме 80 000,0 тыс. руб.
Необходимо отметить, что в соответствии с областными адресными программами переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2012 году «Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда», утвержденной постановлением правительства Орловской области от 20.03.2012 № 82, и «Переселение граждан, проживающих на территории города Орла, из аварийного жилищного фонда», утвержденной постановлением правительства Орловской области от 30.05.2012 № 169… с учетом дополнительных средств областного бюджета на приобретение дополнительной жилой площади, необходимой для переселения граждан… в сумме 11 431 805 рублей доли софинансирования по указанным программам составляют:
средства Фонда — 77 078 208 рублей, или 69,5%;
средства областного бюджета — 26 225 991 рубль, или 23,6%;
средства городского бюджета — 7 695 250 рублей, или 6,9%».
Но: «Фактически на приобретение дополнительной площади требуется 89 232 356 рублей. Недостающую сумму 77 800 551 рубль администрация города предлагает выделить из городского бюджета».
Смотрим, какой счет принесет официант, если город возьмет кредит.
«С учетом выделения из городского бюджета указанных средств доли софинансирования указанных программ составят: средства Фонда — 77 078 208 рублей, или 40,8%; средства областного бюджета — 26 225 991 рубль, или 13,9%; средства городского бюджета — 85 495 801 рубль, или 45,3%.
Таким образом, полномочия по реализации областных программ в большей степени перекладываются на городской бюджет — в размере 45,3%, что больше в сравнении с Фондом содействия реформированию ЖКХ (40,8%) и областным бюджетом (13,9%)».
Казалось бы, все предельно ясно, акценты расставлены четко и не может быть никаких сомнений, что кредит городу невыгоден. Более того, возникает вопрос: с какой радости этот хомут г. Орел вообще должен вешать себе на шею? Однако есть и другое мнение. Если городская администрация предлагает дорогого поросенка есть, стало быть, у нее имеются на это свои резоны.
Поросёнка нужно съесть!
Я поинтересовался мнением главы городской администрации М. Ю. Берникова относительно результатов внеочередной сессии Орловского горсовета.
Михаил Юрьевич отметил, что впечатление от результатов сессии у него двоякое. Есть плюсы, но есть и минусы. Бюджет с рядом поправок принят — это плюс. Радует в числе прочих и поправка, позволившая разблокировать счет управления коммунального хозяйства, благодаря чему городская структура вернулась к нормальному режиму работы. Однако предложение о согласовании кредита отклонено — это минус. По мнению главы администрации г. Орла, в этом решении депутатов присутствует больше политики, чем экономически обоснованных расчетов.
На мой вопрос, как в таком случае оценивать заключение Контрольно-счетной палаты, Михаил Юрьевич заметил, что специфика КСП заключается в выполнении определенного рода поручений с заданным итогом. И что специалисты правового управления городской администрации готовы доказать противоположное тому, что написано в заключении КСП. Что город не сталкивается ни с какими опасностями, беря на себя дополнительный кредит в 100 миллионов. Цифры, приведенные в заключении, добавил Михаил Юрьевич, использованы некорректно, а выводы, построенные на них, как следствие, — неверны.
В частности, заметил глава администрации, в 158-м законе нигде не указаны пропорции долевого участия области и местной власти в финансировании расходов, связанных с покупкой дополнительных метров жилья для граждан, переселяемых из ветхих и аварийных домов. М. Ю. Берников процитировал п. 4 ст. 16 закона, где говорится, что в данном случае (цитата) «финансирование осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов». Подкрепляя свои слова о том, что к выводам, содержащимся в заключении КСП, следует относиться критически, М. Ю. Берников посоветовал обратить внимание на то, что интересующее нас заключение № 78 подписано не главой КСП Татьяной Ивановной Успенской, а другим человеком. По мнению Михаила Юрьевича, это явное свидетельство нежелания руководителя Контрольно-счетной палаты ставить свою подпись под документом, сомнительным во всех отношениях.
Что касается обвинений, прозвучавших на сессии, будто администрация города предлагает брать 100-миллионный кредит, не указывая нового источника доходов, за счет которых предполагается гасить заимствования, М. Ю. Берников заметил, что удивлен подобными претензиями. Ибо он неоднократно говорил, что продажа земельных участков, высвобождаемых из-под сносимых домов, принесла бы в бюджет 240 миллионов рублей, что втрое превышает расходы на покупку городом дополнительных метров жилья переселяемым гражданам. Итоги конфронтации по отдельному вопросу глава исполнительной власти г. Орла подвел так: «Поскольку кредит не согласован, программа переселения под угрозой срыва. А это в свою очередь может привести к тому, что город не получит федеральных денег».
В свете таких мрачных перспектив уместно было поинтересоваться, как глава администрации видит свое дальнейшее сотрудничество с депутатским корпусом.
— Надеюсь, что горсовет не враг нашему городу, — вздохнув, ответил Михаил Юрьевич.
Поскольку глава городской администрации оставил оппонентам место для маневра, я связался с мэром г. Орла С. А. Ступиным, чтобы узнать его точку зрения.
Откуда этот «поросёнок» вообще взялся?
К моему удивлению, Сергей Афанасьевич, услышав резоны, приведенные главой администрации города по поводу последних событий орловской будничной жизни, слегка, как мне показалось… был ошарашен. И предложил слегка выйти за рамки обозначенной темы, чтобы стала понятна атмосфера, в которой, по мнению С. А. Ступина, в администрации города принимаются управленческие решения.
Сергей Афанасьевич, как и Михаил Юрьевич, порадовался, что у городского управления коммунального хозяйства в результате принятой на внеочередной сессии горсовета поправки к бюджету оказались разблокированы счета, и муниципальная структура приступила к работе в нормальном режиме. Однако мэр не стал ограничиваться только этим замечанием и поведал, как именно счета были разблокированы.
Излагаю суть услышанного.
В конце последней плановой сессии горсовета слово попросил руководитель управления коммунального хозяйства Э. А. Коробов. Он попросил депутатов принять хотя бы одну поправку к бюджету — нужную коммунальному управлению, — иначе, объяснил выступавший, «у нас завтра арестуют счета».
Михаил Юрьевич Берников, продолжал рассказ Сергей Афанасьевич Ступин, призвал Э. А. Коробова успокоиться и зайти к нему, М. Ю. Берникову, после сессии, чтобы он, М. Ю. Берников, рассказал начальнику управления, как следует поступать, чтобы счета управления не были арестованы.
Прошла пятница, суббота, воскресенье, понедельник… Наступил вторник. На рабочем совещании встает заместитель Э. А. Коробова Ю. Л. Зимин и сообщает, что счета управления коммунального хозяйства арестованы. Михаил Юрьевич, продолжает рассказ С. А. Ступин, сильно удивлен и тут же спрашивает у начальницы финуправления А. Н. Коробовой: в чем дело? А. Н. Коробова отвечает, что проблема не решена. Тут же встает депутат И. М. Цуканов и делает заявление, что счета управления арестованы по вине фракции КПРФ, поскольку фракция «Единая Россия» в полном составе голосовала за бюджет.
Вопрос из хозяйственного тут же становится политическим. Но тему из пальца высосать трудно. «Как же так?» — спрашивает Сергей Афанасьевич у Михаила Юрьевича, напоминая ему, что тот прилюдно обещал решить вопрос в рабочем порядке. Вразумительного ответа не было.
В результате внеочередная сессия созывается в пожарном порядке, чтобы в том числе разблокировать счета структурного подразделения администрации города.
То есть, делает вывод С. А. Ступин, глава администрации г. Орла не только не контролирует ситуацию во вверенном ему хозяйстве, но и не может создать нормальный механизм решения проблем. Почему о ситуации со счетами депутаты узнают на заседании в разделе «Разное»? Дело, конечно, не в разделе, а в том, что от администрации до Совета — несколько ступенек вверх по лестнице. Буквально.
Позиция А. С. Ступина в деле о кредите: программа переселения из ветхого и аварийного жилья — областная. Почему город должен брать на себя основные расходы по ее выполнению — совершенно непонятно. М. Ю. Берников ссылается на устные договоренности между А. П. Козловым и В. В. Сафьяновым, однако горсовет в этих договоренностях участия не принимал.
— Обратите внимание, — продолжает С. А. Ступин. — Городу предлагают взять кредит в 100 млн. Из них 70 млн. — в коммерческом банке, а 30 млн. дает область. Подождите! Почему, вместо того чтобы выполнять собственную программу — хотя бы теми же 30 миллионами, — областная власть предлагает городу Орлу эти деньги в виде кредита под четыре процента годовых?
Насчет 240 миллионов, частью которых М. Ю. Берников намерен погасить кредитный долг, С. А. Ступин высказался в том смысле, что, мол, откуда у Михаила Юрьевича эта цифра? Откуда он ее взял?
Далее разговор действительно вышел за узко обозначенные границы и коснулся смежных тем. В частности: почему стоимость квадратного метра жилья по программе переселения для Орла определена в 25,3 тыс. рублей, в то время как реальный ориентир — 32 тысячи? Почему чиновники областного правительства не отстаивали интересы областного и местного бюджетов в Минрегионе? Возвращение к главной теме неизбежно: почему за всё должен отдуваться город?
Боитесь есть поросенка?
Почему все-таки руководитель КСП Т. И. Успенская не подписала заключение № 78? Звоним ей. Татьяна Ивановна, насколько мне известно, несмотря на свою женственность, в профессиональной деятельности слывет человеком жестким, не замеченным в том, чтобы обслуживать чьи-либо интересы. Однако люди меняются…
— Татьяна Ивановна, почему вы не подписали подготовленное Контрольно-счетной палатой города Орла заключение № 78?
Т. И. Успенская, к счастью, не изменилась.
— Михаил Юрьевич Берников, делая вывод, что я от чего-то прячусь, или лукавит, или просто плохо меня знает. На экспертном заключении нет моей подписи потому, что экспертное заключение Контрольно-счетной палаты подписывает начальник экспертно-аналитического отдела КСП. Начальником экспертно-аналитического отдела является Н. М. Половинкина. Ее подпись в заключении есть.
Я ставлю свою подпись, когда Контрольно-счетная палата выносит предписание или направляет материалы в средства массовой информации. В данном случае не было ни того, ни другого. Скажу отдельно, что все экспертные заключения КСП, в том числе и названное вами, обязательно согласовываются со мной и отражают мою точку зрения. Я считаю, что стомиллионный кредит, о котором идет речь, для города безусловно вреден. Добавлю, что Контрольно-счетная палата ничьи «заказы» не выполняет. Деятельность структуры направлена на экономию бюджетных средств. Если это кому-то не нравится, это его проблемы.
Никто его и не собирался есть
Позиция понятна, однако как быть с «устными договоренностями»? Слово, даже данное другим человеком, в определенных ситуациях обязывает. Я созвонился с В. В. Сафьяновым, чтобы узнать, до чего он там устно договорился с А. П. Козловым, да так, что город вынужден лезть в долговую кабалу.
Виктор Викторович ответил корректно, будто и не было никаких перемен в его судьбе:
— Никаких устных договоренностей о том, что город возьмет на себя основное бремя выполнения областной программы переселения, не могло быть в принципе. М. Ю. Берников ввел депутатов горсовета в заблуждение. Да он и не мог присутствовать при моих разговорах с губернатором, поскольку никогда на них не приглашался.
— Может быть, сначала ввели в заблуждение Михаила Юрьевича, а затем, введенный в заблуждение, ввел в заблуждение и он?
— Кто хочет ввести в заблуждение, тот и вводит. М. Ю. Берникову не составляло никакого труда узнать у меня, были какие-то договоренности или нет. Их не было. Добавлю, что финансовые отношения между исполнительной властью области и местным самоуправлением не требуют каких-то устных договоренностей и даже их не предполагают.
— Чем вы объясните столь странную историю?
— Если говорить о методах управления городом… Ну что тут сказать? Прежде чем попасть в высшую школу, неплохо бы сначала закончить среднюю. А до того — начальную. Иначе получится детский сад.
* * *
Позиции по поводу кредита в 100 млн. и необходимости его брать — озвучены. Сомнения в целесообразности увеличения муниципального долга не разъяснены. Более того. Если никаких устных договоренностей не было и они даже не предполагались, задаемся вопросом: а заложены ли деньги в областной бюджет на выполнение программы переселения? Если заложены, то где они?
Сергей ЗАРУДНЕВ.