Красная строка № 35 (216) от 16 ноября 2012 года
Кривое зеркало ВВП
Известно, что за последние 22 года в отраслях реальной экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь) объём производства увеличился в США и в Западной Европе примерно в 2 раза, в Китае в 5,5 раз, тогда как в РФ сократился на 20—25%.
При этом исследование проблем функционирования объективных экономических законов в нашей стране практически остановилось. Видимо, это связано с невостребованностью знаний в данной области — в связи с преобладанием частно-хозяйственного волюнтаризма в управлении, при общем снижении интеллектуального уровня руководства экономикой.
Волюнтаризм всегда в той или иной мере заявлял о себе при выработке курса социально-экономической политики. Но если в советские годы этот курс всё же нередко определялся с оглядкой на требования объективных экономических законов, то в постсоветский период догма о всемогуществе незримой руки рынка превратила знание законов развития экономики в факт не престижный и больше того — политически неуместный.
В последнее время на уровне высших эшелонов власти появляются проблески заинтересованности в поиске научно более обоснованных способов достижения экономического роста и реального социального прогресса. Однако настораживает, насколько безупречно, с профессиональной точки зрения, формируются эти проблески.
Пример тому, в частности, — постановка задачи оживить основательно порушенные судостроение и гражданское авиастроение — без восстановления станкостроения. Аналогично проблема преодоления кризиса в сельском хозяйстве зачастую рассматривается вне задачи восстановления сельскохозяйственного машиностроения. То же касается ориентации на всё большую зависимость от импорта инвестиций, на сокращение роли государства в регулировании хозяйственной деятельности, на сохранение олигархической формы собственности и т. п.
Тем не менее, хотелось бы надеяться, что в случае реализации декларируемых руководством РФ инициатив, с учетом накопленного негативного опыта, будет все более основательно пробуждаться желание опереться на потенциал экономической науки, а значит, на использование открытых и открываемых ею объективных экономических законов.
В конечном счете, это неизбежно, поскольку объективные экономические законы способны навязывать обществу свою волю независимо от того, знаем ли мы о существовании этих законов или не знаем, хотим ли мы их использовать или не хотим.
Они заявляют о себе даже тогда, когда социальные элиты пытаются их требованиям активно противиться. Тогда со временем на смену этим элитам придут другие, и они вполне обоснованно осудят предшественников за некомпетентность, алчность и т. д. Соответственно новые элиты будут более способными понимать — незачем противиться, если в отношениях с экономическими законами, как и в отношениях со многими законами природы, имеется возможность, не теряя человеческого достоинства, подчиниться их требованиям, когда это соответствует интересам общественного прогресса.
Иное дело, если некоторые из них, в частности, законы динамики экономических патологий, связаны с условиями, при которых темпы общественного прогресса замедляются, либо даже усиливаются кризисные явления в экономике. Познание таких законов должно стать инструментом поиска способов, позволяющих добиться минимизации их негативного влияния на процесс воспроизводства.
Но сегодня, к сожалению, далеко не все претенденты на управление экономикой знают, в чем состоит содержание и каков механизм действия объективных экономических законов. Еще меньше тех, кто готов использовать это знание для управления хозяйственной деятельностью, особенно, если оказывается, что в итоге ущемляются их материальные и моральные претензии.
Что же касается тех, кто нацелен не на эгоистические клановые, националистические или узкоклассовые ориентиры, то им определённо нужна помощь в познании законов, регулирующих динамику как отношений нормы, так и экономических патологий. А это требует соответствующего совершенствования программ подготовки специалистов, которым предстоит включиться в процесс управления экономикой. Тем же, кто находится у руля, надо браться за ум или уходить. И особенно важно не допускать к управлению тех, кто объективные законы пытается приспособить под свои корыстные интересы. К чему это приводит, показывает недавняя история «рыночных реформ» на Орловщине.
В управленческой деятельности особенно важно понимание, что решающая роль принадлежит всеобщему основному экономическому закону. Согласно ему, развитие народного хозяйства окажется тем более устойчивым и эффективным, чем большая часть населения будет стремится увеличивать не прибыль, не ВВП, а общественное богатство, то есть ресурсы материальных, природных благ и человеческого капитала.
Насколько далеко от этого наше руководство, можно судить по тому значению, которое сегодня придаётся неуправляемому государством росту частной прибыли, невзирая на то, что он возможен за счет ухудшения условий воспроизводства — как природных ресурсов, так и населения.
Сложнее с показателем ВВП, который фигурирует в качестве главного в требованиях, предъявляемых руководством страны к оценке своей управленческой деятельности. Поэтому вспомним, что ВВП включает стоимость товаров, услуг и налоги, но при этом никак не учитывает количественное и качественное изменение стоимости основных фондов, природных богатств, трудовых ресурсов, в том числе и в тех случаях, когда они предпринимателями используются хищнически.
С другой стороны, размер ВВП может быть существенно раздут за счет таких слагаемых, которые к росту общественного богатства никакого отношения не имеют: услуг паразитарного посредничества и паразитического потребления, ритуальных услуг, услуг, связанных с многократным переделом и перепродажей собственности, с рекламой, с устранением некоторых последствий рукотворных катастроф и др.
Обратимся к таблице, которая характеризует динамику ряда слагаемых ВВП России в 1990—2010 гг.
Предположим, что нас не обманывают, когда сообщают, что к настоящему времени в России восстановлен объём производства ВВП на уровне 1990 года. Но судя по таблице, достигнуто это не за счет ресурсов, которые определяют размер общественного богатства. Не за счет машин и оборудования, не за счет зерна, молока и мяса, а только за счет утроения масштабов торгово-финансовых операций, удвоения налогообложения и создания такой в принципе общественно бесполезной сферы деятельности, как рыночные операции с недвижимостью.
В итоге не только появляется соблазн успокаивать общественное мнение информацией о якобы успешном управлении страной (умалчивая, насколько существенно ухудшилась структура ВВП). Опасней то, что в наших условиях показатель ВВП в целом демонстрирует себя в качестве кривого зеркала социально-экономического развития страны и поэтому в течение последних четырёх лет указывает на якобы скромный рост, несмотря на то, что:
— продолжается деградация инфраструктуры народного хозяйства, поскольку со «стратегических частных собственников» никто не спрашивает за безответственное использование приватизированных ресурсов;
— продолжается вымирание населения (в первом полугодии 2012 г. на 100 родившихся в РФ умерло 106 человек), и параллельно усиливается его деинтеллектуализация (в 1991—2011 гг. численность россиян, занятых научной деятельностью, сократилось почти в два раза);
— увеличивается отставание РФ от ведущих мировых держав в развитии передовых отраслей реальной экономики, в состоянии фундаментальных и прикладных наук.
Иначе и быть не может, пока значительную часть созданных в России ресурсов наши «стратегические частные собственники» отправляют за рубеж. А при этом сохраняется благожелательное отношение политической элиты к рекордной для Европы дифференциации доходов населения.
Определённо назрела необходимость при оценке динамики экономического роста вместо ВВП (на региональном уровне — ВРП) использовать показатели, способные более точно отразить процесс воспроизводства общественного богатства, а значит, и требования всеобщего основного экономического закона.
Поскольку научные исследования в разработке соответствующих показателей несколько отстали, особенно в части измерения прироста природных ресурсов и человеческого капитала, для начала можно признать достаточными экспертные оценки профессионалов, отобранных в ходе специально организованных ретро-испытаний. Уже этого будет достаточно, чтобы на государственном уровне управления появилась возможность выбирать такие направления хозяйственной деятельности, которые будут нацелены на всемерный рост общественного богатства, а не ВВП, и значит, не на рост общественно бесполезных и даже вредных услуг, а также угнетающих экономику налогов.
Это никак не будет отменять важное коммерческое значение показателей прибыли. Однако появится возможность движением прибыли управлять. В частности, используя такие способы регулирования систем налогообложения, кредитования, дотирования, квотирования условий хозяйственной деятельности, которые обеспечат больше прибыли предприятиям, вносящим больший вклад в рост общественного богатства. Значит, будет поощряться создание не любых товаров и услуг, а прежде всего тех, которые увеличивают общественное богатство. Значит, будет сокращаться (например, с помощью налогов и штрафов) возможность получать прибыль за счет сверхэксплуатации трудовых и природных ресурсов, а увеличиваться (через систему привилегий) прибыль тех предприятий, которые добиваются лучших результатов в суммарном увеличении материальных, интеллектуальных и природных благ. Как того и требует всеобщий основной экономический закон.
Пора на всех уровнях управления начинать планомерную подготовку к освоению и внедрению в нашу практику научно-обоснованных методов и показателей. Это одно из условий вожделенного экономического роста.
И. Загайтов, проф., д.э.н.
Н. Турищев, к.э.н.