Красная строка № 12 (278) от 18 апреля 2014 года
Крым — колыбель православного христианства на Руси
В судьбоносные дни, когда решилось будущее Крыма, нельзя не вспомнить, что именно там, в Херсонесе (в средневековье — Херсон, ныне Севастополь) принял крещение князь Владимир с дружиной, а затем в сопровождении греческих священников возвратился в Киев и крестил его жителей. Приход же христианства в сам Херсонес связан с проповедью апостола Андрея Первозванного. Все известные нам предания признают ап. Андрея Первозванного руководителем Черноморской миссии и направляют его путь с юга на север, от Сирии к Таврическому полуострову, где он обращал в христианство местное население. Через тридцать лет после его миссии в эти места прибыл осужденный римским императором Траяном (98–117) на заточение святой Климент, папа Римский, который нашёл здесь более двух тысяч христиан, занимавшихся в каменоломнях тесанием и обработкою камней для доставки их во внутренние города Римской империи. Святитель основал в Херсонесе несколько храмов и крестил множество язычников. Весть об успехах святого Климента достигла римского императора и немедленно вызвала гонения на христиан, во время которого сам архипастырь принял мученическую смерть, будучи утоплен в море (нач. II в. ).
Вследствие гонений, в последующие два столетия, до начала IV века, христианской веры в Херсонесе придерживались в основном ссыльные за веру и их потомки. После издания императором Константином в 313 году эдикта, в котором допускалась веротерпимость по отношению к христианской религии, была учреждена Херсонская епархия. В царствование Константина Великого она включала в себя южный Крым до Феодосии и далее к востоку, где проживали скифы, тавры и другие варварские народы. В начале III века в Крым проникают готы, а в конце IV в. — вторгаются гунны.
Известно, что готы приняли христианство, и была создана Готская епархия. Епископ их Феофил присутствовал на Первом Вселенском Соборе (в 325 г.), под актами которого подписался митрополитом Готии или, как в других списках, Феофилом Боспоританским из Готии. Оставшиеся после ухода Теодорика в Италию готы были окружены со всех сторон гуннами, с которыми старались поддерживать дружеские отношения, пока примерно в начале VIII в. не были покорены хазарами. Кроме названных епархий, на территории Крымского полуострова и смежных с ним земель были образованы Сурожская, Фулльская и Боспорская епархии, где проживали не только греческие переселенцы, но и сарматы. Их цари до конца IV века управляли Боспорским царством, столицей которого была Пантикапея, или Боспор, где ныне Керчь.
От Боспора до Херсонеса расселились гунны, пока в конце VII века не были завоёваны хазарами, которые, однако, не пожелали переселиться в Крым, оставшись в южной России, за Доном и на побережье Каспийского моря. В то же время, история свидетельствует о случаях, когда проживавшие в Крыму гунны и другие варвары обращались в христианство. Однако, не подлежит сомнению и то, что в разные периоды истории Крыма вера христианская не иссякала и всегда находила своих последователей, о чем свидетельствуют археологические раскопки греческих городов на южном побережье. В результате раскопок на территории Херсона обнаружено 13 базилик, 2 здания центрической композиции, 5 крестообразных, 7 крестово-купольных храмов и около 20 сравнительно небольших квартальных храмов-часовен XI—XV вв.
Как отмечают исследователи, интенсивное строительство церквей и монастырей в Крыму, в частности, в Херсоне и пригородах, развернулось при византийском императоре Юстиниане I (527-565). Археологические свидетельства — склепы с росписями, изображающими виноградную лозу или рыб, надгробия с изображениями крестов, христианские скульптуры позволяют говорить о широкой христианизации населения Херсона в этот период.
Во времена иконоборчества, в сер. VIII в., многие почитатели икон, в основном монахи, бежали в Крым, спасаясь от преследований византийского императора, благодаря чему на территории Юго-Западного Крыма увеличилось количество пещерных монастырей. На протяжении многих веков Херсон играл роль центра миссионерского и культурного влияния на соседние народы. Крещение Руси в 988 г. также было связано с Херсоном: князь Владимир взял с собою отсюда на Русь мощи свт. Климента, помещённые впоследствии в Десятинную церковь, духовенство и сосуды церковные, а также святые иконы. Очевидно, с этого времени на Руси появились иконы и церковные предметы, получившие затем именование «Корсунских». В то же время была учреждена Киевская митрополия и при ней организованы кафедры в Новгороде, Белгороде (под Киевом), возможно, также в Чернигове, Полоцке, Переяславле.
По отзыву современника, к концу правления Владимира столица Руси выглядела вполне христианским городом: в нём было около 400 церквей, в том числе единственный на то время каменный Десятинный храм Богоматери (завершен в 996 г.), который был дворцовой княжеской церковью (по покоившимся там мощам св. Климента Римского именовался также Климентовским), и кафедральный собор св. Софии Премудрости Божией (очевидно, деревянный). Западный миссионер архиеп. Бруно Кверфутский, посетивший Киев в 1008 г. по пути в Печенежскую степь и встречавшийся с Владимиром, рисует его как образцового христианского правителя. С принятием христианства Русь приобрела духовную и идейную основу объединения славянских племён в единое государство.
Вторжение половцев в Крым в XII веке положило конец русскому влиянию на полуострове, где на бывшей хазарской части находилось Тмутараканское княжество. Современный крымско-татарский язык является потомком половецкого языка. В 1222 году высаживается первый турецкий десант в Судаке, который разгромил русско-половецкое войско. На следующий год в Крым вторгаются монголо-татары Джэбэ. Степной Крым превращается в улус Золотой Орды. Административным центром Тавриды становится город Крым. На XIII век приходится исламизация Крыма.
В XIV веке часть часть территорий Крыма приобрели генуэзцы (Газария, Каффа). После распада Золотой Орды в 1441 г. остатки монголов тюркизируются и образуют степное Крымское ханство. На тот момент в Крыму также располагаются христианское горное княжество Феодоро со столицей Мангуп и генуэзские колонии на южном побережье. В 1475 г. турецкие войска высадились в Крыму и захватили генуэзские колонии с центром в Каффе (Феодосии), а также уничтожили Мангуп. На завоёванных землях княжества и генуэзских колоний был создан турецкий кадилик (округ). В 1478 году Крымское ханство стало протекторатом Османской империи. В Северном Причерноморье, Приазовье и на Черноморском берегу Кавказа появились турецкие крепости — морские порты, опорные военно-колониальные базы.
Крымские татары постоянно совершали набеги на русские, литовские и польские земли и брали в полон мирное население. Огромная территория, разделявшая русские и татарские земли, стала называться Диким полем, а Ока надолго явилась пограничной рекой, южным рубежом Московского государства. Через Дикое поле с юга на север по территории нынешнего Орловского края тянулись дороги-шляхи, по которым ходили татары. Главный шлях назывался Муравским. Он шел от Крымского перешейка до Тулы, к которой сходились все татарские дороги. От Муравского шляха ответвлялись и с ним соединялись другие шляхи — Изюмский в направлении Ливен и Тулы, Калмиусский шел до Ливен, где соединялся с Изюмским. Свиной шлях тянулся мимо Рыльска к Болхову. По этим путям татары шли как правило с наступлением весны, а иногда и летом. Каждый вел за собой две-три лошади с плетёными корзинами. Подойдя к русским селениям, татары рассыпались мелкими отрядами и старались нахватать всякого добра и пленных, а потом быстро мчались обратно в степь. Наш г. Орёл, как опорный пункт обороны, за период XVI—XVII вв. 12 раз подвергался жестоким нападениям татар. Вследствие этих грабительских походов до XVIII в. из России было угнано в рабство до 5 млн. человек. Только на выкуп пленных Россия ежегодно тратила 1 млн. рублей. За каждого человека платили от 100 до 150 рублей, тогда как корова в то время стоила 50 копеек.
Русско-турецкие войны XVIII в. дали России выход к Чёрному морю, а война 1768-1774 годов положила конец османскому господству, и по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года османы отказались от претензий на Крым. Северное Причерноморье, включая территорию Крымского ханства, вошло в состав России.
8 апреля 1783 г. составленный князем Потёмкиным манифест о присоединении Крыма и Кубани был подписан императрицей Екатериной II. Крымское ханство упразднялось, однако его верхушка (свыше 300 родов) вошла в состав российского дворянства и принимала участие в местном самоуправлении вновь созданной Таврической области. На новые земли началось интенсивное переселение колонистов из России. Крым стал именоваться, как и в эллинские времена, Тавридою. Новый русский порт был назван Севастополем (городом Славы). Город, который начали строить и который должен был стать губернским, назвали Симферополем (соединяющим), Кафа вновь стала Феодосией, Гезлев — Евпаторией и т. д..
В годы Крымской войны (1853—1856 гг.) город Севастополь благодаря героизму его защитников приобрёл неувядаемую славу. За прошедшие годы население Крыма значительно увеличилось, а русские стали составлять большинство жителей края. К концу ХIХ века население Крыма составляло 500 тыс. человек, из которых меньше 200 тыс. были крымскими татарами, а накануне революции проживало 800 тыс. человек, в том числе 400 тыс. русских и 200 тыс. татар, а также 68 тыс. евреев и 40 тыс. немцев.
22 июня 1941 г. в 3 часа 15 минут Севастополь в числе первых городов СССР подвергся налёту фашистской авиации. А с 30 октября началась его героическая оборона, которая продолжалась 250 дней — до 4 июля 1942 года. В период войны города Крыма были разрушены, экономике полуострова был нанесён огромный материальный ущерб, сотни тысяч советских воинов пали в боях на крымской земле. Неисчислимые страдания вынесли партизаны, подпольщики и мирные жители Крыма. Многие из них погибли, умерли от голода и болезней, тысячи были угнаны в немецкое рабство. Война резко обострила межнациональные противоречия в Крыму, и в мае-июне 1944 года с территории полуострова были выселены крымские татары (183 тыс. человек). Армяне, греки, болгары и немцы были депортированы ещё в августе 1941 года. Указ Президиума Верховного Совета СССР № 493 от 5 сентября 1967 года «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму» признавал, что «после освобождения в 1944 году Крыма от фашистской оккупации факты активного сотрудничества с немецкими захватчиками определённой части проживающих в Крыму татар были необоснованно отнесены ко всему татарскому населению Крыма».
В 1954 г. по желанию «волюнтариста и субъективиста» Н. Хрущёва Крым передали союзной Украинской ССР. Во время же Беловежского заговора и дележа власти в 1991 г. Ельцин молча оставил Крым за Украиной. С этого времени началась украинизация Крыма, русские становились людьми второго сорта, государственным языком был признан украинский, а русские школы закрывались.
В наши дни, после государственного переворота в Киеве, народ Крыма выступил за воссоединение с Россией. Более двух миллионов его жителей в результате референдума, проведенного 16 марта 2014 года, и на основании декларации независимости, принятой 11 марта 2014 года, провозгласили суверенитет Республики Крым, а 18 марта был подписан договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии Республики Крым в состав России. 21 марта в Крыму образован одноименный федеральный округ с центром в Симферополе.
Это, конечно, вызвало бешенство правительства США, стран блока НАТО, вложивших немалые средства в установление на Украине послушного им режима. Поэтому они теперь в своем противостоянии с Россией не гнушаются опираться даже на последователей Степана Бандеры, украинского националиста, проповедовавшего «этническую чистоту» Украины. Бандеровцы из Украинской повстанческой армии (УПА) повинны в гибели 80 тыс. польских мирных жителей на Волыни в 1943—1944 годах, многих тысяч белорусов, евреев, русских. По данным КГБ, опубликованным в 1990 году, за 1944—1953 годы «в западных областях Украины жертвами террора бандеровцев стали не только свыше двадцати тысяч военнослужащих Советской Армии, сотрудников милиции и госбезопасности, но и тридцать тысяч мирных жителей», а по другим сведениям, с 1941 по 1954 гг. бандеровцами было уничтожено около пятидесяти тысяч советских солдат и шестьдесят тысяч человек мирного населения (Частий Р. В. Степан Бандера: мифы, легенды, действительность. Харьков: Фолио, 2011).
Помня о прошлом, в эти судьбоносные дни нашей истории по инициативе филиала межрегионального «Объединения православных учёных» 9 марта 2014 г. в храме-часовне Александра Невского, построенной на месте боя защитников г. Орла в октябре 1941 г., был проведен молебен с чтением акафиста перед иконами Божией Матери Державной и Почаевской — о православных братьях на Украине, о мире и единении братских народов во Христе. И, несмотря на развязанную Западом информационную войну и всевозможные угрозы, можно с уверенностью сказать, что народы бесконечно обманывать невозможно, люди не допустят возврата к нацизму.
Анатолий Перелыгин,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры истории
и музейного дела ОГИИК,
председатель церковного
историко-археологического
отдела Орловско-Ливенской епархии.