Кто должен платить за домофон?
На этот далеко не праздный (как оказалось) вопрос прокуратура Заводского района г. Орла отвечает: домофон и кодовая дверь в подъезде являются частью общего имущества дома, и, стало быть, по действующему законодательству плата за их обслуживание должна входить в общий счет, который выставляется ежемесячно жильцам за содержание и ремонт этого самого имущества. И некоторым обслуживающим организациям прокурором района уже выставлены претензии по этому поводу.
Ведь как платим мы за домофон и кодовую дверь? По отдельным квитанциям. А Министерство регионального развития Российской Федерации в своем специальном письме разъясняет, что «…заключение прямых договоров с собственниками помещений многоквартирного дома на обслуживание общего имущества многоквартирного дома незаконно». По закону должно быть так: домофон и кодовая дверь сначала вносятся в состав общего имущества дома, а потом управляющая компания, обслуживающая ваш дом, должна заключить договор на обслуживание этих систем со специализированной организацией либо сама взяться за это дело. Но и в том, и в другом случае мы, жильцы, должны платить только по одной общей квитанции — за содержание и ремонт общего имущества дома, и только своей обслуживающей компании. Или же на общем собрании принять решение об особом размере платы за домофон и кодовую дверь и форме такой платы. Но кто из нас помнит такие собрания?
«Домофон как оборудование, находящееся в многоквартирном доме, — говорится в письме Министерства регионального развития от 27.04.2011 г., — полностью отвечает признакам общего имущества в многоквартирном доме, указанным в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ… Подавляющее большинство многоквартирных домов, находящихся на территории России и построенных до введения нового Жилищного кодекса РФ, при строительстве не предусматривали наличие домофонов в проектной документации. В связи с этим в настоящее время сложилась ситуация, при которой в домах, обслуживаемых управляющими организациями, граждане по своей инициативе устанавливают домофон на дверях подъезда и на основании прямых договоров за свой счет осуществляют содержание и ремонт данного устройства…» И эта реальность противоречит логике современного жилищного законодательства, которое в качестве субъектов права на рынке ЖКХ услуг признает лишь жильцов и управляющие (обслуживающие) организации.
Но что же теперь будет в Орле? Удовлетворение претензий прокуратуры означает, как минимум, сокращение количества квитанций на одну единицу и, как максимум, — перерасчет и возвращение нам, жильцам, тех сумм, которые с нас взимали за отдельное обслуживание домофона и кодовых дверей. Кстати, по тем же самым основаниям законодательству противоречит и начисление отдельной платы за вывоз твердых бытовых отходов.
Во всяком случае, прокуратура Заводского района требует от руководства обслуживающих организаций, которые попали в поле зрения проверяющих, «принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений, в том числе произвести перерасчет собственникам помещений многоквартирных домов, которым необоснованно начислялась плата за обслуживание кодового замка и вывоз ТБО…»
Андрей Грядунов.