Мысли о проблемах модернизации страны
В октябре 2010 года в Российской академии государственной службы при Президенте РФ в Москве прошел съезд «Профессиональная Россия-2010». Одним из его организаторов выступил общественный Центр социально-экономических стратегий при поддержке целого ряда министерств и комитетов Государственной Думы.
От нашей области на форуме выступал Г. Парахин, который возглавляет Союз предпринимателей и производственников Орловщины. В июне нынешнего года эта общественная организация вошла в народное ополчение «Орловская дуга», а сам Геннадий Павлович был избран в состав координационного совета этого движения.
Вот почему сегодня, когда идет обсуждение программы и плана практических действий народного ополчения, мы решили вернуться к мыслям, высказанным Г. Парахиным на съезде — с тем, чтобы каждое рациональное зерно в полной мере послужило общему делу возрождения России.
У нас в России стало модно реальные практические шаги подменять пространным обсуждением на самых разных уровнях. В результате даже самая несложная задача становится проблемой, и чаще всего неразрешимой. Много шума, много разговоров… Не получится ли так, что любая новая идея, любое новое направление развития страны будет погублено, утоплено в говорильне, демагогии разных мастей?
Сегодня мне хотелось бы сосредоточиться на одной задаче, которую поставил нам Президент Российской Федерации, — модернизации экономики России. Модернизация — это прежде всего обновление. А кто будет делать это обновление? Для решения этой задачи просто необходимо новое, нестандартное мышление, «новая кровь». Очевидно, что эту задачу должны решать молодые, не обремененные шаблонами и стереотипами специалисты и ученые.
Молодые кадры надо растить, закладывать в них профессиональную основу, фундамент их будущих успехов. Здесь много проблем, но я хотел бы остановиться на том, что необходимо решить как можно быстрее, без чего страдает наша экономика и вырождаются профессионалы в самом высоком смысле этого слова.
Сегодня наши учебные заведения абсолютно оторваны от производства. Чаще всего выпускники вузов и средних специальных заведений совершенно не представляют своей профессии, они не знают, с чем столкнутся на реальном производстве. Очень часто бывает, что вчерашний студент приходит с новеньким дипломом на предприятие, сталкивается с производственными проблемами, производственным ритмом, пугается, начинает шарахаться и часто теряет свою профессию. Необходимо ввести в обязательную программу прохождение производственных, преддипломных и других практик, надо развивать стройотряды, создавать курсы по обучению смежным специальностям механизаторов, водителей и т. д. Камнем преткновения здесь являются сами учебные заведения: они в этом процессе видят только свои коммерческие интересы, забывая об учебном и воспитательном процессе. Взгляните на эту проблему с точки зрения руководителя предприятия. Ну зачем ему нужны эти проблемы со студентами, с организацией для них специальных рабочих мест, повышенными требованиями к технике безопасности и т. д.? Да еще за это деньги платить учебному заведению, и немалые. Денежные отношения оказываются выше интересов учебного и воспитательного процесса.
Надо создавать условия, при которых молодые специалисты проявляли бы служебное рвение, а не отбывали свои часы на рабочем месте, надо создавать заинтересованность материальную и моральную. Молодой специалист не должен себя чувствовать брошенным на выживание, он должен четко видеть свою перспективу.
Как происходит продвижение кадров в госструктурных
организациях? Чаще всего по «фамильному» принципу. А в естественных монополиях? Там еще хуже — по «фамильному» принципу и по принципу расстановки «своих» людей на ключевые посты, что создает закрытые и очень устойчивые коррупционные системы. Именно этим объясняются большое количество техногенных аварий в стране, повышенный износ основных средств естественных монополий и снижение их прибылей. «Ключевые» посты — это, как правило, посты на распределении финансовых потоков. «Экономисты» правят инженерами и всем производством. Не инженерия определяет технологический процесс, а различные менеджеры, которые прежде всего руководствуются направлениями финансовых потоков.
Иначе обстоит дело в бизнесе. Здесь таланты нужны, их находят, с ними нянчатся и за них борются. Но и здесь не все в порядке. Кадровую политику предприятия диктуют различные нормы, предписания и условия. На этой проблеме я остановлюсь позднее.
Модернизация экономики без бурного развития научных предприятий различной направленности невозможна — это прописная истина. Наука должна работать на бизнес, но обязательно и наоборот — бизнес должен работать на науку. За счет чего должны существовать научные предприятия? Если государство будет финансировать всю науку, то этого не выдержит ни один государственный бюджет. Поддерживать — да, финансировать прикладные научные отрасли — да, но проблема же гораздо шире.
Крупный бизнес естественных монополий здесь тоже не решит всех проблем. У естественных монополий и ранее были все возможности для создания и развития научных предприятий, но этого не произошло. Кроме того, естественные монополии, с точки зрения инженера, решают узкую задачу, а мы говорим о модернизации всей экономики страны.
А вот малый и средний бизнес, сотрудничая с научными предприятиями, могут совершить в стране научно-техническую революцию. Почему же этого не происходит? Да потому, что у нас в России предприятия малого и среднего бизнеса на сегодняшний день заняты выживанием. У них нет достаточных оборотных средств на науку. Всю прибыль этих предприятий «откачивают» через разные коррупционные схемы. По сути это скрытая, хорошо организованная форма рейдерства.
Но здесь есть и другая проблема. Наш российский бизнес не имеет достаточного опыта. И здесь могут и должны организовать работу по изучению производственной и организационной деятельности ведущих мировых компаний профильные министерства и различные профессиональные объединения. Это должно быть заложено в планах и программах министерств, но без коммерческих интересов и «фамильного» принципа.
Наш президент выдвинул лозунг: «Коррупция должна быть неприличной!» А где действия? Где реальные дела и процессы (я имею в виду судебные)? У людей сложилось мнение, что коррупционный и чиновничий беспредел победить сегодня в России нельзя. И эту идею мамы и папы втолковывают своим детям. Райкинский «Клопик», который не высовывается, стал национальным символом. Так какая же тогда в молодых мозгах может родиться «инновация» и «модернизация»? Инновация и модернизация — это конечный результат смелости и решительности, а эти качества надо воспитывать.
Особо я хотел бы остановиться на кадровой проблеме сельского хозяйства. И дело даже не в продовольственной безопасности страны, я вижу проблему шире. С вымиранием людей на селе мы теряем свою культуру, национальную самобытность. Этого допустить ни в коем случае нельзя. Иначе кушать мы будем завозные окорочка с чипсами и перестанем быть русскими.
Я считаю, что решение кадровой проблемы на селе необходимо объединить с программой возрождения российских сельских поселений. Необходимо строить современное, комфортное, но самобытное жилье на селе. Отремонтировать дороги к брошенным деревням, создавать в этих поселениях духовные и культурные центры, и прежде всего — для молодежи. Возрожденные сельские поселения должны быть ориентированы на сельское хозяйство, но помимо этого там должны создаваться и другие, вспомогательные, производства, строительные предприятия и предприятия по производству строительных материалов, предприятия соцкультбыта. Это позволит организовать огромное количество рабочих мест. И здесь, безусловно, нужна государственная поддержка.
В качестве первого шага в модернизации экономики страны необходимо создать условия, при которых предприятиям малого и среднего бизнеса было бы выгодно создать при своем производстве малые научные отделы, бюро и т. д. А из малого будет вырастать более крупное, но это крупное будет идти от производства, т. е. нацеливаться на конечный продукт.
На этом пути я вижу проблему избыточности норм и нормативов при выдаче различных лицензий, сертификатов, допусков и т. д., неадекватные требования к кадровому составу предприятий. Причем этот процесс получил огромный размах — только с 01.01.2010 г. требования изменялись трижды, и все в сторону ужесточения. Молодым специалистам вообще закрыта дорога к дальнейшему карьерному и профессиональному росту. Во всех нормативных документах требуется иметь работников со стажем по специальности не менее 5—8 лет. А где взять этот стаж молодому, пусть даже очень грамотному и талантливому, специалисту? Получается замкнутый круг. Это необходимо немедленно остановить. Кроме того, эти требования ведут к повышению себестоимости продукта производства.
Необходимо создать социальные программы для молодых специалистов и их семей, и здесь я вижу огромные возможности в государственно-частном партнерстве. Надо делать так, чтобы это было выгодно бизнесу и государству одновременно.
Несколько слов о профессионально-патриотическом воспитании молодежи. В прессе, на телевидении и даже в интернете одно и то же — успехи, частная жизнь и планы артистов, секс-символов и «ментов» в различных сериалах. А что, в той же забытой и поруганной российской деревне мало интересных людей? Да в любой отрасли народного хозяйства есть еще увлеченные, бескорыстные и очень интересные профессионалы. Так где же вы, «независимые» журналисты, кинорежиссеры, писатели, поэты и т. д.? Хватит людей уводить от реальных проблем, пора показывать и пропагандировать людей труда, выносить на всеобщее обсуждение их проблемы и успехи.
Геннадий Парахин.