Найти и обезвредить!
Две недели назад на оперативном совещании в правительстве области, где рассматривался ход реконструкции улично-дорожной сети, властям областного центра была устроена показательная порка. Не сомневаюсь, что городских чиновников есть за что пожурить, но этот «накат» действительно выглядел слишком показным. Объяснения заместителя мэра Орла Валентина Бочарова о том, что ситуация в городе под контролем и всё идет по графику, услышаны не были.
«Никто ничего не делает», — такова была оценка из уст заместителя губернатора и председателя правительства области Игоря Гармаша. Правда, оказалось, что все-таки — делают. На том же совещании первый заместитель губернатора и председателя правительства области Борис Коновалов отмечал, что из 11 городских дорог работы ведутся на пяти. Еще по одной аукцион завершился на следующий после этого совещания день.
Как известно из сведений, опубликованных в печати, в 2011 году на капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования в Орле предусмотрено 86 млн. рублей, в том числе пять процентов — из городского бюджета, остальное — федеральные деньги. Капремонт запланирован на 5 объектах: пер. Маслозаводской — от улицы Комсомольской до Лужковского моста; ул. Автовокзальная; ул. Приборостроительная — на участке от улицы Матвеева до переулка Ипподромного; пер. Ипподромный; ул. Приборостроительная — от ул. Октябрьской до ул. Горького.
На ул. Автовокзальной, в пер. Ипподромном, на ул. Приборостроительной на участке от ул. Матвеева до пер. Ипподромного к работе уже приступило ОАО «Орелдорстрой». Планируется вести их в круглосуточном режиме и завершить к 10 августа. Эта же строительная организация занимается реконструкцией транспортной развязки со строительством второго выезда из 909-го квартала на улицу Комсомольскую. Здесь также намерены работать в круглосуточном режиме и сдать объект к 10 августа.
На ремонт улично-дорожной сети Орла предусмотрено также финансирование за счет средств областного бюджета в размере 50 миллионов рублей. Здесь тоже фигурируют 5 объектов: Кромское шоссе — на участке от ул. Кромской до ул. Высоковольтной и от улицы Высоковольтной до границы Орла; Новосильское шоссе — на участке от ул. Паровозной до автодороги Орел — Ефремов; пер. Южный — на участке от улицы Пушкина до улицы Тульской; ул. Пушкина — на участке от ул. Ляшко до пер. Южного. И последний объект — Красный мост.
Как докладывал Бочаров, по этой программе все проектные работы проведены, есть экспертные заключения и город готов выйти на электронные торги. Но по неофициальным сведениям, эти 50 млн. рублей от области как раз и не поступили на счета мэрии, из-за чего аукцион проводить нельзя.
Еще в городе реализуется ведомственная целевая программа ремонта дворовых территорий многоквартирных домов и так называемых квартальных проездов. Всего в нее в областном центре включены 250 объектов (38 проездов и 212 дворов).
Там тоже разворачиваются работы. Например, ООО «Стройград» ремонтирует проезды к дворам домов № 2, 2а — 6 по ул. Калинина, № 394 по ул. Комсомольской, № 45 — 51 по ул. Планерной. Работы планируется завершить до 5 августа. По нескольку объектов одновременно ведут ООО «Практика» и ООО «Техносервис».
Так был ли повод для резких заявлений на том совещании? Или чиновники, оказавшиеся в отсутствие губернатора на первых ролях, решили продемонстрировать свою власть? Коновалов потребовал от представителей мэрии предложений о наказании виновных, вплоть до увольнения. А Гармаш заявил: «Такое ощущение, что определенная группа людей целенаправленно дестабилизирует обстановку в городе. У меня в этом твердое убеждение». Игорь Юрьевич предложил даже отозвать мэра из отпуска и призвал депутатов «взять в свои мозолистые руки всё это дело и руководить».
Только «мозолистыми» руками сегодня лучше просто работать. При освоении бюджетных денег существует множество определенных законом процедур, которые невозможно проигнорировать, они требуют четкого соблюдения регламента времени. Эти этапы, как видно, практически пройдены. Дело за исполнением.
В первом ряду дестабилизаторов обстановки в Орле выступила и погода. Больше недели лило практически ежедневно. Конечно, можно положить асфальт и на мокрое полотно, чтобы быстрее отчитаться. Но это все равно что денежки закопать в землю.
Нельзя не сказать и о других факторах, с которыми сегодня приходится считаться. Подавляющее большинство дорожно-строительных фирм и проектных организаций развалилось, и когда резко возрастает объем работ, то попросту не хватает ни проектировщиков, ни строителей. Например, проектно-сметную документацию на квартальные проезды и дворы разрабатывали всего три-четыре организации. А это 250 объектов!
Рассказывают, что на торгах по продаже объемов дорожных работ в Орле не было не то что конкуренции среди подрядчиков, но с трудом находился даже один-единственный.
Почему же существующие фирмы избегают работы в областном центре, предпочитая периферию? Во-первых, здесь контроль, чтобы там ни говорили, все же выше, чем в районах области. Во-вторых, проектно-сметной документацией на капремонт улиц города предусмотрены обустройство ливневой канализации, строительство новых и реконструкция существующих тротуаров, оборудование объектов освещения и другой дорожной инфраструктуры. Закладывается использование инновационных технологий и материалов. Вряд ли такие же требования предъявляются на ремонте сельских дорог.
Но самый главный тормоз в другом. Поскольку федеральные деньги регионам выделяются чаще всего спонтанно, заранее не планируются и не заявляются, муниципалитеты оказываются неготовыми к их освоению. Лучшие весенние и летние месяцы уходят на разработку проектно-сметной документации. А ведь будь по-другому, город мог бы заблаговременно выполнить подготовительную работу.
Так кого будем записывать в экстремисты и принародно наказывать?
Николай САВАТЕЕВ.