Красная строка № 1 (223) от 18 января 2013 года

Нарушение на нарушении едет и нарушением погоняет

«Казань брал, Орёл брал…» — так называлась критическая публикация в «Красной строке» (см. № 37 (218) от 30 ноября 2012 г.), в которой речь шла о намерении казанского коммерческого банка «Заречье» построить офисное здание для своего филиала в самом центре г. Орла — на берегу Орлика возле Александров­ского моста, где раньше находился памятник архитектуры — так называемое «Депо готового платья». Эта статья привлекла внимание жителей города и вызвала серьезный общественный резонанс — вплоть до того, что жители соседнего с участком дома № 4 по ул. Ленина обратились с письмом к депутату Орловского областного Совета К. Домогат­скому, а тот направил их обращение прокурору Орловской области И. Полуэктову.

Поэтому мы решили продолжить тему и сегодня предлагаем вашему вниманию текст этого обращения (с некоторыми сокращениями и редакционной правкой).

Мы, жители многоквартирного жилого дома № 4 по ул. Ленина в г. Орле, из средств массовой информации узнали, что администрация г. Орла в обход действующего законодательства 5 октября 2012 г. приняла Постановление за № 3299 «О принятии решения по подготовке проекта о внесении в правила землепользования и застройки городского округа «Город Орёл» в части изменения границ территориальных зон Р-1 на ОИ по ул. Ленина, 2»…

1. Глава администрации города и подчинённое ему правовое управление обязаны знать «Положение о заповедной зоне г. Орла», принятое по согласованию с Министерством культуры РФ депутатами Орловского областного Совета 19 марта 1999 г. и продублированное Постановлением Орловского областного Совета 15.03.2002 г. № 46/870-ОС… Ленинградский государственный институт проектирования городов в 1991 г. по заданию Орлов­ского облисполкома на основе экспертных заключений выполнил «Проект детальной планировки исторического центра г. Орла». Этот проект в соответствии с законодательством в том же году был утверждён уполномоченным органом Правительства РСФСР и стал неотъемлемой частью Генерального плана г. Орла, действующего и в настоящее время. Существует текстовое сопровождение (в 2-х томах) и графическая часть ПДП исторического центра г. Орла в современных координатах города (прилагается в приложении). Эти документы хранятся в Управлении архитектуры и градостроительства администрации. В соответствии с указанными документами, озеленённый участок, прилегающий к нашему дому, на основании пп. 2, 12 ст. 85 ЗК РФ включён территориально в заповедную зону № 2 города и должен использоваться как сквер, т. е. благоустроенная озеленённая территория общего пользования, предназначенная для отдыха и оздоровления всех граждан города без каких-либо ограничений (п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 85, ст. 98 ЗК РФ). Иная деятельность на этом участке запрещена (п. 5 ст. 98 ЗК РФ).

2. Правомерность отнесения всей улицы Ленина к заповедной зоне г. Орла подтверждена Решением Арбитражного суда Орловской области от 10 июня 2003 г., Дело № А48-2864/01.

Все земельные участки, входящие в состав заповедной зоны, имеют единый статус, установленный Градостроительным регламентом, и отнесены к землям историко-культурного назначения. Регулирование правоотношений в границах земель историко-культурного назначения производится на основании п. 2 ст. 85, ст. 99 ЗК РФ, в которых продекларировано, что такие земли используются строго в соответ­ствии с их целевым назначением… По этой причине попытки администрации города путём проведения общественных слушаний изменить правовой статус любого участка в заповедной зоне г. Орла ставят под сомнение правовую грамотность главы администрации города. А Постановление от 05 октября 2012 г. № 3299 противоречит Конституции РФ в части соблюдения прав и свобод граждан, ЗК РФ, Градостроительному кодексу РФ, ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст. 36 ЖК РФ и поэтому может быть оспорено в суде.

3. В феврале 1990 г. коллегия Госстроя, коллегия Министерства культуры и ЦС ВООПИК, будучи уполномочены Правительством РСФСР, объявили г. Орёл историческим поселением России. Градостроительная деятельность в любом историческом поселении нашей страны ограничивается в соответствии с обременениями, перечисленными в специальной главе «Исторические поселения» Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. Там же исторические центры таких поселений рассматриваются как единый, неделимый объект, подлежащий государственной охране. Таким образом, Постановление от 05 октября 2012 г. № 3299, подписанное М. Ю. Берниковым, и здесь вошло в противоречие с действующим законодательством. (см. п. 6 ч. 1 ст. 23, ст. 26 областного закона от 06 апреля 2004 г. № 391-0З).

4. Значительная часть земельного участка площадью 2271,55 кв. м, на которую претендует филиал АКБ «Заречье» (г. Казань) и которому М. Ю. Берников разрешил подготовить проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Орёл», входит в 50-ти метровую границу водоохраной зоны р. Орлик, установленную Постановлением главы администрации Орловской области от 22.05.2000 г. № 258. Действия М. Ю. Берникова, как мы полагаем, и в этом случае вышли за пределы представленных ему полномочий.

5. За нашим многоквартирным четырёхэтажным жилым домом с момента принятия его в эксплуатацию закреплён земельный участок, который с 01.03.2005 г. ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» и ст. 36 ЖК РФ передан собственникам помещений в нашем доме в общую долевую собственность. Из этого следует, что с того момента придомовой участок с элементами озеленения и благоустройства перестал быть государственной или муниципальной собственностью. В соответствии с ч. 3 ст. 36 ЖК РФ исключительное право распоряжения придомовой территорией перешло к общему собранию соб­ственников помещений. И снова действия администрации города вызывают сомнения и подлежат проверке со стороны правоохранительных органов.

6. 30 мая 2007 г. Управление Федеральной регистрационной службы по Орловской области выдало Муниципальному образованию «Город Орёл» постоянное Свидетельство о праве соб­ственности на земельный участок площадью 21143,62 кв. м из состава земель общего пользования, расположенный в пределах ул. Ленина, пер. Почтовый, ул. Левый берег р. Орлик (приложение прилагается). Таким образом, с 2007 г. спорный земельный участок является муниципальной собственностью и зарегистрирован как земли общего пользования, приватизация которых запрещена (см. п. 12 ст. 85 ЗК РФ). И с этой стороны действия М. Ю. Берникова, на наш взгляд, имеют все признаки превышения должностных полномочий и противоречат ЗК РФ.

7. В связи с указанной регистрацией права муниципальной соб­ственности на земли общего пользования в Заповедной зоне № 2 не могут не вызвать протест и возмущение действия Управления государственного имущества Орловской области. Известно, что ст. 133 Конституции РФ наложен категорический запрет на вмешательство органов государственной власти в дела местного самоуправления при решении вопросов местного значения и в том числе — распоряжения муниципальной земельной собственностью. 22 мая 2012 г. начальница Управления государственного имущества департамента правительства Орловской области подписала Приказ № 683 «О предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельного участка местоположением: г. Орёл, ул. Ленина, в районе дома № 1 (Типография «Труд»)». Сразу возникло несколько весьма тревожных вопросов.

В предыдущем пункте нашего обращения мы указали на регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки общего пользования, расположенные в пределах ул. Ленина. Среди них благоустроенная, озеленённая территория-сквер у типографии «Труд», площадью 335 кв. м. Именно об этом участке шла речь в Решении Арбитражного суда Орловской области от 10 июня 2003 г. Дело № А48-2864/01.

Руководство управления продемонстрировало своё неуважение к Конституции РФ, обоснованному и аргументированному Решению Арбитражного суда, к правам и свободам граждан нашего города. Его действия вышли за пределы предоставленных властных полномочий…

8. Отдельный разговор должен идти в связи с фальсификацией документов.

Заместитель управляющего филиала АКБ «Заречье» (г. Орёл) М. В. Максимова, обращаясь к главе администрации М. Ю. Берникову, сослалась на копию договора аренды земельного участ­ка и на копию протокола градостроительного совета, состоявшегося 17.08.2012 г.

В этой связи обращаем Ваше внимание на следующее. Земельное законодательство предусматривает приобретение права аренды земельного участка исключительно на торгах (аукционе). При этом стартовая цена и шаг аукциона устанавливаются собственником участка, исходя из кадастровой стоимости земли на территории города. В нашем случае это 5109,72 руб. за кв. м или 51 млн. руб. за 1 га. В применении к нашему участку это будет около 11 млн. рублей.

В таком случае кто дал право администрации города (М. Ю. Берников обошёл город­ской Совет) передать в аренду земельный участок историко-культурного назначения акционерному частному банку без проведения аукциона, целевым назначением, что в свою очередь запрещено земельным законодательством? Под чьим давлением «прогибается» администрация города?

Глава администрации не мог не знать, обязан был знать, что протокол градостроительного Совета сфабрикован, поскольку 17.08.2012 г. заседание Совета не состоялось в связи с отсутствием кворума. Обстоятельства дела проверял депутат Орловского областного Совета народных депутатов.

Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Орловской области за подписью ведущего инженера Е. Н. Зиминой 07.12.2011 г. представило в администрацию кадастровый паспорт земельного участка, в котором указана дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости (27.10.2003 г.), с указанием разрешённого использования участка — «Для строительства нежилого здания под размещение офисных и торговых помещений». Более того, на листе В.3 нет отметки об обременениях, в частности, о том, что участок входит в состав Заповедной зоны г. Орла и отнесён к землям историко-культурного назначения. Вместо этого имеется запись: «Занята объектом недвижимости. Административное здание лит. А, площадью 406 кв. м)». Известно, что в конце 2003 г. здание-памятник истории и архитектуры «Депо готового платья» было стёрто с лица земли «Экостроем».

Недаром в п. 6 нашего обращения мы указали на тот факт, что 30 мая 2007 г. муниципальное образование «Город Орёл» получило постоянное Свидетельство о праве собственности на земли общего пользования, площадью 21143,62 кв. м, расположенные в пределах ул. Ленина, пер. Почтовый, ул. Левый берег р. Орлик.

Зачем кадастровая палата подсунула М. Ю. Берникову заведомо подложный документ, сработанный в ноябре 2003 г. под «Экострой», чтобы узаконить строительство нового трёхэтажного здания вместо снесенного «Депо готового платья»?

Заслуживает внимания ещё одно обстоятельство. Если снесённое «Депо готового платья» занимало площадь 406 кв. м, то банк вознамерился построить офисное здание площадью 1466 кв. м, заняв под него земельный участок площадью 2271 кв. м, и всё это под фальшивой вывеской «восстановления исторического облика города».

На наш взгляд, все 8 пунктов, изложенные в нашем обращении, подтверждены документально и действующим законодательством. Наши доводы по всем 8 (восьми) позициям могут и должны быть проверены. По итогам проверки мы ждём не формальную отписку, а реальные меры прокурорского реагирования с целью пресечения противоправных действий властных структур, нарушающих конституционные права и свободы граждан города.

С уважением, жители дома 4
по ул. Ленина —
Н. Пурденко, Г. Ильина,
Л. Чернова и др.,
всего шестьдесят две подписи.