«Не хотим, чтобы американская булочка с кунжутом победила память о русском генерале», –решили студенты орловского вуза и предложили свой вариант реконструкции сквера около кинотеатра «Родина».
Те, кто хочет снести кинотеатр «Родина» и сквер около него ради торгово-развлекательного центра, или не знают историю города, или очень плохо к ней относятся. Если нашего нового губернатора ещё как-то можно понять (он человек приезжий и перед своим назначением вряд ли сдавал экзамены по истории города Орла), то орловских соавторов этой идеи понять сложно.
Уголок Орла, где находится кинотеатр «Родина» с прилегающими к нему скверами, действительно является историческим и памятным местом города, начиная с регулярного плана 1779 года, связанного с именем императрицы Екатерины II, «высочайше повелевшей» эту площадь «впредь никогда не застраивать». Площадь эту в то время замыкала Крестовоздвиженская церковь, построенная в XVIII веке (заложена в 1759 году). В этой церкви в 1861 году отпевали героя Бородина и Отечественной войны 1812 года, государственного деятеля, дипломата, покорителя Кавказа — генерала Ермолова, завещавшего похоронить его в Орле. Из этой церкви он отправился в свой последний поход. В 1933 году храма не стало. На его месте сейчас находится сквер с памятником другому нашему известному земляку — авиаконструктору Поликарпову. В 1937 году рядом с фундаментами разрушенного храма был построен кинотеатр «Родина» — первый настоящий кинотеатр в Орле (до этого времени фильмы в городе демонстрировали в приспособленных зданиях).
Здание кинотеатра было построено по проекту Виктора Калмыкова, одного из представителей русского архитектурного авангарда. По определению Академического совета по охране наследия РААСН, «здание кинотеатра «Родина» в г. Орле — редкое архитектурное произведение в стиле так называемого постконструктивизма, возникшего в СССР в 1930-е годы, является важной частью творческого наследия В. П. Калмыкова и значимой вехой общеевропейского и мирового развития архитектуры ХХ века».
Судьба кинотеатра «Родина» подлинно героическая и все последующие годы после его открытия была неразрывно связана с историей города. Кинотеатр был построен перед войной, пережил оккупацию и невредимым встретил освободителей. Фашисты перед отступлением в августе 1943 г. взорвали «Родину», но неудачно. «Родина» выстояла. Очевидцы тех событий так описывают только что освобожденный Орел: «Над страшными развалинами, среди каменной крошки, возвышалось великолепное, почти нетронутое здание кинотеатра «Родина». Как символ стойкости нашей Родины». (Тогда в Орле были разрушены почти все капитальные строения). Здание кинотеатра «Родина» было восстановлено одним из первых, уже осенью 1943 года. Все торжественные собрания, знаменательные события проводились в нем. Кинотеатр стал центром общественной жизни в суровые военные и послевоенные годы.
Основными градостроительными элементами ул. Московской в районе кинотеатра «Родина» являются площади и связанные с ними рекреационные зоны, которые создают удачно найденный ритм сочетания плотной застройки и свободной пространственной среды с зелеными насаждениями. Они дают городу «свободно дышать». Большая рекреационная зона вокруг кинотеатра «Родина», образованная двумя скверами, приходится как раз на центральный отрезок улицы и тем самым служит определяющим звеном в ритме-чередовании заполненного и открытого пространства. Вокруг кинотеатра «Родина» сформировался удивительно органичный и цельный уголок городской среды: зеленая рекреационная зона, уникальная треугольная площадь (бывшая Воздвиженская) и два сквера. Соседство архитектурного памятника 1930—50-х гг. — здания машиностроительного техникума, капитальной и очень яркой исторической застройки XIX века — всё это вместе формирует неповторимый облик этой исторической части города. Уничтожение сквера и здания кинотеатра «Родина» станет разрушением архитектурного и градостроительного ансамбля ул. Московской.
По авторитетному мнению Академического совета по охране наследия РААСН, «кинотеатр «Родина» был построен на территории утраченного храма, что заставляет с ещё большим вниманием и тактом относиться к данному участку города и не перегружать его новыми функциями, вызывающими большие транспортные и коммуникационные проблемы. При этом, как показал анализ Генерального плана г. Орла, проведенный ЦНИИП градостроительства РААСН совместно с его разработчиками, в городе есть планировочные узлы, специально предназначенные для размещения крупных торгово-развлекательных и деловых центров. Создание же такого рода центра на месте и вблизи кинотеатра «Родина» станет грубой градостроительной ошибкой со всеми вытекающими отсюда последствиями». Кроме того, «строительство крупного торгово-развлекательного центра в историческом ядре города, на пересечении загруженных транспортных магистралей, безусловно, нецелесообразно. Оно негативно скажется на судьбе признанных памятников архитектуры и всей исторически сложившейся среде города Орла, сильно пострадавшей в годы Великой Отечественной войны, и поэтому нуждающейся в особо бережном отношении. Такое строительство неизбежно резко обострит транспортные проблемы и потребует значительных расходов из городского бюджета».
Особенностью внутренней планировки кинотеатра «Родина» является то, что она схожа с театральной. Зрительный зал с балконом, обширное фойе с малой сценой, галереи 2-го этажа, изящные лепные украшения интерьеров, выполненные в духе шедевров архитектуры 1930-х годов — всё это позволяет зданию быть киноконцертным сооружением многофункционального назначения, базовой концертной площадкой Губернаторского симфонического оркестра и областной филармонии, которая, к сожалению (или стыду областного и городского руководства), до сих пор не имеет своего помещения. Здания, которое бы соответствовало ее статусу и назначению.
Сквер около кинотеатра «Родина» — это место в городе Орле, которое исторически связано с именем генерала Ермолова, на котором вполне уместна и оправданна установка памятника нашему героическому земляку, в отличие от предполагаемого размещения памятника рядом с образцом камерности — памятником Лескову. С точки зрения архитектурной композиции — достаточно спорное решение. Два разноплановых памятника рядом на одной площади?! Сквер около кинотеатра «Родина» для размещения памятника Ермолову — более удачное место. Тем более что есть возможность разместить его на углу сквера по оси ул. Герцена и Герценского моста по всем правилам градостроительного искусства.
В целях сохранения исторической памяти и связи времен в память о разрушенном Крестовоздвиженском храме в глубине сквера возможно установить часовню, своими формами и очертанием напоминающую верхний ярус утраченной церкви.
В постсоветское время Орел тоже пережил много драматических событий. Город почти полностью утратил свою промышленность. Серьезно пострадала сельскохозяйственная отрасль. Разрушительные рыночные преобразования не обошли стороной и некоторые исторические и архитектурные памятники в Орле. Единственное, чего не может утратить наш город, — своей истории. Богатство имен, мест и событий, связанных с литературой и историей России, может привлечь на Орловщину много туристов. Вот реальное направление развития города и области! А это, как показывает мировой опыт, достаточно серьезная статья дохода. И более гуманное решение проблемы, чем строительство торгового центра и продажа американских булочек на историческом месте.
М. Захаров и др.,
всего двадцать подписей студентов архитектурно-строительного института ФГОУ ВПО «Госуниверситет—УНПК».