«Нецелесообразно и преждевременно». Областная власть не желает возвращать земли муниципалитету
Когда в 2006 году по инициативе администрации Егора Строева областной Совет принял пресловутый закон № 603–ОЗ, отобравший муниципальные земли Орла (государственная собственность на которые не разграничена), все отлично понимали, для чего это делается. Городские земли — это не только огромный материальный капитал, который кушать не просит, но из года в год дорожает. Ещё это возможность для «семейной» строительной фирмы иметь дармовые стройплощадки в пику всем конкурентам, обязанным выкупать участки на аукционах и конкурсах. И наконец, это серьезный довесок к официальным рычагам власти, позволяющий шантажировать, ставить на колени любого строптивого градоначальника.
Поэтому с уходом ЕСС все ожидали, что теперь разум восторжествует, городская земля вернётся хозяину. Но новый губернатор отмалчивался. Горожане понимали: человек ещё осваивается. Потом ему было не до земли, потому что устраивал досрочные выборы. И вот, наконец, посадил в кресло мэра именно того, кого хотел, что прежнему губеру дважды не удавалось. «Ну уж теперь не осталось причин не возвращать отнятые у муниципалитета земли», — радовались наивные горожане. И в самом деле, губернатор и мэр, как любят говорить в главном тандеме нашей страны, — одной крови: и единороссы, и вообще близкие по духу. Такие в момент договорятся. Однако «Серый дом» про землю хранил молчание. И только в мае текущего года пошёл слух: губернатор обещает… Про это рассказали даже на одном из публичных слушаний.
И наверное, не без отмашки из обладминистрации была запущена процедура подготовки обращений горсовета и мэрии соответственно в облсовет и к губернатору с просьбой отменить закон № 603-ОЗ. Причём обе фракции горсовета (и коммунисты, что само собой понятно, и единороссы) на сессии дружно проголосовали за возврат земель.
В пояснительной записке к обращениям говорилось, что существующее разделение полномочий по вопросам землепользования и градостроительства сделало процедуру предоставления земельных участков громоздкой и чрезмерно сложной. Сроки рассмотрения обращений, принятия решений по формированию земельных участков и их предоставлению увеличились.
Отмечалось, что отсутствие полномочий по распоряжению земельными участками ограничивает возможности мэрии в формировании политики в области градостроительной деятельности. Разделение полномочий воспринимается лицами, заинтересованными в новом строительстве и освоении инвестиций, как дополнительный административный барьер.
Указывалось на неразбериху, созданную законом № 603–ОЗ. Например, топографическая основа не всегда соответствует фактическому состоянию земельного участка или адресу объекта, указанному в заявлении заинтересованного лица. По более чем 80 процентам обращений департамента мэрией принимались отрицательные решения из-за несоответствия вида испрашиваемого земельного участка градостроительному регламенту территориальной зоны.
Департаментом не учитываются данные кадастрового учёта земельных участков (направляются запросы на формирование земельных участков в границах ранее сформированных и учтенных земельных участков, имеющих обременения в виде договора аренды, свидетельство о государственной регистрации права собственности).
Говорилось в пояснительной записке о фактах получения от департамента двух обращений о формировании одного и того же земельного участка для двух разных заявителей для разных целей использования. В адрес администрации неоднократно направлялись обращения по вопросам размещения стационарных мелкорозничных объектов, рекламных конструкций, противоречащие друг другу.
И это только часть претензий по использованию земельных участков, которые предъявила городская администрация. Причём, упомянув в своём обращении об искусственно созданных трудностях как для жителей Орла, так и для инвесторов, городские власти скромно умолчали о том, какой материальный урон нанёс закон муниципальной казне. По подсчётам депутата городского Совета первого и второго созывов Ю. И. Малютина, за пять лет только из-за недобора арендной платы за земельные участки эта сумма превысила полмиллиарда рублей. Для бюджета Орла очень даже приличные и нелишние деньги.
Однако и перечисленных аргументов вполне хватало, чтобы принять решение в пользу муниципалитета. И вот на днях ответ на прошение городских властей пришёл. Надо сказать, обращения были адресованы губернатору и облсовету, а ответило областное правительство. Исполняющий обязанности председателя правительства Б. М. Коновалов сообщил, что правительство полагает нецелесообразной передачу полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области — городе Орле. Борис Михайлович подсластил свой отказ, добавив при подписании документа рукописное «с уважением».
А вот руководитель департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области А. В. Лавренюк (между прочим он — заинтересованное лицо: именно его департамент распоряжается сейчас муниципальными землями) к разным экивокам не склонен. По его мнению, департамент, образно говоря, мягкий, пушистый и трудолюбивый аки пчелка, тогда как администрация Орла во всем виновата.
Как пишет Лавренюк, 95% от общего количества принятых департаментом решений (на 1 января т. г. их было 9130) осуществляется без участия администрации города Орла. Таким образом, взаимодействие департамента с администрацией города ведётся по узкому спектру вопросов (формирование земельных участков для строительства; утверждение схем расположения земельных участков для целей, не связанных со строительством, на кадастровых картах территории).
На этом основании Лавренюк делает любопытный вывод, что отсутствие полномочий у администрации Орла по распоряжению земельными участками никоим образом не ограничивает ее возможности в формировании градостроительной политики и её полномочия в сфере градостроительной деятельности. Это похоже на ситуацию, если бы некто залез к вам в дом, прибрал к своим рукам все ваши вещи, распоряжался ими и при этом утверждал, что это никак вам не мешает. «С учётом изложенного, — говорится в конце заключения, — принятие решения о передаче полномочий по распоряжению земельными участками… органам местного самоуправления города Орла представляется преждевременным и нецелесообразным».
Но почему же нецелесообразным? Ни в письме Коновалова, ни в заключении Лавренюка это толком не объясняется. Почему местное самоуправление не должно само управлять своими землями? На каком основании сделан вывод, что сейчас передавать землю преждевременно? Когда ожидать наступления нужного времени?
Между тем нет сомнений, что нынешние причины удержать у себя городскую землю те же, что были у предыдущего губернатора. Видать, не на пустом месте возникают многочисленные разговоры об интригах в губернаторском пуле против нынешнего мэра. Однако и это ещё, так сказать, полпричины. Похоже, при Козлове, как и при Строеве, городские земли стали работать на чьи-то личные интересы. Взять те же павильоны «Родное село», вырастающие по ночам на землях общего пользования, в зонах культурного и исторического наследия. Учитывая степень поддержки губернатором этой коммерческой торговой сети, трудно отделаться от мысли, что это обычный козловско-будаговский бизнес-проект, не так ли? Отсюда и поражающие воображение нахрапистость, пренебрежение к законам и элементарным правилам поведения, уверенность в собственной безнаказанности. Будь земля у настоящего хозяина, перед такими дельцами появился хотя бы ещё один барьер, за который нет-нет да и можно зацепиться, а так…
Например, как отметила прокуратура Советского района по итогам своей проверки, из 11 размещенных в районе объектов этой торговой сети для пяти земельные участки выделены приказами областного департамента. И спрашивать никого не надо. А из шести павильонов, размещённых на муниципальных землях, три были установлены без каких-либо разрешительных документов. По остальным тоже есть вопросы. Например, на павильон по ул. Октябрьской, 57 разрешение хоть и получено, но после того, как торговая точка вовсю уже заработала. А ведь чуть ли не все эти павильоны имеют проблемы не только с земельным законодательством, но и с санитарно-эпидемиологическим, с безопасностью дорожного движения, с пожарной безопасностью. В конечном счёте — с собственниками близлежащих домов и владельцами стационарных магазинов, у входа которых ловко устраивается «Родное село». Но все эти проблемы для будаговских (опять с трудом удерживаюсь, чтобы не сказать — «и козловских») фирм — как с гуся вода.
На недавнем заседании комитета по строительству, архитектуре и землепользованию горсовета депутаты отказались задним числом узаконивать один из павильонов «Родное село», выросший рядом с домами № 35 и 37 по ул. Тургенева. И что, он свернул свои манатки? Ничего подобного, работает себе, качает прибыль хозяевам, а городу от этого шиш.
И такое происходит не только в одном районе, но и по всему Орлу. Кстати, аналогичные нарушения установлены прокуратурой Советского района и по торговым киоскам ООО «Хлебокомбинат «Юность» — вотчине того же Будагова. Да что там киоски, вспомните историю с магазинами-пекарнями «Юность»…
И вы хотите, чтобы они так запросто отказались от всей этой малины ради какого-то самоуправления? «А почему же тогда обещали?» — спросите вы. Ну не знаем, какой был вообще разговор. Может, кто-то чего-то не понял, может, кто-то ляпнул, не подумав, или с городской властью поторговался, а добившись своего, передумал. Житейское дело. Единственное, что мы теперь точно знаем: передавать земли органу местного самоуправления нецелесообразно и преждевременно.
Анатолий ЕГОРОВ.