Красная строка № 10 (316) от 20 марта 2015 года
Нужна новая экономическая политика и смена команды
18 марта на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил депутат В. Н. Иконников. Он отметил, что по итогам двух месяцев этого года Министерством финансов зафиксировано снижение доходов региональных бюджетов на 7, а налоговых и неналоговых доходов — на 10%. Расходы при этом регионы увеличили на 2%. Дефицит региональных бюджетов составил более 200 миллиардов рублей и по году прогнозируется увеличение до 600 миллиардов рублей.
Долги регионов усугубляют ситуацию. По состоянию на 1 декабря 2014 года долговые обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований составили 2 104 444 252 рублей и увеличились по сравнению с 1 января 2012 года на 717 165 096 рублей (65,9%). У 35 субъектов Российской Федерации объем государственного долга превышает 50% доходов консолидированного бюджета без учета безвозмездных поступлений. Аналогичная ситуация и в муниципалитетах.
Основной причиной роста государственного долга регионов является дефицит финансовых ресурсов для обеспечения возложенных на них законодательством Российской Федерации расходных обязательств, не в полной мере обеспеченных их финансированием из федерального центра.
Это проблема так называемых федеральных «необеспеченных мандатов» и сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
Практически все регионы назвали одну из причин роста долгов — это увеличение ассигнований по отдельным статьям расходов в связи с реализацией «майских» указов Президента России, в том числе в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы. На этом фоне в представленном проекте изменений бюджета правительством сокращается поддержка регионов.
Складывается ситуация, при которой с одной стороны субъектам РФ следует неукоснительно исполнять Указы президенты, их никто не отменял, а с другой стороны отсутствие финансовых средств приведет их либо в коммерческие банки за кредитами, либо к полному сокращению капвложений, либо все дружно махнут рукой на Указы, ссылаясь на отсутствие финансирования из центра.
Вызывает беспокойство сокращение финансирования по основным расходным статьям бюджета, существенно влияющим на социально-экономическую ситуацию. Межбюджетные трансферты для регионов особенно важны. Но и они предлагаются к сокращению на 13,1%.
Правительство по-прежнему, как и все последние годы, проводит один и то же монетаристский экономический курс — считая приоритетом бюджетной политики борьбу с так называемой «инфляционной спиралью», на которую, по их мнению, влияет как отрицательный фактор увеличение расходов бюджета и заработных плат в экономике, а также бесконтрольный рост бюджетного дефицита. И предложено решение — сократить расходы федерального бюджета, заморозить рост зарплат в бюджетном секторе и ряда социальных выплат.
Альтернатива правительственной бюджетной политике одна — не сокращать бюджетные расходы, а стимулировать государственные расходы, платежеспособный спрос населения и инвестиции. Необходима оптимизация инвестиционных расходов без их сокращения, использование бюджетных средств для стимулирования развития реальной экономики, создание новых рабочих мест. Но для этого нужна новая экономическая политика и новая команда в правительстве Российской Федерации.
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме.