Красная строка № 18 (240) от 31 мая 2013 года

ОбъЕГЭривание зашкаливает?

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал практикой в российской системе образования. Власть не собирается от него отказываться, внушая обществу, что готова лишь совершенствовать порядок сдачи ЕГЭ. Тем временем это самое общество начинает приспосабливаться к новым обстоятельствам. Есть уже и довольные: их дети «со свистом» по результатам лишь школьных выпускных экзаменов проскочили в столичные вузы — значит, да здравствует ЕГЭ!

Разговоры о том, что тестовая система контроля знаний порождает ограниченность мышления и убивает творческое начало в детях, на таких родителей уже не действуют — главное сдать ЕГЭ с максимально возможным результатом. И для этой цели все средства хороши. Кому-то удается ее добиться, потому что есть деньги на репетиторов. Кому-то везет с учителями, научившимися натаскивать выпускников на ЕГЭ, как собак Павлова на различные команды и сигналы. Ну, а кто-то платит деньги за подсказки в процессе самого экзамена.

Обращение учителей физики к коллегам, текст которого принес в нашу редакцию сотрудник орловского областного института усовершенствования учителей, лишний раз убеждает: в цар­стве ЕГЭ не все благополучно. Порочность системы — ее «заточенность» на формальный результат, не раскрывающий мыслительных способностей и творческого потенциала экзаменуемого, приводит к подспудному обывательскому приспособленчеству, в которое втягиваются, в том числе, и учителя.

Не случайно в обращении, под которым стоят подписи председателя орловской комиссии ЕГЭ по физике, руководителя ГМО (методического объединения) учителей физики г. Орла, учителей-физиков из нескольких орловских лицеев и одной гимназии, сказано: «Россия во все времена отличалась высоким уровнем ответственности передовой части общества за судьбу Родины, ее экономическую независимость и нравственную чистоту. Сознавая свою причастность к формированию будущего страны, ее научного, технического и интеллектуального потенциала, учителя физики города Орла и Орловской области пришли к выводу о необходимости поставить заслон «повальному» поступлению в ведущие ВУЗы недостаточно подготовленных учащихся. Эти дети (конечно, под руководством взрослых) стремятся любыми способами, не всегда чистоплотными, занять место в учебных заведениях. Руководствуясь интересами государства и общепринятыми моральными и нравственными принципами, учителя физики принимают на себя следующие обязательства:

1. В период проведения ЕГЭ не оказывать сдающим экзамен какую-либо информационную помощь посредством технических средств связи.

2. Пресекать законными способами подобные попытки, совершаемые третьими лицами в нашем присутствии.

3. Строго соблюдать правила проведения ЕГЭ, участвуя в качестве наблюдателя или организатора на экзаменах по другим предметам.

Учителя физики надеются, что представители других специальностей присоединятся к нашей инициативе и поддержат ее. Пусть все, кому не безразлична судьба страны и ее будущее, поставят свои подписи под этим обращением!».

Подобные декларации не рождаются на пустом месте. По существу группа орловских учителей-физиков призывает коллег расписаться в честности, взять на себя жесткие нравственные обязательства. Но если все это есть, зачем к этому призывать? Стало быть, имеется повод. И — искушённые злом. Значит, ситуация вокруг ЕГЭ в Орле и области неблагополучная.

«Красная строка» надеется продолжить эту тему. Всякое мошенничество боится огласки. И мы надеемся, что подписавшие это обращение учителя и преподаватели помогут нам пролить свет на истинное положение дел в процессе сдачи ЕГЭ в орловских школах. Будущее страны действительно под угрозой. И эта опасность требует действий от тех, кто действительно сознает свою ответственность за это будущее.

Подготовил А. Грядунов.