Красная строка № 21 (202) от 15 июня 2012 года

Они «так видят», а нам здесь жить

Недавно в Москве случился скандал: неподалеку от Кремля, в витринах известного на всю страну торгового центра были выставлены манекены в позах совокупления. Одна из общественных организаций столицы подала заявление в прокуратуру, и манекены убрали. Администрация ТЦ принесла свои извинения. Но у авторов жалобы сложилось впечатление: создатели таких, с позволения сказать, рекламных образов, просто не могли предположить, что их творчество способно кого-то оскорбить или покоробить чье-то нравственное чувство. Да и то сказать — ведь непристойность в витринах разглядела всего лишь одна общественная организация, одна на всю многомиллионную столицу…

А вот такие рекламные картинки и вывески «украшают» сегодня улицы нашего областного центра. Одну из них можно видеть на ул. Комсомольской между зданием Заводского райотдела полиции и Домом природы, недалеко от перекрестка с 1-й Посадской, другую — на здании института «Гипронисельпром», третью — на ул. Пушкина, напротив трамвайной остановки «Улица 3-я Курская». Все эти «шедевры стендовой живописи» объединяет одна особенность — явная непристойная двусмысленность, которая, на наш взгляд, подпадает под часть 6 статьи 5 Федерального закона № 38 от 13.03.2006 г. «О рекламе», где, в частности, сказано: «В рекламе не допускается использование непристойных образов…».

В этом смысле очень странно воспринимаются слова официального комментария к закону «О рекламе». Вдумайтесь: «Положения части 6 статьи 5 являются одними из наиболее сложных и проблемных в правоприменении. Это обусловлено тем, что «непристойность» и оскорбительность являются этическими категориями». И дальше еще интересней: «Кроме того, этические и моральные нормы, принятые различными конфессиями, социальными, профессиональными и возрастными группами, нациями, политическими партиями и т. п., значительно рознятся и иногда достаточно быстро видоизменяются… Дополнительные сложности в единообразном понимании или толковании данной статьи обусловлены особенностью Российской Федерации как многонационального и поликонфессионального государства, переживающего этап социально-экономических преобразований». Вот так! Оказывается, что пристойно, а что — непристойно теперь каждый вправе понимать по-своему, потому что мы, видите ли, верим в Бога по-разному да еще к тому же никак не «преобразимся» в цивилизованное общество!

Но мы все-таки надеемся, что в своем городе разберемся в понятиях и что управление Федеральной антимонопольной службы по Орловской области проведет проверку и сделает недвусмысленные выводы на предмет соответствия упомянутых рекламных изображений и вывесок требованиям части 6-й статьи 5-й закона «О рекламе». Мы просим рассматривать данную публикацию как официальное заявление в Управление ФАС.

Не думаем также, что и авторы двусмысленных образов, выставленных на улицах Орла, позиционируют себя как представители некой особой секты, где все, что пристойно, считается непристойным, и наоборот. Наверняка все они — обычные крещеные в православии ребята и девчата: в музеях не совокуплялись, в храмах на амвоне не кривлялись, «причинные» места, буквами прикрытые, на публике не демонстрировали, не подчеркивали публично свою «доступность каждому». Но почему же тогда на стендах появляется такое?

Ясно одно: что-то неладно в нашем королевстве. Если рекламные агентства предлагают, а заказчики принимают такие «подходы» и считают, что «этим» можно завлечь покупателя в магазин, где продаются обувь, жалюзи или антенны, то остается только развести руками: нас что, за больных-«озабоченных» держат?

С другой стороны, такая реклама явно не на пользу подрост­кам. Не таким ли образом или, точнее сказать, образами раздробляется, разрушается в прах естественное целомудрие наших детей, дарованное им свыше от рождения? Здравомыслящие дет­ские психологи уже давно бьют тревогу: откровенная сексапильность современной моды, рекламы, телевизионных сюжетов притупляет в подростках возвышенность чувств и воображения, подавляя интеллект ранним пробуждением инстинктов. Так что, прокуратуре и областному омбудсмену — уполномоченному по правам ребенка стоит обратить внимание на содержание орловской уличной рекламы и с этой точки зрения.

Есть и еще одна сторона проблемы: отсутствие упреждающего контроля. Почему подобные художества появляются на улицах Орла и не отбраковываются на стадии согласования? Но, судя по всему, за содержание рекламных сюжетов в Орле вообще никто не отвечает, кроме авторов — рекламных агентств, и то лишь по факту размещения рекламы. Заказчик согласовывает в администрации города все — место, площадь, сумму оплаты, но только не содержание. Рекламный щит с «доступной» девицей, как нам объяснили, например, в администрации города, появился на здании «Гипронисельпрома» и вовсе без всяких согласований с управлением архитектуры и градостроительства, потому что само здание по адресу Комсомольская, 66 не относится к муниципальной собственности.

Так что если никто из окружающих не оскорбится пошлостью очередного «шедевра» рекламного искусства, выставленного на улицах города, и не напишет заявление в прокуратуру или антимонопольное управление, то эта непристойность так и будет торчать на виду у всех, демонстрируя торжество порока над добродетелью, приучая к нему, «замыливая» глаза и нравственное чувство, парализуя волю, сбивая с толку и убеждая самим фактом своего существования: раз висит, значит, можно, значит, ничего плохого в этих образах нет.

Не так ли и приходит оно, царст­во антихриста — исподволь, шаг за шагом преодолевая извечные табу в нашем сознании, пробиваясь сквозь бреши в нашей духовной защите — через лень, равнодушие и самооправдание? Можно, конечно, назвать это сексуальной революцией, объективной закономерностью, сменой вех или еще как-нибудь «научно». Но оглянитесь вокруг: здоровее ли становится наша жизнь от такого «прогресса»? Даже официальная статистика свидетельствует: чуть ли не каждая вторая семья распадается, не успев сформироваться, растет количество детей-сирот, а целомудрие, девственность давно перестали быть основополагающими качествами подростковой среды. И все это на фоне эпидемии СПИДа, наркомании, ранних абортов и бесплодия.

Говорят, экология виновата. Но, как известно, это понятие означает взаимодействие человека и окружающей среды. Рекламные щиты и вывески — тоже часть среды нашего обитания. Дизайнеры, может, и впрямь «так видят», но нам здесь жить. Не пора ли принимать меры?

Андрей Грядунов.