Красная строка № 10 (232) от 22 марта 2013 года
Орловские дороги уже устали от лекарств…
На днях наблюдал любопытную картину: грузовой драндулет с компрессором в кузове (за рулем — водитель, на соседнем сидении — бригадир) удирал от советника главы администрации г. Орла В. Курмана. Дело было на ул. Пионерской, где «компрессорная» бригада спецавтобазы занималась ямочным ремонтом с таким нарушением технологии, что советник главы В. Курман пришел в ярость. Действо напоминало эпизод гангстерского боевика: «шериф» — В. Курман пытался блокировать транспортное средство, перекрыв дорогу собственным телом и наставив на «банду» вместо пистолета фотообъектив мобильного телефона, а «гангстеры», запершись в кабине, отчаянно маневрировали, в итоге уйдя-таки от В. Курмана в сторону центра.
Претензии к дорожному покрытию — не новость для Орла, но я никогда не видел подобных сцен. Зачем бежать, если всегда есть возможность оправдаться: на дорожный ремонт выделяется недостаточно средств, технический парк спецавтобазы изношен и слаб; средства Дорожного фонда оставлены в регионе, однако распределяются так, что город лишен права самостоятельно решать, как их расходовать… Но если побег состоялся, значит, на это имелись причины.
Они просты: денег, чтобы содержать орловские дороги в приличном состоянии, мало, но даже те, что имеются, расходуются с низким КПД. В частности, на ул. Пионерской вместо того, чтобы, как положено, обрезать фрезой края ямы, образовавшейся на проезжей части, а затем вычистить ее, пролить битумом и заасфальтировать, исчезнувшая бригада раздолбила асфальт отбойным молотком, что деформирует значительный участок всего покрытия и, как следствие, снижает срок его службы. О снеге, оставшемся на дне ямы, говорить нет смысла, это обычное явление в Орле. При первых заморозках латку оторвет, и дорога вновь потребует ремонта. В спецавтобазе не хватает «циркулярок» для резки асфальта? Допустим. Но снег из ямы выбрать можно?
В. Курман попытался провести задержание. Это отрадный факт, говорящий о серьезном намерении городской администрации переломить ход затянувшихся дорожных войн. Но возможно ли вообще в них победить при сложившихся отношениях и в нынешней ситуации?
В. Курман оказался интересным и подготовленным собеседником. Проблему он обозначил так: «Беда не в дураках и дорогах. В каждой стране есть свои дороги и свои дураки. Однако, как сказал сатирик, только в России дороги лечат, а дураков строят. Орел в этом смысле не исключение».
Ямочный ремонт — то самое лечение и есть. Оно бесконечно. А на строительство и реконструкцию дорог денег в областном центре нет. Тем не менее, представим, что они появились. Как надо строить (реконструировать) дороги?
Метод затратный, но безальтернативный. Асфальт — это только верхушка «торта», своеобразная глазурь. Самое главное в дороге — ее основание. Оно делается так (процедура известна): вынимается грунт, укладывается песок, на него — крупнозернистый щебень, затем мелкозернистый, который расклинивает крупнозернистый, все это тщательно и неоднократно укатывается катком, после чего кладется так называемый черный асфальт, а сверху него — более качественный мелкозернистый или щебеночно-мастичный.
В орловской реальности новый асфальт шлепают прямиком на асфальт старый, после чего покрытие неизбежно отслаивается и проседает. Либо, прежде чем уложить новый слой, старый срезают фрезой, что безусловно лучше первого метода, однако проблему некачественных дорог все равно не решает, поскольку на плохом основании асфальт просядет все равно. А основание орловских дорог нуждается в замене в большинстве случаев.
А теперь представим, что Орел разбогател и у него появились деньги не на дорожные латки, а на полноценную дорожную реконструкцию — с заменой выработавших свой срок оснований. Явится ли фактом утверждение, что в этом случае областному центру гарантированы качественные дороги? Как ни странно, но наличие средств гарантией качества не является.
Тот же В. Курман, напугавший бракоделов, высказал свое мнение относительно того, что мешает делать хорошие дороги в рамках даже тех скромных средств, которыми располагает город. Его вывод, скажем так, не радует. Мешают, по мнению советника главы администрации, заведомо ущербное проектирование, несоблюдение технологий и отсутствие контроля.
Начнем с конца этой интересной цепочки. Контролировать выполненные работы должен заказчик. В Орле им могут быть управление коммунального хозяйства и спецавтобаза, если сама выступает в роли заказчика. Такое случается, когда муниципальное предприятие по причине хилости не справляется с объемами и само нанимает подрядчиков.
Но мы говорим о гипотетическом счастье, когда денег оказывается так много, что в новый качественный асфальт можно закатать весь Орел. Посмотрим, какими асфальтовыми заводами областной центр располагает. Условно эти мощности можно разделить на три категории: заводы по производству качественного асфальта, «так себе заводы» и те, что варят «черт знает что». Заводов первой категории в Орле ровно один — тот, что построен в районе Северного парка и дает высококачественный щебеночно-мастичный асфальт. Заводики похуже в Орле и его окрестностях тоже имеются. Есть и те, что варят «черт знает что». Как отличить первую категорию от второй, а вторую от третьей, если инструментальных средств контроля качества у орловских заказчиков дорожного строительства нет? Интересный вопрос, правда?
Положив новый асфальт, требуется высверлить керн и привезти образец на исследование в лабораторию. Там определят качество работы. Однако в сопроводительных документах, фигурирующих в Орле, можно прочитать: «Керн доставлен подрядчиком». Вопрос — откуда? То есть контроль формален и создает простор для подлога и злоупотреблений.
От асфальта двигаемся вглубь, до щебня. От его качества во многом зависит твердость, устойчивость всей дороги. К щебню, который должен использоваться в Орле для засыпки даже самых простых дорожных ям, предъявляются следующие требования: «известковый щебень М 400 или М 600». Но когда эту номинально крепкую породу берешь в руки после дождя, она почему-то рассыпается, превращаясь в глину. Почему? Потому что мест, где можно набрать некачественного щебня, под Орлом достаточно, специальные карьеры не нужны. А инструментальных средств контроля качества нерудных материалов у орловских заказчиков нет. В идеале проверять следует каждую машину — параметров у щебня много: показатель размягчаемости, кислотности. Например, когда «Гаджет» укладывал щебень из рудных отвалов наших соседей — железногорцев, лужи в этом месте Орла стали красными. Такие следы оставляет щебень с недоокислившимся железом. А теперь представьте, как этот коктейль будет взаимодействовать с асфальтом.
Контроль за качеством дорожного ремонта — применительно к орловским условиям — осуществляется, по большому счету, только на бумаге. Особый казус, о котором рассказал В. Курман, следует упомянуть особо. Удивительно, но в смету дорожно-ремонтных работ технадзор не закладывается вовсе. Выходит, что он даже не предусмотрен.
А теперь о проектировании. Каждый год в Орле ремонтируют раскрошившийся асфальт вокруг люков — сотни адресов. Отчего происходит эта беда? От того, что горловины люков, сделанные из красного кирпича, предусмотрены в Орле проектом. В Москве и Санкт-Петербурге, например, делать это строжайше запрещено. Там, да и не только там, чтобы периметр металлического люка не превращался в яму, поменяли кирпич на бетонное кольцо и специальную дорожную плиту с откосами. Все это есть, это делается, только не в Орле. Интересно, что отлить простейшие бетонные конструкции в Орле тоже не представляет никакого труда, никаких инженерных сверхусилий. Почему не отливаются? Ответ напоминает анекдот про разгильдяя-папашу, который на все вопросы своего малолетнего, но очень любопытного сына, желавшего узнать, как устроен мир, с неизменностью отвечал одно: «А хрен его знает, сынок!».
Здесь вообще нет никаких проблем: запроектировать, отлить, заменить бетоном крошащиеся вместе с асфальтом кирпичи — и дороги хоть в одном сегменте станут надежнее и безопаснее. Почему не делается? «А хрен его знает, сынок!».
В условиях слабой материальной базы и поступков, не поддающихся рациональному объяснению, возрастает значение личности в административном управлении. Если система не работает, кто-то должен приложить усилия, чтобы заржавевшее колесо со крипом, медленно, тяжело, но начало двигаться. Поэтому атака, предпринятая администрацией (в лице советника главы) на бригаду спецавтобазы с компрессором, зарывающей муниципальные деньги в землю, — внушает оптимизм.
Лично я не вижу никаких проблем в том, чтобы спрашивать за качество работ со всех, кому выпала обязанность ремонтировать городские дороги. Есть деньги, есть заказчик, есть исполнитель. Контроль в этой короткой цепочке предполагается. Почему он не работает, а если работает, то недостаточно эффективно? Давайте посмотрим.
За дороги в городе отвечает зам. городского главы А. Бойко. Он курирует управление городского хозяйства, руководимое С. Давыдовым. Но их меры воздействия, по существу, не могут выйти за рамки совещаний. Далее — заказчики. До недавнего времени управление коммунального хозяйства (основной заказчик дорожных работ) возглавлял Э. Коробов, которого с этой должности сняли и перевели в спецавтобазу, а на освободившееся место поставили заместителя начальника спецавтобазы В. Достовалова. Движение, как видим, происходит внутри, кадры одни и те же. Возможно, прямой связи и нет, но дороги тоже не меняются, какими были, такими и остаются. За низкое качество ремонта никто не наказан.
И все же компрессор бежал с ул. Пионерской. Это отрадно. Однако эта малость не превращает бесконечный ямочный ремонт в дорожное строительство. Чтобы заработала система, одной атаки мало. Дороги нужно строить, лечить их уже бесполезно.
Сергей ЗАРУДНЕВ.