Красная строка № 35 (301) от 21 ноября 2014 года
Печальный образ вокзального комплекса «Орёл»
Экономическое, духовное и культурное достояние любого областного центра или столицы характеризуют, в первую очередь, его въездные врата — вокзалы. С их архитектурного облика, инфраструктуры начинаются, складываются и формируются, в том числе, основные мировоззренческие взгляды, патриотизм, любовь к Родине и родному краю, характеристика властей предержащих и жителей региона.
Построенное в 1868 году, здание Орловско-Витебского вокзала стало неотъемлемой чертой города, его символом. На дореволюционных открытках оно появлялось не реже, чем храмы, центральные улицы и другие достопримечательности.
Писатель-орловец Иван Алексеевич Бунин в своем произведении «Жизнь Арсеньева» описал город Орел и его вокзал: «Думал я о том, что вот, как это ни странно, скоро и цель моего путешествия, тот самый Орел, которого я ещё не представляю себе, но который уже одним тем удивителен, что там, вдоль вокзала, — великий пролёт на всей карте России: на север — в Москву, в Петербург, на Юг — в Курск и Харьков, а главное — в тот самый Севастополь, где как будто навеки осталась молодая отцовская жизнь…».
Бывший Орловско-Витебский вокзал и бывший Елецкий вокзал (полустанция Орёл) сильно пострадали в период Великой Отечественной войны. Восстанавливать вокзал было решено на прежнем месте, взяв за основу уцелевшие части старого здания.
Цокольный этаж почти не пострадал и был сохранен в первоначальном виде. В архивных документах упоминается, что здание вокзала начало работать уже с 1946 года.
Современное здание Орловского вокзала было построено в 1949—1950 годах по уникальному проекту архитектора С. А. Мхитаряна в стиле русского классицизма. Оно просторно и в то же время лишено пустот. При детальном анализе его планировки в нем угадываются сохраненные черты старого вокзала. В СССР Орловский железнодорожный вокзал по праву считался одним из самых красивых в стране. Привокзальная площадь, застроенная невысокими полукруглыми зданиями песочного цвета, переходящими в колоннаду входа на платформы, и находящийся напротив Дом культуры железнодорожников являются цельным, гармоничным архитектурным ансамблем. Таков малый экскурс в историю, подчеркивающий величие и значение данного объекта для города, для страны.
С момента открытия в 1950 году в вокзальный комплекс не делались серьёзные вложения по строке «Капитальный ремонт». И его состояние вызвало определенную обеспокоенность у ОАО «РЖД» и правительства Орловской области. Известно, что 8 июня 2010 г. они подписали соглашение о сотрудничестве. 19 октября 2010 г. была одобрена «Программа комплексной модернизации вокзала в г. Орел и создание ТПУ». Объём инвестиций в программу — 1,8 млрд рублей. Однако специалистами она оценивалась в 5—7 млрд. рублей (сайт «Российской газеты», 21.02.2012 г.).
Администрацией г. Орла утвержден проект планировки территории, подготовленный с учетом программы модернизации, по результатам публичных слушаний.
В 2010—2012 гг. сообщалось, что Орловский вокзал включен ОАО «РЖД» в первоочередной список объектов модернизации. Однако, «Орловский вестник» (№ 40 (1102) от 22.10.2014 г.) в статье «Транспортный узел» информирует: «Нынешнее областное руководство было не в курсе соглашения, подписанного Александром Козловым с РЖД, — пояснили в пресс-службе правительства Орловской области. — Что касается внешнего вида вокзала… Мы намерены обратиться с просьбой, чтобы к 450-летию Орла железнодорожная компания провела хотя бы ремонт фасада».
В «Плане основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 450-летия основания г. Орла», утвержденном распоряжением Правительства РФ от 01.03.2011 г., капитальных вложений по вокзалу «Орёл» не предусмотрено.
21.02.2012 г. сайт «Российской газеты» информировал: «Правительство Орловской области, мэрия Орла и ОАО «РЖД» подписали дополнительное соглашение о сотрудничестве, целью которого станет превращение железнодорожного вокзала в современный вокзальный комплекс. Реконструкция вокзала начнется в 2013 году. А к юбилею города, который будет праздноваться в 2016 году, комплекс сдадут под ключ». Фактически же работы не начаты до сих пор.
Весь комплекс Орловского железнодорожного вокзала и по современным регламентам относится к уникальным зданиям и сооружениям. Приведем отдельные выдержки из положений основного документа — «Рекомендации по проектированию вокзалов», Минстрой России, ЦНИИП Градостроительства, М., 1997 г.: «Проектирование железнодорожного вокзала островного типа (наш любимый вокзал. — Авт.) допускается в виде исключения, на основе специальных технико-экономических обоснований и при достижении градостроительного эффекта. В вокзалах, расположенных в административных центрах, оправдано использование средств монументального и декоративного искусства и синтеза архитектуры, скульптуры и живописи с целью повышения художественно-эстетических и эксплуатационных качеств вокзалов, выявления их функционально-технической сущности и роли в данном городе и в единой транспортной системе страны. Отделочные работы как внутренние, так и наружные должны быть только высококачественного уровня».
Вдумайтесь, сколь прозорливы и талантливы были наши предки, создавшие ансамбль Орловского вокзала именно таким!
Современные градостроительные отношения нормируют, регулируют, предписывают, определяют технические регламенты в форме федеральных законов, сводов правил, национальных стандартов. Они обязательны к исполнению. Но, увы!
В силу обстоятельств мы оказались на вокзале в знаменательный день — в очередную годовщину легендарного военного парада 7 ноября 1941 года. На осмотр нам потребовалось не более полутора часов. Но и этого оказалось достаточно, чтобы сформировать и закрепить тяжелое, гнетущее впечатление от увиденного.
Техническое состояние комплекса сегодня просто не обеспечивает безопасность для посадки и высадки пассажиров, проведения багажно-почтовых, грузовых операций, технического обслуживания составов и т. д. Его эффективный и рачительный собственник за период становления новой России обязан был, как минимум, 4 раза провести обследование технического состояния вокзального комплекса, в установленном порядке, с принятием мер по восстановлению его эксплуатационной надежности. Он в целом морально и физически устарел, не отвечает современным требованиям.
Перроны являются важнейшими элементами вокзального комплекса. Как нечетные платформы 1, 3, 5 со стороны главного фасада, так и четные платформы 2, 4, 6 со стороны локомотивного депо находятся в аварийном состоянии. Все подпорные системы платформ разрушены на 80% (потеря механической прочности) по всей их длине.
Время, климатическое воздействие, вибрация разрушили когда-то прочный железобетон. Скелеты арматурных каркасов обнажены по длине платформ. Ступени переходных площадок на платформу № 2 просели до 180 мм.
Асфальтовое покрытие краев платформ, подобно рваному лоскутному одеялу, подчеркивает все провалы и разрушения стен. Возле барельефа, посвященного подвигу воинов, участвовавших в Орловско-Курской битве — перепад высот на платформе № 2 высотой до 200 мм.
Лотки из крупнозернистого асфальта, уложенные и заглаженные совковой лопатой, «дышат» под ногой. Возникшие контруклоны на асфальтовых покрытиях вызывают подтопление ливневыми водами боковых фасадов. Кровельное покрытие колоннад-входов на платформы «отливает» сплошной ржавчиной.
Все входные филенчатые двери — как со стороны привокзальной площади, так и выходящие на перрон — перекошены в плоскости полотен, на ржавых петлях, по-простому выразиться — в раздолбанном состоянии. За деревянными окнами фасадов, находящихся в ограниченно-работоспособном состоянии, проглядывают краски художественных витражей, выполненных в залах вокзала в 1995 году (авторы В. Карев, С. Симаков). Рустовка фасадов утратила четкость своих границ. Фасады в потёках краски, с паутиной её отслоения. Утраченные фрагменты заляпаны (но не восстановлены) неумело подобранным колером. Венчающие карнизы, разрушенные временем в зонах водосточных воронок длиной до 7,0 м в различных зонах фасада, убого восстановлены без сухариков и тяг, с непонятным закруглением к свесу кровли, заглажены, вероятно, остатками метлы. Сельская завалинка в своё время обновлялась хозяйкой во сто крат лучше. Световые приямки главного фасада в аварийном состоянии, днища завалены разрушенными фрагментами их стен.
Не в лучшем состоянии и внутренние помещения вокзала. Клетки торговли отняли до 30% площади вестибюля, нарушив гармоничность планировки, естественное освещение. Во всех помещениях чувствуется отсутствие нормального воздухообмена. Трубы инженерных коммуникаций при их замене «вылезли» внутрь помещений, вместо прежних скрытых решений. Потолочные плоскости пешеходных туннелей простого уровня отделки.
Помещения ресторана, славившегося своей кухней, добротностью, убранством и уютом, заняты одинокими дежурными по вокзалу.
На скоротечный взгляд, художественные витражи обогатили интерьер залов ожидания вокзала. Но более глубокое знакомство закладывает большие сомнения в мастерстве их исполнения, в правильности их размещения в залах вокзала по стилистике и идейности. Почему-то витражи, посвященные литераторам и поэтам Орловщины, размещены в Зале воинской славы, а витражи на тему лихолетья 1941—1945 гг. — в другом помещении. Мозаичные покрытия полов выщерблены, истерты за годы эксплуатации. В Зале воинской славы размещены скромные стенды, посвященные событиям Великой Отечественной войны 1941—1945 годов на Орловщине, с сухими строчками, датами, схемами, фото из старых учебников истории. Внизу стендов набрано красным шрифтом: «В память о ратном подвиге от ветеранов и тружеников железнодорожного транспорта», «В память о ратном подвиге от депутата и гражданина г. Орла Букалова В. В.». Уместны ли эти надписи? Какое зерно патриотизма заложит в сознание столь странное, убогое оформление Зала воинской славы? Согласиться с таким интерьером зала — нельзя.
Таким образом, юбилейных гостей г. Орла, вероятно, будет встречать «печальный образ» вокзального комплекса «Орёл». А хотелось бы иного. Ещё есть время принять меры! События 2014 года подчеркивают, что стране нужны настоящие патриоты. И очень хотелось бы к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. иметь по-настоящему, монументально оформленный Зал воинской славы, увековечивающий ратный подвиг воинов-освободителей, а также четкую информацию об утвержденной инвестиционной программе модернизации вокзального комплекса «Орёл».
Г. Григорьев.