Красная строка № 21 (287) от 11 июля 2014 года
«Период доживания»
Именно так в официальных документах именуется старость со всеми её прелестями. Однажды в частном разговоре совсем не глупый человек убеждённо заметил: «Вам, Иван Кузьмич, хорошо. Вы — пенсионер. У вас уйма свободного времени». Как сильно, с точностью до наоборот, ошибался мой собеседник! Пришлось ответить: «Любому пожилому человеку катастрофически не хватает времени. Хочется в оставшиеся часы земной жизни успеть как можно больше, если позволит здоровье. Совсем не до ресторанов и танцевальных вечеров, что не было исключением, пока счёт шёл «до пятидесяти». Сегодня же, к большому сожалению, то самое «свободное время» приходится довольно часто «убивать», отстаивая своё достоинство и законные права.
Хорошо известно, что для человека в возрасте пенсионное удостоверение во многих случаях дороже паспорта. Его потеря — большая беда! Многие с содроганием вспоминают тот период, когда в трамвае, автобусе, троллейбусе наряду с проездным билетом необходимо было предъявлять подлинник удостоверения. Власть стыдливо умалчивает о количестве украденных или просто потерянных на транспорте и в других местах удостоверений. И недаром было разрешено пользоваться копией документа…
С целью наведения порядка и должного учёта была даже предпринята попытка внедрить проездные талоны. Каждому льготнику выдали по 150 билетов в надежде вернуть их через транспортные предприятия, обеспечивающие пассажирские перевозки. А подсчитали — прослезились! Значительная часть талонов оказалась невостребованной. Разговоры о том, что льготники перегружают пассажирский транспорт, и предприятия по этой причине несут убытки, мягко говоря, оказались необоснованными. Мероприятие по наведению порядка и учёта успеха не имело.
Очередная попытка началась 1-го июля текущего года. Каждому пенсионеру, имеющему право на льготный проезд, вручили проездной билет нового образца со штриховым кодом. Теперь при необходимости воспользоваться общественным транспортом я должен предъявить этот билет кассиру на вокзале или кондуктору в транспорте и получить разовый проездной билет до пункта назначения. Этот немудрёный процесс с помощью электронных приборов надёжно фиксируется и, транспортная организация в любой момент имеет достоверную информацию о количестве выданных по городу Орлу и области разовых билетов. А это, в свою очередь, является для перевозчика основанием получать из городского или областного бюджетов компенсационные выплаты за провоз льготных пассажиров. Всё как по нотам! Заработал — получи! Казалось бы, всё справедливо и хорошо. Но…
В прежних месячных проездных билетах была строка: «Действителен при предъявлении документа, подтверждающего право на льготный проезд». В билетах нового образца подобная запись отсутствует. Это избавляет пожилых людей от необходимости постоянно иметь при себе пенсионный документ и испытывать чувство тревоги от его возможной потери. Перевозчик при этом ничего не теряет и только приобретает, даже если проездным билетом нового образца в какой-то момент воспользуется недобросовестный гражданин.
В период с 1-го по 6-е июля я дважды оказывался в неприятной ситуации. Была необходимость доехать до деревни Образцово, что в 4-х километрах от автовокзала по Карачевскому шоссе. Предъявив кассиру новый, «долгоиграющий» проездной, попросил выдать мне разовый, на одну поездку билет (таковы правила. — Авт.) и получил категорический отказ, поскольку, доверившись новым правилам, не взял с собой пенсионное удостоверение. В подобном положении оказалась и стоявшая рядом женщина, нагруженная сумками. У неё было безвыходное положение, и она приобрела разовый билет за наличные деньги. Получается, что пенсионерка за одну поездку вынуждена была заплатить автопредприятию дважды. Разве это не произвол и вымогательство?
Скандальная ситуация сложилась в 18 часов 6-го июля. Старший кассир сослалась на приказ руководителя предприятия и, в дополнение ко всему, отказалась выдать жалобную книгу. Я человек 1937 года рождения. Мои права и достоинство оказались нарушенными. Мириться с подобным — не приучен. Поехал на трамвае домой, взял удостоверение и, вернувшись к 19 часам на автовокзал, получил положенный мне по федеральному Закону разовый проездной билет. Поездка состоялась, а Трамвайно-троллейбусное предприятие всего лишь за один час на одном пассажире дополнительно заработало и получило из городского бюджета более 20 рублей.
Весьма любопытным представляется ещё один факт. При посадке в автобус работник автовокзала потребовала передать наши «долгоиграющие» водителю для фиксации в электронном блоке. Спрашивается, зачем? Ведь эта операция уже была проделана в кассе вокзала. Нет ли за этим двойного изъятия финансовых средств из бюджета? Предполагаю, что подобные действия автопредприятия имеют массовый характер и вызывают сомнения не только у меня. Требуется незамедлительная, компетентная проверка со стороны надзорных органов.
Вот так, и довольно часто, уходит сквозь пальцы дорогое время, отпущенное нам на «период доживания».
Иван Никифоров.