Красная строка № 22 (288) от 18 июля 2014 года
Плачевные итоги первого этапа организации капитального ремонта на Орловщине
К моменту появления этой статьи закончится срок, в течение которого собственники могут выбрать способ формирования фонда капитального ремонта — на специальном счете многоквартирного дома или в «общем котле». В этой связи можно подвести итоги работы чиновников на первом этапе формирования системы капитального ремонта в Орловской области.
Сегодня имеется вся нормативная база по отъему денег у населения и нет нормативной базы, необходимой для планомерной работы по капремонту:
— издан областной закон «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества…» — не об организации и проведении капитального ремонта многоквартирных домов, а об «отдельных правоотношениях…»;
— установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт;
— известно, что в ноябре 2014 года мы получим первые квитанции по оплате взноса на капитальный ремонт;
— известна форма договора регионального фонда капитального ремонта с
собственниками помещений. В случае неоплаты или несвоевременной оплаты собственнику грозят штрафные санкции. Отказаться от подписания договора с фондом тоже не получится. Предусмотрено, что первая оплата квитанции на капитальный ремонт считается подписанием договора;
— область не разработала порядок отбора кредитных организаций;
— областная власть не обсудила с общественностью порядок отбора региональным фондом подрядчиков на проведение капремонта, а просто тупо внесла изменения в уже имеющийся, действующий порядок;
— документы по капремонту возникают никакие и из ниоткуда (но авторство областных чиновников гарантировано Жилищным кодексом).
Начнем с самого животрепещущего. В настоящее время нет никакой гарантии сохранности денежных средств, отчисляемых на капитальный ремонт. На каждом собрании по этой теме возникал вопрос: каковы гарантии того, что за 30-летний период собранные деньги не исчезнут в неизвестном направлении? СМИ еженедельно сообщает об отзыве лицензий у солидных банков. Закон о страховании вкладов не распространяется на специальные счета капремонта. Поэтому при отзыве банковской лицензии средства, собранные на капитальный ремонт, исчезнут. Заявления чиновников о том, что будут выбраны банки с государственным участием, не уменьшают сомнений.
Договоры открытия специальных счетов предусматривают назначение процентов на вклад ниже уровня инфляции — 4 процента. Таким образом, хранение денег в банке окажется для собственников убыточным. В то же время у кредитной организации появляются длинные деньги, которые будут использоваться под коммерческие проценты.
Недоверие к властным структурам и к инициативе государства возникает в связи с тем, что плата на капитальный ремонт уже вносилась в советское время. Эти средства куда-то исчезли. Люди помнят денежные реформы, помнят потерянные вклады в Сбербанке.
В соответствии с федеральным законодательством и статьей 180 Жилищного кодекса РФ отбор кредитных организаций для открытия счетов должен проводиться на основании конкурса. Порядок и условия конкурса определяются нормативно-правовыми актами субъекта РФ. В Орловской области на сегодняшний день такого нормативно-правового акта не существует. Региональное отделение общероссийского общественного движения «Потребители России» в феврале 2014 года подало в правительство Орловской области свои предложения. В ответе нас поблагодарили за активную жизненную позицию и заверили, что они будут учтены. Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства порядок отбора банков до сих пор не разработан. Положение о конкурсном отборе кредитных организаций нужно было собственникам и региональному фонду капитального ремонта вчера, когда проходили собрания по выбору способа формирования фонда капитального ремонта и по выбору собственниками кредитной организации.
Предполагаю, что фонду капитального ремонта силовым методом будет предложен Сбербанк или Россельхозбанк, которые будут начислять на средства капитального ремонта 3—4 процента, т. е. ниже уровня инфляции. Деньги собственников, а это миллионы рублей, будут прогорать на счетах банков. Таким образом, хранение денег в банке окажется для собственников убыточным.
Отсутствие положения о конкурсном отборе кредитных организаций в дальнейшем может привести к коррупционным скандалам. Следовательно, правительство Орловской области должно быть заинтересовано в выборе надежного банка и сохранении средств, поскольку финансирование капитального ремонта во всех форс-мажорных случаях будет происходить из бюджета Орловской области. Так что же медлит правительство области с принятием порядка отбора банков? Это совершенно не понятно общественности.
Но можно также предположить, что банки поделятся с чиновниками за такой подарок.
Кроме того, органы местного самоуправления не выполнили свои обязательства по капитальному ремонту, изложенные в статье 16 закона «О приватизации». Закон от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» не снимает с государства обязанностей по капитальному ремонту многоквартирных домов, требующих капитального ремонта на момент приватизации первой квартиры. Необходимо предусмотреть обязанность бывшего собственника многоквартирного дома — орган местного самоуправления — выполнить капитальный ремонт дома, а затем вменить эту обязанность собственникам.
В последней редакции орловского закона упоминается этот федеральный закон, и даже заявляется, что эти дома должны ремонтироваться в первоочередном порядке. Однако на самом деле сроки капитального ремонта таких домов определяются постановлением правительства Орловской области, а ремонт проводится за счет собственников.
Жилищным кодексом предусмотрен способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете многоквартирного дома. Однако никто не предупреждает собственников о том, что в соответствии со статьями 171, 175, 180, и 182 ЖК РФ региональный фонд капитального ремонта не несет никаких обязанностей по специальным счетам, кроме как выставление квитанций. Все заботы по разработке проекта капитального ремонта, составлению сметы, выбору подрядчиков, контролю над выполнением работ по капитальному ремонту, борьбе с должниками-соседями ложатся на собственников помещений. Опять «тётя Маша» становится ударной силой при проведении капитального ремонта.
Для того чтобы решить проблему, нужно было в эти статьи закона добавить фразу «и по специальным счетам капитального ремонта». Федеральное законодательство предоставило регионам большие полномочия по регламентированию капремонта. В данной ситуации целесообразно было ввести в областные нормативные акты соответствующие уточнения. Психология чиновника понятна — если что-нибудь делать, то могут дать по шапке, а если ничего не делать, то зарплата не убавится.
В начале мая скандально была принята краткосрочная программа капитального ремонта на 2014 год. К нашему удивлению, в составе комиссии по утверждению краткосрочной программы, созданной в соответствии с постановлением администрации города Орла от 30 апреля 2014 года № 1699, оказались руководители подрядных организаций. В составе комиссии нет ни одного представителя от общественности и территориальных органов самоуправления.
Уточнения в «Положение по выбору подрядчиков» внесены приказом департамента строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области от 25 марта 2014 года № 103/1. В открытом доступе приказ появился только в июле 2014 года на сайте регионального оператора. Данное Положение общественное обсуждение не проходило. А на встречах чиновники из департамента обещали, что положение по отбору подрядчиков будет максимально обсуждаться.
В Орле отмечается стойкое стремление чиновников не допускать общественность к контролю. Например, постановлением правительства Орловской области от 26 мая 2014 года № 133 создана рабочая группа по контролю над эффективным использованием средств, направляемых на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда. В составе рабочей группы — одни чиновники разных рангов. Фонд капитального ремонта на 70-80 процентов складывается из взносов жителей, однако жители не допущены к контролю над эффективным использованием своих средств.
Постановлением администрации города Орла от 8 мая 2013 года № 2085 «О создании Орловской городской межведомственной комиссии по признанию помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» создана комиссия, в которой нет представителей общественности. Так же выглядит комиссия, созданная постановлением администрации города Орла от 20 мая 2013 года «О порядке проведения конкурентного отбора многоквартирных домов на участие в муниципальной программе «Модернизация лифтового хозяйства в жилом фонде…».
В настоящее время отсутствует порядок взаимодействия собственников помещений с региональным оператором (ст. 167, п. 6). Нужен административный регламент, устанавливающий порядок и сроки взаимодействия собственников с региональным оператором.
В этом административном регламенте следует подробно описать права собственников и порядок взаимодействия Фонда с собственниками на разных этапах проведения капитального ремонта (планирование, разработка сметы, подбор подрядчиков, контроль над выполнением работ по капитальному ремонту, приемка). Ни в одном из нормативно-правовых актов Орловской области не проработаны вопросы взаимодействия собственников и фонда капитального ремонта. Требуется разработать Административный регламент (Положение) по выполнению Фондом своих обязанностей по выполнению капитального ремонта, или Административный регламент (Положение) взаимоотношений собственников и регионального Фонда. Название документа может быть уточнено в процессе его разработки.
Поиск нормативных актов Орловской области в последнее время становится проблемой. Неизвестно на каком основании законы Орловской области и постановления правительства Орловской области размещаются в интернете в коммерческих версиях «Консультанта», «Гаранта» и на сайте регионального оператора. А где же информация на портале Орловской области, особенно по отбору подрядчиков и банков? Не найдена.
Год назад в Жилищном кодексе РФ появилось положение о муниципальном жилищном контроле. Орловским областным Советом принят закон Орловской области № 1500 от 04.07.2013 года «О муниципальном жилищном контроле на территории Орловской области». Администрация города Орла приняла постановление № 3642 от 12 августа 2013 года «Об утверждении Административного регламента по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории города Орла». Нормативная база имеется, только муниципальный жилищный контроль отсутствует. С появлением нового врио губернатора дело сдвинулось с мертвой точки — созданы органы государственного жилищного надзора. По сведениям «сарафанного радио», организован муниципальный жилищный контроль. Однако деятельность этих организаций в сфере ЖКХ не прослеживается. Не удалось найти ни ответственных чиновников, ни сайта в интернете, ни рабочих телефонов. Обещанного обычно ждут три года. Так что же, осталось два года до того момента, когда в Орле будут исполняться эти положения Жилищного кодекса РФ?
Все эти проблемы капитального ремонта известны правительству Орловской области, поскольку заместитель руководителя правительства Н. Злобин дважды встречался с председателями домовых комитетов и советов многоквартирных домов в школе жилищного просвещения. Нужно отдать должное Н. Злобину и сотрудникам фонда капитального ремонта Орловской области — они не побоялись выступать перед большой аудиторией. Вопросы не всегда были удобными и корректными. Однако и ответов до сих пор нет.
Законы читал и плакал
Р. Исламгазин.