С властью дружить — перед народом грешить
Прошлой осенью, когда в Орле активно взялись за ремонт дорожного полотна, я начал было подумывать о покупке машинёнки для жены. Ну сколько можно ей мотаться туда-сюда общественным транспортом! Комфорта минимум, экстрима в избытке. Особенно в последнее время стали «доставать» некоторые кондукторы, они не просто источают, они изрыгают на пассажиров матерое хамство. А в своем авто едешь куда хочешь, с кем хочешь и за чем хочешь.
Теперь же смотрю в замызганное окно троллейбуса и начинаю сомневаться. Заглаженные было асфальтом орловские улицы вновь разбиты. Орел напоминает танкодром. А какая была подача? «Дороги России — забота «Единой России», «Единая Россия» нашла средства на дороги России». Ну вот шла она, родимая, шла и — бац тебе, валяется куль бумажный, а в нем миллиарды рублей.
— Давай поделим.
— А давай.
— Да не между собой. А меж провинциалами. Орлу, например, чтоб не голосовали за коммунистов, отвалим 150 миллионов, пусть заасфальтируют хотя бы самые видные места. Мы заботу обозначим — они нам голоса свои отдадут.
Короче, подкинули Орлу деньжат, да только вот народ думает, что уж лучше бы и не подкидывали. Злость берет. Огромные средства с грязью перемешали. А есть такие, да что там — большинство орловцев считает, что те деньги были банально разворованы. Ну не знаю, мне как-то не верится. Неужели деньги, выделенные городу, где находится резиденция красы и гордости края, могут быть кем-то рассованы по личным сусекам? Мне же говорят, что я наивен, как сто индейцев. Объясняют, что к приходу этих деньжищ, что растворились частично в орловском глиноземе, частично в карманах местной олигархии, готовились давно. Как это так, спрашиваю.
А мне в ответ давят на ту же мозоль, безапелляционно утверждая, что я тупо наивен. И рассказывают историю.
Существовало в Орле успешное, образцовое предприятие — ОГУП «Орелавтодор». И был там директором давний друг и спонсор областной администрации по фамилии Лыков. Слава ему! Руководил в прекрасные времена. Тогда САМ у него денег просил на разные имиджевые штучки-дрючки. И как не дать, когда через тебя миллиард рублей в год проходит! На все про все тех денег хватало. На дороги тоже. Дороги тот «Орелавтодор» и обслуживал неплохо, и новые строил на хорошем уровне. Для этого и техника нужная у него была, и самое главное — кадры были. В общем, мирная и красивая жизнь так бы и продолжалась, если бы с 2004 года золотая жила дорожного фонда не иссякла. Властители душ орловских понимали, что новая схема финансирования дорожной отрасли все равно рано или поздно будет создана. Нельзя государству, имеющему национального лидера, амбиции важной державы, иметь не дороги, а направления. А раз так, то к будущим большим рублевым инъекциям следует хорошо подготовиться. Лыков теперь уже был никому не нужен. Для «эффективного использования бюджетных средств» решением областного руководства было создано ОГУ «Орелгосзаказчик», в обязанности которого вменили ремонт и обслуживание дорог, а также проведение тендеров среди подрядчиков. ОГУП «Орелавтодор» начали общипывать как ненужную, переставшую нестись курицу. Отобрали большую часть имущества (базы районных участков), оставили лишь 4 участка: ДУ-1, ДУ-2, УПТК и ПНМ «Известняк» (карьеры). В ОГУ «Орелгосзаказчик» бесплатно перешли и закупленные для очередного сезона материалы (гранитный щебень, мастика, битум, ГСМ, запасные части для ремонта техники на сотни миллионов рублей). И что удивительно, даже после такой «реорганизации» предприятие оставалось «на плаву» и продолжало работать рентабельно. Тогда вышло очередное распоряжение коллегии областной администрации за № 219-р от 11 октября 2005 года об изъятии 100% прибыли ОГУП «Орелавтодор» в бюджет области. Безусловно, все это не могло нравиться В. А. Лыкову, за многие годы работы в должности руководителя двухтысячного коллектива привыкшего к почету и уважению. А тут с ним явно, демонстративно обходятся как с рядовым бригадиром дорожно-ремонтного участка. А насладившись его унижением, проявляют царскую заботу, зачислив в штат областного Совета на должность рядового специалиста. Далее следует очередной шаг конем. Распоряжением № 10-р от 30 января 2006 года коллегии обладминистрации оставшееся у многострадального предприятия имущество передается вновь созданному ОАО «Орелавтодор», текущие задолженности вновь остаются за ОГУП «Орелавтодор». Д. В. Евдокимов, недавно назначенный гендиректором ОГУП «Орелавтодор», все понимает и четко исполняет свою роль. Одним достаются «вершки», а другим — «корешки». Областное (а по сути государственное, то есть наше с вами) имущество, оцененное в 49,8 миллиона рублей, было передано в уставный капитал коммерческой организации. Финалом стало решение Арбитражного суда Орловской области от 10 июля 2006 года, признавшее ОГУП «Орелавтодор» банкротом. Интересен словесный пассаж из решения суда: «…в связи с отсутствием у временного управляющего документации по сделкам должника за период 2003—2006 гг. невозможно провести проверку наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкродства…»
Были сломаны сотни судеб, десятки людей не получили заработанных за несколько месяцев денег. Да кто с этим считается! На кону стоял имущественный комплекс дорожно-строительной организации с почти 60-летней историей (в этом году отмечалась бы эта дата). Имущество было отменным. Чего стоит, к примеру, база ДУ № 1. В нее входят: четырехэтажный административный корпус площадью 1300 кв. м, оборудованные всеми необходимыми механизмами мастерские и гаражи площадью 1000 кв. м, асфальто-бетонный завод, битумные хранилища, подъездные железнодорожные пути и эстакады. И все это хозяйство располагается на обустроенной территории площадью около четырех гектаров.
Без дыма огня не бывает. И здесь дымило. Рядовые автодоровцы, ставшие разменными пешками в чужой азартной игре на интерес, не могли просто так смириться с происходящим. Но чего они могли добиться? В постановлении о возбуждении уголовного дела следственного отделения при Заводском РОВД говорилось о том, что «указанными деяниями Евдокимов совершил передачу имущества ОГУП «Орелавтодор» в иное владение, чем причинил предприятию крупный ущерб на сумму 49 859 273 рубля». Крупный ущерб был причинен кредиторам «Орелавтодора», например индивидуальному предпринимателю Ю. П. Бывшеву — на 27 миллионов рублей! Чем все закончилось? Тем же, чем и практически всегда. Прекращением дела. Хождения обиженных в прокуратуру, обращения в УВД ничем позитивным на сегодняшний день не завершились. Да разве можно побороть «систему»? Она, как монстр, как гранитная плита, давит все живое.
Люди, доведенные до отчаяния поведением Евдокимова, его зама Медведевой, впоследствии ставшей гендиректором ОАО «Орелавтодор», обращаются во все вышестоящие инстанции (в аппарат Президента, в Госдуму РФ, к Генеральному прокурору РФ). Профсоюз, думаете, поможет? Автодоровцы на своем опыте убедились, что у «родного» отраслевого профсоюза нет своей позиции, выступить в защиту рабочего люда у него кишка тонка.
И что же мы, орловцы, имеем на сегодняшний день? ОГУП «Орелавтодор» банкрот. Предприятие не обладает производственным потенциалом, является неплатежеспособным и не способно удовлетворить требования кредиторов. ОАО «Орелавтодор», начав работу с чистого листа, без долгов и обязательств перед кредиторами и своими бывшими работниками, выступает в роли подрядчика, исполняя заказы ОГУ «Орелгосзаказчик». От мощного в прошлом предприятия, строившего дороги как областного, так и федерального значения, осталась только слабая тень.
Диктовать свою волю людям, предприятиям, фирмам, компаниям есть вожделенная мечта нашего властного бомонда. Для ее достижения любые средства хороши. Сегодня эта мечта стала явью. А то, что дороги строить, по большому счету, сегодня некому, не беда. Дороги для них не главная забота, куда важнее «по-умному» распределить бюджетные потоки.
Сергей ЕГОРОВ.