Красная строка № 14 (320) от 17 апреля 2015 года
Так и будем в карманах «трансферты сжигать»?
Время летит незаметно. Вот уже год у руля Орловщины новая команда во главе с В. Потомским. Во время отчетного телевизионного интервью на «Истоках» нашему губернатору повезло — все вопросы были «не про то». Все о дворах, о грязи, о плохих дорогах. Слегка пощекотали нервишки вопросы о «соратниках», что взялись было помогать, да «старые грехи» помешали.
Но год прошел. Можно гордиться урожаем 2014-го. Хотя на 70 процентов — это «заслуга» озимых осени 2013, которые сеялись еще до Потомского. А еще — результат проекта «Пшеница-2000» с его агрологистикой. Но это, опять же, — дела прошлых лет и других губернаторов.
Мало или много — один год? Да как считать! За этот год новая команда, например, успела «сдать» «Орлэкс», несмотря на обещания защищать завод до последнего. Еще немного, и можно будет говорить о промышленной импотенции Орла. Конечно, трудно людям «со стороны», никогда не работавшим в реальном секторе экономики, понять, что происходит с промышленным потенциалом Орловской области. Не за «базу на Городской» нужно отчитывать наши «компетентные органы», а за потерю контроля за последствиями «большого хапка», осуществленного в недавнем прошлом губернскими властями, когда всем известный 1-й заместитель главы администрации по цене квартиры скупил и окончательно разорил «ОРЗЭП» и «Продмаш». А завод «Автосельмаш», который в свое время тому же деятелю помогли прибрать к рукам, вот-вот загнется окончательно.
Прошел слух, что представители новой команды уже встречались с некоторыми федеральными министрами. И что же предложили от лица Орловщины? Что знают люди из команды Потомского, в частности, областной представитель в Москве с улицы Гончарной, о промышленном потенциале, скажем, Ливен и Мценска? Что знают они о технологических возможностях оставшихся на плаву местных промышленных предприятий и о том, что еще можно возродить и развить на них?
Недавно по телевизору показывали «Дагдизель» в Махачкале. Это предприятие ВПК. Работало по кооперации с Украиной, теперь срочно требуется импортозамещение. Ухватитесь за это, господа руководители области. А известно ли вам, что в Харькове есть завод, аналогичный нашему «Ливгидромашу»? Это, теперь уже иностранное, предприятие делало бесшумные насосы для атомных подлодок. Но ведь в Ливнах есть все необходимое, чтобы компенсировать потерю Харькова, — от технологий до оборудования для испытаний насосов «на тишину». Вы об этом говорили в Москве?
Еще немного, и умрет потенциал «Научприбора». А коляски для детей, страдающих ДЦП, покупаем в Германии, Польше и Чехии. Между тем оборудование на заводе еще сохранилось, в том числе и станки с ЧПУ. Закупить образцы, изучить конструкцию, и вперед — проектируй и поезжай в Москву к министрам с конкретным предложением об оживлении орловского производственного потенциала. Но, прежде всего, разумеется, самим бы нужно изучить его, как следует.
Не знаю, сколько раз побывали специалисты «нового призыва» на заводах Ливен и Мценска, но для примера могу сказать, что в своем время, будучи замом главы обладминистрации во время создания ОАО «Электропривод», мы там бывали по 2—3 раза в месяц. И запустили производство на базе ливенского ОАО «Промприбор» к началу 1993 года. Это позволило удержать в рабочем состоянии ливенский куст предприятий, а «Ливгидромашу» — стать стержнем всего гидронасосостроения в России и даже выигрывать тендеры на Западе.
Время действительно летит незаметно. Но за последние годы что-то не слышно было ни одного властного возгласа по поводу спасения орловского «Автосельмаша», «Текмаша», завода им. Медведева. За эти годы Орел успел окончательно потерять одно из ведущих своих машиностроительных предприятий — «Стекломаш». А между тем, при грамотном управлении на областном и городском уровнях, на том же «Автосельмаше», например, еще в 2006—2008 годы можно было освоить производство коробок передач для грейдеров, не хуже импортных. Известно ли вам, господа, что в лихие 90-е именно «Автосельмаш» фактически спас производство КамАЗов, которое могло остановиться после серьезного пожара на известном автозаводе. За три месяца орловский «Автосельмаш» освоил производство камазовских шестерен. И каких!
Кстати, к вопросу о технологических возможностях орловских предприятий. Когда Чубайс и прочие порочат нашу отечественную производительность, можно привести простой и именно орловский пример. На том же «Автосельмаше» производилась «коническая пара с круговым зубом». Поверьте на слово — очень сложная для изготовления штуковина. Сделать вот такую пару — это высший пилотаж в зубообработке. Полный цикл операции требовал целого участка цеховых площадей. Его обслуживало порядка 100 человек в 2 смены. За год производилось 55 тысяч пар. Стоимость такого комплекта в США — примерно 2600 долларов. То есть годовой объем производства — 143 миллиона долларов. Выработка на одного работающего — 1,43 млн. долларов в год! И орловский «Автосельмаш» делал это! Это и называлось — высокотехнологичные рабочие места.
Чтобы выполнить президентскую программу по созданию и умножению таких мест в современной России (программа рассчитана до 2020 года), руководители городов и областей должны так организовать использование имеющегося финансового и технического потенциалов, чтобы в среднем создавать по 0,0893 высокотехнологичного рабочего места на 1000 жителей в день. У новой команды орловского губернатора уже было 365 таких дней. А сколько создано рабочих мест? Я не про торговые места на рынках спрашиваю, а про те, что еще недавно мы имели на «Автосельмаше» и других орловских предприятиях. По моим подсчетам, за год Орловская область должна «выдавать на гора» почти 17300 высокотехнологичных рабочих мест. Иначе не успеть к сроку, установленному президентской программой. За период с марта 2014 года в Орле должно было появиться примерно 29 тысяч таких мест. Но где все это? И когда начнем создавать? Или так и будем «трансферты сжигать» в карманах чиновников? Пока же получается, как в песне из известного кинофильма: «Мы не сеем, не пашем, не строим — мы гордимся общественным строем…». Прямиком из последних лет перестройки — в 21 век! И все так же актуально.
Скоро, конечно, родится новый жилой микрорайон имени Медведева на территории бывшего одноименного завода и вместо его цехов. На оставшемся пятачке, может, и выживет что-то производственное, но ведь это уже будет не тот завод, который давал продукцию и «ковал кадры» более ста лет.
Можно застроить коммерческими многоэтажками и территорию «Автосельмаша», а вырученные прибыли отправить на Синайский полуостров. И исчезнет завод наладчиков и технологов, где люди умели укрощать такую технику, как шести-восьмишпиндельные вертикальные токарные полуавтоматы. За один оборот стола на шести или восьми позициях такой станок обрабатывал шестерню с точностью до 0,05 мм. А роторно-конвейерные линии! Они были у нас на «Орлэксе» и на «Химмаше».
В 2006—2007 годы я пытался доказать, что пока еще не ушли с производства все старые специалисты, нужно организовать «школу наладчиков». Да куда там! А сегодня на «Автосельмаше» нужно просто спасать все, что еще осталось. Но есть ли кому спасать? Вот в чем вопрос!
Конечно, не только на Орловщине гибнет промышленность. В столице, например, сегодня вместо «АвтоЗиЛа» планируют ввести 3,5 млн. квадратных метров жилья и офисов — до 2020 года. Это даст 3,5 триллиона рублей доходов в карманы строителей и риэлторов. Весь пятидесятитысячный коллектив «ЗиЛа» за пять лет таких сверхприбылей не дал бы. Вот и уничтожили «ЗиЛ». А еще около 40 бывших промзон столицы застроят еще 8,5 млн. квадратных коммерческих метров. Так что вместе со строительством на территории бывшего автозавода это даст выручку более 20 триллионов рублей. Зачем Москве промышленные предприятия?
Вот только как же быть с президентской программой по созданию высокотехнологичных рабочих мест? А без них, как ни считай, получается только проедание, а не созидание. И когда-нибудь оно закончится — то, что еще можно проедать — и в целом по стране, и на Орловщине, в частности. И что тогда?
Так мало ли это или много — один год губернаторской деятельности? Пока будут одни слова — мало. А вот если мерить «по делам», то достаточно для оценки хотя бы промежуточных результатов.
Вячеслав Грачев.