То лапы ломит, то хвост отваливается…
Орловская народная мудрость гласит: если наверху начинают трубить об очередном прожекте «во благо народа» — не к добру дело, наверняка затевают что-то украсть. Только-только «Красная строка» рассказала, как под видом заботы об обманутых вкладчиках «Социальной инициативы» за копейки уводится дорогущая городская земля (см. «КС», № 13, 13 апреля 2012 г., «Честное джентльменское соглашение»), а тут — новое облагодетельствование.
Как сообщает официальный портал Орловской области, 16 апреля на совещании в областной администрации губернатор А. Козлов заявил: «До 1 января 2013 года в Орловской области должен в полном объеме заработать единый информационно-расчетный центр». Губернатор также отметил, что «этот проект позволит улучшить качество жилищно-коммунальных услуг, повысит прозрачность в сфере расчетов ЖКХ».
Кто бы стал отказываться от улучшения качества? Это — всегда пожалуйста. О каких же услугах идет речь? Руководитель областного департамента имущества, промышленности и информатизации А. Лавренюк конкретизировал: новая структура сформирует единую квитанцию, по ней будет собирать все платежи с населения, расщеплять их и немедленно перечислять деньги на счета управляющих компаний и так называемых ресурсоснабжающих организаций. Это, по его мнению, позволит повысить прозрачность расчетов, увеличить количество мест и способов оплаты (например, в электронном виде, с использованием банкоматов и небанковских платежных инфокоммуникационных аппаратов шаговой доступности, которые-де установят на каждом углу). И, что особо подчеркивается, новая система будет приспособлена под универсальную электронную карту.
Подводя итоги, губернатор поручил департаменту строительства, транспорта и ЖКХ до 31 декабря нынешнего года обеспечить взаимодействие ООО «Единый информационно-расчетный центр» с ресурсоснабжающими и управляющими компаниями «с целью формирования единого платежного документа на всей территории области».
Здесь в сообщении пресс-службы впервые прозвучало полное название фирмы, которая вместе с областными властями намерена облегчить существование непродвинутым орловцам, — ООО «Единый информационно-расчетный центр». Представители этого общества с ограниченной ответственностью еще за три дня до совещания в правительстве, 12 апреля 2012 года, в актовом зале многофункционального центра провели брифинг, где и презентовали свой проект перед местными СМИ. «Красную строку», как водится в нашем богоспасаемом регионе, на встречу не пригласили. Но ничего, мы люди не гордые, и аудиозапись брифинга внимательно изучили.
Перед журналистами выступали директор ОГУ «Центр государственных информационных ресурсов Орловской области» В. Анцупов, региональный директор по ЦФО группы компаний «ЦФТ» («Центр финансовых технологий») С. Колобов и гендиректор ООО «Единый информационно-расчетный центр» Р. Закирьянов. И вот какая картинка получилась в результате…
Областные власти подписали соглашение с фирмой, учредили которую не орловские физические лица. Выбирали ее не по конкурсу, а по итогам «полугодового труда» некой рабочей группы при администрации области. Рабочая группа вроде как рассматривала четыре «платформы» (какие именно — выступающие затруднились назвать) и остановилась на «ЦФТ», поскольку та дольше всех работает, имеет большой опыт и приступила к интеграции с универсальной электронной картой. Так в рамках как бы государственно-частного партнерства было создано чисто частное ООО.
Если отжать словесное обрамление, то выходит, что реально, на деле, новая структура располагает, собственно говоря, только программным обеспечением и, конечно, желанием собирать деньги. Она хочет сконцентрировать у себя базы данных, выпустить единую квитанцию, в качестве посредника между населением и управляющими компаниями собирать все жилищно-коммунальные платежи, распределять их между теми же УК и поставщиками ресурсов (воды, тепла и т. д.) и взимать за это соответствующие проценты от денежного потока. Точнее говоря, посредники намерены ежемесячно брать с УК 1,5% плюс 1% за банковское обслуживание, итого — 2,5%.
Нам, «Красной строке», орловские управляющие компании — не братья, не сватья, не родственники. А с Первой городской — так мы и вовсе иной раз, что называется, выясняем отношения. Но при всем том немедленно возникает закономерный вопрос: а за счет чего будут оплачиваться услуги посредника?
«Наша высокоэффективная система позволит управляющим компаниям снизить затраты, издержки, экономить средства — вот за счет чего», — отвечают представители «Единого информационно-расчетного центра». Но так ли это на самом деле? Давайте прикинем.
Выпускать квитанции сегодня — по закону — может только управляющая компания. При том, что стоимость собственно жилищной услуги составляет примерно четверть от всего объема коммунальных платежей, остальное приходится на водоканал, энергетиков и т. д. Именно поэтому управляющие компании в Орле договариваются с поставщиками ресурсов и по договору делегируют им право печатать квитанции за свой счет. Эти расходы никак не отражаются на тарифах, но ресурсоснабжающим организациям такая система удобна: они сами все учитывают и сами же непосредственно получают деньги. Управляющей компании, например той же Первой городской, печатание квитанций тоже не наносит убытка — хотя бы за счет рекламы, которую она размещает на этих квитанциях.
Что будет происходить при новой системе, которую предлагает «Единый информационно-расчетный центр»? Он заключит договоры с управляющими компаниями, и уже никакого перераспределения расходов не будет: тем самим придется платить проценты посреднику «ЕИРЦ» со всего потока жилищно-коммунальных платежей. Поставщикам ресурсов это, может быть, и окажется выгодно, а вот управляющим компаниям — нет: их «квитанционно-процентные» расходы возрастут примерно в четыре раза и «съедят» до 10% средств за жилищную услугу из собираемых 25%. А это значит, что деньги посреднику уйдут с обслуживания и ремонта жилья. Нашего жилья. И никакая «высокоэффективная интегрированная система» эти затраты не снизит.
Есть и другая сторона проблемы. Вспомните, какой головной болью была организация сбора платежей за коммунальные услуги, когда управляющие компании только создавались, — актуализация базы жителей, заключение договоров с банками, почтой, организация собственных пунктов приема платежей… Все эти проблемы с большим или меньшим успехом и затратами управляющие компании решали в 2007—2008 годах. Тогда, кстати, и был организован приснопамятный «РосЭнергоРесурс-Орел». Ему передали муниципальную базу собственников жилья, он выпускал единую квитанцию и собирал деньги. Это привело к ошибкам в расчетах, огромным очередям, задержкам платежей поставщикам… Самой большой проблемой «РосЭнергоРесурс-Орла» оказалась сверка расчетов с поставщиками. Объемы, кубометры, метры площади зачастую не совпадали, из-за этого были расхождения в суммах начислений. Во многом из-за этого от единой квитанции отказались.
И вот сегодня, помня о том опыте, управляющие компании на переговорах с представителями «Единого информационно-расчетного центра» спрашивают: если возникнут какие-то разночтения, ошибки, а значит — и вопросы жителей, кто будет разбираться и отвечать на них? «Не мы, конечно, а вы — управляющие компании», — даже не сомневаются те. То есть, получается, все свои проблемы по расчётам жители по-прежнему будут выяснять в своих ЖРЭУ, только теперь это займёт гораздо больше времени, ведь управляющие компании должны будут, в свою очередь, решать их с ведомством г-на Закирьянова?
Журналисты на брифинге задали вопрос: каково мнение управляющих компаний и поставщиков ресурсов о готовящихся нововведениях? Организаторы ответили: некоторые очень сопротивляются, ведем переговоры. А гендиректор ООО «ЕИРЦ» Р. Закирьянов перевел разговор на заботу о населении. Дескать, все беспокоятся о своем бизнесе, но никто не задается вопросом: «А удобно ли людям?».
Мы таким вопросом задаемся. Как, например, быть с частичными платежами, когда человек не может или не хочет сразу, единовременно, уплатить всю сумму: банально не хватает денег или, положим, кто-то считает, что какая-то услуга ему была оказана не в полном объеме. Такое ведь случается достаточно часто. Как быть в таких случаях? Неполный платеж распределится частями между всеми получателями, а в следующем месяце человеку по всем строчкам выставят долги?
И наконец, совсем уж крамольная мысль: а кто и на основании чего вообще решил, что единая квитанция — это для горожан более удобно? Убеждая орловцев в том, что расчетный центр необходим, москвичи упирают на то, что в конце декабря прошлого года Минрегионразвития рекомендовал форму единой квитанции для использования.
Так вот, чтоб вы знали, квитанция, предложенная министерством, — это лист формата A4 с пятью таблицами, в которых приведены расчёты платы за отопление, горячую и холодную воду, водоотведение, электроэнергию и газ. Потребность в ней возникла в связи с вступлением в силу новых Правил предоставления коммунальных услуг. Согласно этому документу, до июля 2012 года все многоквартирные дома должны быть оборудованы коллективными счётчиками потребления тепла и воды.
Каждому городу дано право либо использовать подготовленную министерством форму, либо разработать на её основе свою. Форма квитанции носит рекомендательный характер, так как, прежде чем её выпускать, коммунальщики должны договориться, как считать ресурсы — по домовому счетчику, нормативу или еще как-то. Иначе очень легко попасть в должники к ресурсоснабжающим организациям.
Для иллюстрации: в Воронеже коммунальщики задолжали энергетикам больше миллиарда рублей и теперь хотят, чтобы долг выплачивало государство или жители города. Одна из причин — это ошибки в расчетах: коммунальщики собирали плату за услуги по общедомовому прибору, а поставщики ресурсов делали расчет по нормативам.
Так что и здесь полной ясности нет. Получается, декларируемые преимущества новой системы пока не столь уж и очевидны, а вот вопросы к ней есть вполне конкретные. Нас, скажем честно, больше всего настораживает тот факт, что этот исключительно частный проект продавливает областная исполнительная власть. Недаром губернатор на совещании правительства поручает целому областному департаменту «обеспечить взаимодействие ООО «Единый информационно-расчетный центр» с ресурсоснабжающими и управляющими компаниями».
На брифинге прямо спрашивали: кто из представителей власти вошел в состав совета директоров новой структуры? Организаторы от ответа уклонились: мол, вопрос рассматривается, не станем сейчас на это тратить ваше драгоценное время. А в течение трех месяцев, пока система будет внедряться, все эти организационные вопросы тоже будут решены ко всеобщему, так сказать, удовольствию.
Но мы-то в Орле хорошо знаем, в чьих интересах обычно решаются у нас подобные вопросы — и при Строеве, и при Козлове. А разукрасить затею разноцветной словесной шелухой — пара пустяков: «федеральная система «Город», «группа компаний», «финансовые технологии», «государственно-частное партнерство», «полная прозрачность»… При том, что содержать посредническую структуру в виде ООО «Единый информационно-расчетный центр» в конечном счете будут всё равно те же самые горожане, об удобстве которых так все якобы заботятся. А в результате получается, как в мультфильме про деревню Простоквашино: у кого-то лохматость повышается и шерсть становится шелковистой, а у простых орловцев — то лапы ломит, то хвост отваливается…
Юрий Лебёдкин.