Красная строка № 43 (265) от 20 декабря 2013 года
Управлять — не значит разбазаривать…
Управление муниципального имущества и землепользования г. Орла — одно из ключевых структурных подразделений городской администрации — подверглось показательной порке со стороны Контрольно-счетной палаты. Проверка КСП подтвердила с цифрами и фактами в руках, что власти областного центра работают из рук вон плохо. Отсюда — и провальный бюджет, и разбазаривание земли, и нарастающий ком нерешенных — и, главное, никем не решаемых! — проблем. Вот почему «Красная строка» сегодня публикует отчет КСП (с незначительными сокращениями и редакционной правкой). Читайте и делайте выводы…
Контрольно-счетная палата г. Орла проверила эффективность работы Управления муниципального имущества и землепользования администрации города (УМИЗ) при продаже и сдаче в аренду земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Город Орёл», обеспечении своевременного поступления арендной платы и средств от продажи земельных участков в бюджет города за 2012 год и истекший период 2013 года.
По результатам контрольного мероприятия установлено:
1. В период проведения контрольного мероприятия начальником УМИЗ Татенко С. А. нарушалось законодательно установленное право должностных лиц, проводящих проверку, знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций, создавались препятствия при проведении контрольного мероприятия, в связи с чем прокуратурой Советского района по обращению Контрольно-счётной палаты в адрес главы администрации города внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства.
2. Планирование доходов от продажи земельных участков находилось на низком уровне.
В бюджете на 2012, 2013 годы предусмотрены к поступлению доходы от реализации участков, не готовых к реализации (снос зданий не произведён, право собственности на земельные участки не оформлено), в то время как доходы от реализации полностью готовых земельных участков (по ул. Красина, д. 1, по ул. Панчука, д. 85) в плане поступления доходов не учтены.
3. Неправомерно, до момента проведения аукциона и заключения муниципального контракта по продаже земельного участка по ул. Панчука, д. 85 в доход бюджета в 2012 году зачислена сумма залога — 9 890,8 тыс. руб.
4. Отсутствовал должный контроль за исполнением муниципального заказа по проведению оценки рыночной стоимости земельных участков. Не были выявлены недостатки в отчётах о рыночной оценке, не предъявлены претензии в письменном виде о недостатках и требования об их устранении, что оказало существенное влияние на начальную цену аукциона и привело к упущенным доходам бюджета города Орла по четырём рассмотренным в акте контрольного мероприятия объектам в сумме 59723,9 тыс. руб.
5. УМИЗ неправомерно передало полномочия организатора торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка и объектов недвижимости по ул. Комсомольской, д. 87 МУП «УЭНП», при этом организатором торгов МУП «УЭНП» сумма от реализации объектов недвижимости по ул. Комсомольской, д. 87 — 12120 тыс. руб. — в бюджет не перечислена.
6. При бездействии УМИЗ на протяжении ряда лет бесплатно, без оформления правоустанавливающих документов использовались муниципальные земли, что привело к потерям бюджета города Орла в сумме 1591,2 тыс. руб., в том числе:
— без оформления договорных отношений использовались и продолжают использоваться земельные участки в деятельности ЗАО «ОПЭК»; МУП ЖРЭП (З), МУП совхоз «Коммунальник»;
— в течение ряда лет земельные участки бесплатно использовались физическими лицами для размещения гаражей без оформления правоустанавливающих документов.
7. УМИЗ как главный администратор доходов городского бюджета, орган, исполняющий функции собственника, более года не принимал меры по эффективному использованию земельного участка, расположенного по адресу ул. 4-я Курская, д. 64, вследствие чего потери городского бюджета 2012 года в виде платы за право заключения договора аренды, исходя из начальной цены аукциона, составили 690,5 тыс. рублей.
8. Используемый для расчета арендной платы за землю коэффициент-дефлятор не подтверждён данными Росстата по инфляции и требует постоянного пересмотра. Упущенные доходы бюджета города Орла в связи с несоответствием коэффициента–дефлятора официальному уровню инфляции составили 1358,5 тыс. руб.
9. Несмотря на предусмотренное ст. 36 Земельного кодекса РФ право приватизации земельных участков собственниками зданий, строений, расположенных на этих участках, в большинстве случаев такие земельные участки сданы в аренду. Тем самым управлением как органом, исполняющим функции собственника муниципального имущества и администратора доходов городского бюджета, не в полной мере учитывались интересы муниципального образования «Город Орёл». Возможность реализовать 9 земельных участков, рассмотренных в акте контрольного мероприятия, собственникам строений принесла бы доход бюджету города Орла в сумме 21816,3 тыс. руб.
10. При предоставлении земельных участков под строительство жилых домов не всегда учитывалась предусмотренная ст. 30 Земельного кодекса РФ возможность предоставления земельного участка под строительство путём продажи на торгах и, следовательно, поступление доходов в бюджет города в большей сумме, чем при сдаче в аренду. Упущенная выгода бюджета города при возможной реализации по рыночной цене одного рассмотренного в акте земельного участка составила 11935,4 тыс. руб.
11. Предоставляя части земельных участков для размещения торговых киосков и павильонов, УМИЗ не включало в договора аренды площадь участка под зону хозяйственного обслуживания временных торговых точек в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов. Доходы бюджета города Орла, исходя из предельных размеров земельных участков, необходимых для хозяйственного обслуживания только торговых павильонов, расположенных на муниципальных землях, ежегодно могли бы составить до 11000,0 тыс. руб.
12. По состоянию на 01.10.2013 года задолженность по арендной плате за землю составила 3097,9 тыс. руб. По ряду плательщиков задолженность значится на протяжении ряда лет, при этом отдельные юридические лица (МУП «ДЭУ», ОТУП «Таксомоторное предприятие») на момент проверки уже ликвидированы.
13. Сложившаяся в управлении практика работы с неплательщиками арендной платы за землю неэффективна. Одним из основных нарушителей сроков уплаты арендной платы за землю на протяжении 2012-2013 годов являлось МУП «УЭНП», задолженность которого составляла более 60% от суммы общей задолженности. При этом руководителю МУП «УЭНП» регулярно выплачивалось вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности.
Исходя из материалов контрольных мероприятий, ранее проведённых в указанном предприятии Контрольно-счётной палатой города Орла, следует, что в проверяемом периоде у предприятия имелась реальная возможность своевременно уплачивать арендную плату за землю.
УМИЗ как представитель учредителя муниципальных предприятий регулярно заслушивало вопросы деятельности предприятий на балансовых комиссиях, издавало распоряжения о премировании руководителей предприятий и имело возможность обеспечить соблюдение условий заключённых договоров аренды.
Неэффективная работа УМИЗ с неплательщиками арендной платы за землю привела к потерям бюджета 2012 года в сумме 3097,9 тыс. руб.
14. В 2013 году УМИЗ, не имея оснований, прекратило взимать плату за пользование земельными участками под нежилыми помещениями в многоквартирных жилых домах, что привело к сокращению доходов бюджета в 2013 году не менее чем на 835,4 тыс. руб.
15. Продолжается незаконное пользование муниципальными земельными участками без оформления правоустанавливающих документов. УМИЗ своевременно не проведена работа по привлечению к административной ответственности владельцев павильонов, незаконно использующих земельные участки без правоустанавливающих документов, не по всем фактам незаконного использования земельных участков имелись обращения в суд об освобождения земельных участков, что приводит к дальнейшему увеличению нарушений земельного законодательства.
В ходе контрольного мероприятия установлено наличие двух торговых павильонов «Родное село», расположенных без оформления договорных отношений по адресу:
— г. Орёл, ул. Грузовая, в районе остановки трамвая «завод Медведева», площадью 13 кв. м;
— г. Орёл, ул. Комсомольская, 238, площадью 14,3 кв. м.
Упущенные доходы бюджета города Орла за аренду земельных участков под указанными павильонами только за 9 месяцев 2013 года составили 19,7 тыс. руб. Вопрос о законном оформлении правоустанавливающих документов, привлечении к административной ответственности руководителя ЗАО «Агропромышленный комплекс «Орловская Нива» за использование земельных участков без правоустанавливающих документов и предъявления в судебные инстанции иска о сносе строений и освобождении земельных участков не рассматривался.
Работники УМИЗ привлекались прокуратурой Советского района города Орла для проведения совместной проверки по вопросу законности установки торгового павильона ЗАО «АПК «Орловская Нива» по ул. Тургенева, д. 37, по материалам которой предприятие привлечено к административной ответственности. Однако, торговый киоск до настоящего времени продолжает незаконно располагаться на муниципальных землях. Вопрос о проведении повторной проверки, об обращении в судебные инстанции УМИЗ не решался.
16. Установлены факты занижения УМИЗ начальной цены аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории путём завышения расходов застройщика на снос зданий, учитываемых при расчёте начальной цены. Указанные действия УМИЗ приведут к потерям бюджета города Орла 2014 года в сумме 2316,4 тыс. руб.
17. Администрацией города Орла снос многоквартирных жилых домов производился выборочно, что не позволяло полностью сформировать земельные участки для продажи. При осуществлении сноса аварийных жилых домов планово — по участку в целом (например, по ул. Автовокзальной) имелась возможность формирования и продажи освободившихся участков по рыночным ценам. Упущенные доходы по рассматриваемому примеру составили 106927,0 тыс. руб. Выборочный снос аварийных домов проведен администрацией города Орла в нарушение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, что привело к неэффективному расходованию бюджетных средств по сносу зданий в сумме 4005,1 тыс. руб.
18. Администрацией города Орла неправомерно произведены расходы из резервного фонда по сносу дома № 37 по ул. Гагарина в сумме 217,1 тыс. руб.
Допущены и иные нарушения действующего законодательства.
По итогам контрольного мероприятия направлены:
1. Представления:
— начальнику Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла;
— главе администрации города Орла.
2. Отчёт о результатах проверки — Орловскому городскому Совету народных депутатов.
3. Материалы проверки — прокуратуре Советского района города Орла.
Председатель КСП г. Орла
Т. И. Успенская.