То ли нет воды, то ли самоуправления

В редакционной почте, пожалуй, самая неиссякаемая тема — жилищно-коммунальная. Каких здесь только историй нет. И пусть в каждой авторы излагают сугубо личные проблемы и перипетии, их, как правило, объединяет и нечто очень схожее. Как и в этих двух историях, о которых речь ниже.

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ

Она тянется уже практически год. В июле 2007-го в восьми населенных пунктах, подведомственных администрации Неполодского сельского поселения Орловского района (в деревнях Жилина, Паньково, Мерцалова, Нижняя Лужна, поселках Неполодь, Красный Октябрь, Стальной Конь и в селе Плещеево) сложилась критическая ситуация. На артезианских скважинах, обеспечивающих население водой, энергетики из-за долгов отключили насосы. Накопившаяся задолженность угрожала оставить без воды и тех, кто получал ее от МПП ВКХ «Орелводоканал».

В администрации поселения стали искать выход из ситуации. А тут как раз на одном из совещаний в областной администрации органам местного самоуправления посоветовали утверждать тарифы на услуги водоснабжения исходя из экономически обоснованных затрат. Работники сельской администрации ухватились за эту «соломинку». Как и полагается, организовали собрания граждан. Объяснили населению, что платить теперь придется больше, поскольку действующие тарифы в два раза ниже себестоимости услуг, и даже не покрывают энергетические затраты. Многие жители соглашались с этим: не сидеть же без воды.

Итогом таких обсуждений стало постановление Неполодского сельского Совета народных депутатов от 25 октября 2007 года «О повышении тарифов за водоснабжение…». Новая цена услуг была установлена для каждого населенного пункта индивидуально, цифры зависели от суммы накопившихся долгов, состояния водопроводов и т.п. Но, увы, в некоторых деревнях тарифы оказались более чем в три раза выше по сравнению с действовавшим ранее.

Водичка из крана безмятежно, было, полилась. Однако вскоре выяснилось, что неполодское постановление не очень-то в ладах с нормами закона. Во-первых, тарифы стали действовать с декабря 2007-го, и выходило, что их повысили в течение года дважды, а можно только раз. К тому же уровень роста цен не должен был превышать установленного предельного индекса. По Орловскому району, например, областная Служба по тарифам (СТ) для водоснабжения установила этот индекс в размере 117,2 процента к уровню цен 2007 года. Неполодских депутатов уличили в «нарушении прав и законных интересов граждан в сфере экономической деятельности, возложении на них обязанности по внесению платы за коммунальные услуги, установленной выше индекса ее максимально возможного изменения».

Служба по тарифам выдала сельсовету предписание об устранении нарушений. Затем неполодское постановление опротестовала и прокуратура Орловского района, причем с момента вступления документа в действие — с 1 декабря 2007-го.

Депутатам деваться было некуда, сельсовет дал задний ход. С первого декабря спорный пункт постановления был отменен, и с этого же числа утверждены новые тарифы — одинаковые для всех восьми населенных пунктов, обслуживаемых ООО «Жилсервис «Стрелецкое». Услуги водоснабжения в них были оценены в 7 рублей 40 копеек за кубометр, а водоотведения — в 5 рублей. Законность восторжествовала.

Но чуть позже в ходе проверки Службой по тарифам было установлено, что ООО «Жилсервис «Стрелецкое» осуществляло перерасчет населению только за декабрь 2007 года — февраль 2008-го. А с 1 марта предъявило платежи за услуги водоснабжения совсем по другому тарифу — 11,84 рубля за кубометр, за водоотведение — 7,19 руб. Эти параметры были введены постановлением Неполодского сельсовета уже от 29 января 2008 года, то есть после того, как депутаты уже были ознакомлены и с предписанием СТ, и с протестом прокуратуры. На что понадеялись в этот раз — непонятно. Ведь по новому документу предельный индекс роста платежей граждан за коммунальные услуги был также выше относительно декабря 2007 года. Превышение составляло 123,7 — 127 процентов при максимально возможном 122.

Областная Служба по тарифам 10 апреля выносит сельсовету второе предписание. Требование то же, что и прежде: привести размер платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами. На этот раз сельские законодатели не спешат — возможно, и потому, что не вмешивается прокуратура. Но, когда истек предусмотренный законом 45-дневный срок со дня выдачи предписания, Служба по тарифам, так и не дождавшаяся от сельсовета должной реакции, подала иск в арбитражный суд.

В ходе судебного разбирательства ответчик объяснял свои действия по превышению предельного индекса роста цен на услуги коммунального комплекса для граждан как вынужденные меры. Было заявлено, что если сейчас снизить тариф, то опять последуют отключения электроэнергии на артскважинах, тем более, что энергетикам еще не выплачены все старые долги. По-человечески эти доводы, конечно, можно понять. Только суд не руководствуется эмоциями, потому посчитал их несостоятельными, поскольку они противоречат нормам действующего законодательства.

Решением областного арбитражного суда те положения в постановлении Неполодского сельсовета, которыми утверждены тарифы на водоснабжение и водоотведение, признаны не действующими. Сельский «парламент» должен-таки привести документ в соответствие с законодательством. Насколько нам известно, решение не было обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа. А 16 августа срок подачи кассационной жалобы истек.

Да и трудно представить, что ответчику удалось бы добиться пересмотра дела. Слишком очевидно, что все тут не в его пользу. По правилам ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным и региональным (субъектов Федерации) нормативным правовым актам. Так что можно констатировать, что закон вновь восторжествовал, защитив «права и законные интересы граждан в сфере экономической деятельности».

Другое дело, выиграли ли на самом деле от этого жители? Как нам сообщили в ООО «Жилсервис «Стрелецкое», в случае снижения тарифов предприятие обслуживать скважины и водопровод не сможет. Цены и так рассчитаны впритык. Это в городе себестоимость воды получается ниже из-за большого числа потребителей, а в деревне, где водопровод работает для нескольких хозяев, — от него сплошные убытки. Не случайно два жилищно-коммунальных предприятия, которые ранее брались обслуживать неполодское поселение, уже обанкротились. Та же участь может постичь теперь и ООО «Жилсервис «Стрелецкое». Как выйти из этой ситуации, на предприятии не знают.v

В отделе ЖКХ администрации Орловского района прояснить перспективы водоснабжения территории Неполодского сельсовета также не смогли. Адресовали к главе сельского поселения А. И. Щукину. Там, дескать, постановление принимали, пусть там и отменяют.

Анатолий Иванович от комментариев отказался. И очень жаль, ведь судьба сельского водоснабжения интересует не только нас, но и население, о котором, надо думать, печется Анатолий Иванович. По телефону А. И. Щукин посоветовал нам лучше написать о том, что местное самоуправление ввели, а закона о статусе главы сельского поселения так до сих пор нет. Ну что ж, если Анатолий Иванович считает, что такая фраза поможет нынешней проблеме водоснабжения, пишем.

Но если серьезно, узел проблем с местным самоуправлением действительно затягивается все туже. В условиях, когда цены на энергоносители растут, недоступнее становятся и коммунальные услуги, особенно на селе. Кто эти узлы будет развязывать, одни главы сельских поселений? Но, передав нижнему уровню власти многие полномочия, вышестоящие звенья как бы позабыли дать ему и возможности для осуществления предусмотренных функций, в первую очередь — финансовые.

Создается впечатление, что федеральные, и особенно региональные чиновники не очень-то и заинтересованы в местном самоуправлении. Зачем выпускать из рук вожжи, когда еще не растащена вся собственность, текут привычные денежные потоки? Причем это касается не только жилищно-коммунальной сферы, о чем красноречиво свидетельствуют всем известные примеры. Пару лет назад, вместо того чтобы своевременно перечислять компенсации за льготный проезд и таким образом наладить пассажирские перевозки, областные чиновники предприняли ярую попытку отобрать у муниципалитета транспортное предприятие. Только шум, поднятый некоторыми СМИ и депутатами, заставил загребущие руки убраться назад. То же происходило недавно с «Орелоблэнерго», снабжающим электричеством областной центр. А разве укладывается в рамки самоуправления то, что муниципальной землей в Орле распоряжаются областные чиновники? Разве только как пародия на самоуправление.

Что остается в такой ситуации какому-нибудь сельскому голове, у которого из всех атрибутов власти одна круглая печать? Смириться со своей ролью или, встав в позу, доказывать землякам по любому поводу, мол, я здесь хозяин? Такой нам видится следующая история.

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ

Это письмо пришло в редакцию от группы жителей пос. Верховье. «Не дождавшись понимания и конкретных мер со стороны поселковой, районной, а теперь и областной власти, — пишут авторы, — вынуждены обратиться в газету. Мы проживаем в бараках № 1 и № 2 и домах № № 1—3 и 30—36, которые находятся в бывшем поселке Верховского молочно-консервного комбината (ныне ЗАО «Верховский молочно-консервный завод») и подключены к его котельной.

Начиная с 19 мая, в наши дома прекращена подача горячей воды. Причиной послужили плановые ремонтные работы на котельной МКЗ. Ремонт был закончен в намеченные сроки, котельная с 20 июня готова к обеспечению населения горячей водой. Но в связи с тем, что к этому времени истекли сроки договорных обязательств между администрацией завода и администрацией поселка, возникла необходимость продления или перезаключения договора. Однако поселковая администрация в лице её главы В. С. Петрашова и подведомственное предприятие МУП «Теплосервис» (руководитель И. В. Колмаков) заняли совсем противоположную, «антинародную» позицию. Ссылаясь на какие-то причины, связанные с передачей наших домов управляющей компании (также подведомственной г-ну Петрашову), неготовностью документации и на прочие отговорки, напрочь отказываются идти навстречу и администрации ЗАО «Верховский МКЗ», и нам, жителям указанных домов.

Главной причиной, на что и ссылается г-н Петрашов, является финансовая задолженность, которую умудрилось накопить МУП «Теплосервис» перед администрацией МКЗ. Но это проблема не жителей. Мы, проживающие в домах жилфонда МКЗ, задолженностей по оплате за подачу тепла и горячей воды не имеем. Петрашов не желает даже слушать наши доводы. Прикрываясь законом № 131 о местном самоуправлении, он не хочет никого слушать и цинично заявляет, что никому не подчиняется и впредь подчиняться никому не намерен.

На наш взгляд, вся его переписка, запросы, отписки имеют лишь одну определенную цель — затянуть решение проблемы до начала отопительного сезона. Наши неоднократные обращения к районной администрации (глава В. М. Пониткин) не возымели никакого действия. Петрашов продолжает оттягивать подписание договора».

Письмо с таким содержанием и с 50 подписями было направлено и губернатору Строеву. Оттуда верховцы получили два ответа — от коллегии области и аппарата губернатора о том, что их обращения направлены на рассмотрение в администрацию района. Вроде и резонно — в местное самоуправление. Только к районным властям люди ведь уже обращались. И, как они пишут: «Нас просто игнорируют. Мы строили этот завод, отдали столько сил и здоровья. А теперь живем в радиационной зоне, в ветхом аварийном жилье, еще и воду отключили, мойтесь в тазах, поливая из кружек».

«Наша местная власть ничего не решает и не хочет решать» — такой вот вердикт из глубинки местному самоуправлению по-орловски.

Иван САВЕЛЬЕВ.