Красная строка № 23 (245) от 5 июля 2013 года
В ТТП назревает бунт?
Пока орловские городские власти с завидным упорством всё распродают и закладывают, критическая ситуация складывается на муниципальном трамвайно-троллейбусном предприятии. Там работает примерно 1200 человек, а по штату вообще положено около 1500. И вот возмущенные работники предприятия недавно вызвали «на ковер» главу администрации города Орла М. Берникова и заместителя председателя правительства области Ю. Парахина. Вопрос простой — дальнейшая судьба предприятия.
А ситуация такова: при утвержденном горсоветом тарифе в 11 рублей одна поездка пассажира предприятию обходится в 19 рублей, а сумма компенсации из бюджетов всех уровней уменьшается с каждым месяцем. Зато с нового года выросли затраты на энергетику, на запасные части, даже на экологию, за которую с самого экологически чистого электротранспорта спрашивают «не по-детски»! Недофинансирование даже для того, чтобы «закрыть» энергетику, за 5 месяцев 2013 года составило 9,5 млн. рублей, и это притом, что в финплане города на поддержку общественного муниципального транспорта деньги заложены.
При этом филиал ОАО «МРСК Центра» — «Орелэнерго» уже отключило два фидера в порядке ограничительной меры. Теперь же обещают отключить две подстанции в Советском и Северном районах, а значит — там станут троллейбусы.
Летом пенсионеры уезжают на дачи, студенты — на каникулы, люди отправляются в отпуска. Проездные не распродаются. Резко падает выручка, а вместе с ней — компенсации предприятию выпадающих доходов, зависящие впрямую от выручки — по какой-то хитрой формуле, разработанной в недрах городской администрации и учитывающей разницу в льготниках и их проездных билетах. Как следствие недофинансирования — низкий уровень заработной платы. С предприятия идет отток высококвалифицированных специалистов, которые были обучены и получили классность за счет коллектива. Не задерживается надолго и молодежь.
А что же власти? В прошлом году усилиями губернатора для Орла были выделены средства на покупку одного трамвая и одного троллейбуса. Трамвай не купили, а конкурс на поставку троллейбуса выиграла фирма, которая пыталась поставить машину, не отвечающую заявленным техническим характеристикам. Кроме того, эта фирма никогда и не производила троллейбусы.
В этом году обещанный трамвай был куплен, а конкурс на покупку троллейбуса выиграла… опять та же фирма! Почему-то отвечающие за тендеры чиновники предусмотрительно не внесли её в «черный список» и опять допустили к торгам.
Показательно, что ни одни вопрос по обновлению состава электрического пассажирского транспорта не внесен в городскую программу подготовки к 450-летию Орла. Между тем, необходимо ежегодно обновлять по 10 трамваев и троллейбусов, чтобы компенсировать износ весьма подержанного парка.
Вот в такой ситуации коллектив и потребовал встречи с представителями областных и городских властей. О том, что творилось на встрече рабочих и руководства, расскажем в лицах.
Водитель трамвая В. Прошкина:
— Почему с нашего предприятия берут деньги за электроэнергию по тарифам промышленных предприятий — не можем ли мы воспользоваться какими-либо льготами?
Ю. Парахин:
— Федеральный закон так диктует, и мы не можем помочь. Тут опять стоит вопрос в компенсации вам финансовых издержек.
Гендиректор ТТП А. Коровин возражает: если федеральный закон работает во вред социально значимым предприятиям, то надо его изменять. А областному правительству по этому поводу необходимо выйти в правительство РФ и Госдуму с законодательной инициативой.
Парахин, в свою очередь, предлагает Коровину как депутату горсовета выступить с законодательной инициативой. Зал ехидно рукоплещет…
Предваряя вопросы, глава администрации г. Орла М. Берников с видом эксперта объясняет коллективу ТТП, почему падают его финансово-экономические показатели. Во всем виновата, по его мнению, конкуренция и регуляторы рынка. Чем больше предложение услуг, тем ниже на них цена. В числе рецептов того, как поднять выручку, он предложил внедрить на маршрутах ГЛОНАСС. Зал свистит и смеется…
Водитель троллейбуса А. Лачинова поднимает вопрос по поводу освещения и ремонта дороги по 9 маршруту. Берников сетует на то, что менеджеры и профсоюзный комитет сталепрокатного завода поступают очень эгоистично: не принимая участия в благоустройстве маршрута, подзуживают жителей микрорайона, чтобы те требовали продолжения работы троллейбусов, несмотря на то, что там хватало бы и услуг одних частных перевозчиков.
Один из участников встречи рассказал, будто сити-менеджер пообещал, что вообще может закрыть предприятие как убыточное. Типа, не вписывается в рыночную экономику…
Что интересно, как говорят сами работники предприятия, за помощью в решении проблем ТТП в случае попыток его ликвидации они намерены обращаться теперь уже не к руководству области (Ю. Парахин показал «заинтересованность» в решении проблем простых людей), а непосредственно к коммунистам. Смогут ли те решить проблемы предприятия, нет ли, но трудящихся не оттолкнут. Не говоря о том, что впереди выборы губернатора, а В. Иконников уже анонсировал участие КПРФ.
Что касается лично А. Коровина, то и у него выбор небольшой — власти пока что игнорирует его требования как руководителя. Сегодня благодаря такому игнорированию Орел уже остался без речных трамвайчиков. А скоро может остаться и без трамваев…
Станислав Рыбаков.
* * *
Комментарий помощника гендиректора МУП «ТТП» по связям с общественностью Леонида Агибалова:
— Александр Коровин — это тот руководитель, который в начале двухтысячных буквально вытащил трамвайно-троллейбусное предприятие из состояния банкротства и вряд ли позволит каким-либо обстоятельствам сегодня порушить дело его жизни. Сплоченный коллектив уже доказал, что готов идти до конца в отстаивании своих интересов и спасении чести социально значимого предприятия. Глава администрации г. Орла зря испытывает терпение Коровина и людей, которые на 100% выполняют свои обязательства по обслуживанию пассажиров. Если этой толерантности придет конец — боюсь, никому мало не покажется!
* * *
Комментарий интернет-пользователя Sprinter81_Sol:
«Закончить можно цитатой из Лурка: «Власти городов, где трамваи выпилены, люто, бешено завидуют городам, где трамваи ещё ходят. Ведь подумать только — у властей тех городов остаются ещё не разворованные сотни тысяч тонн металлолома, десятки километров медного провода контактной сети, а самое главное — земля, земля под трамвайными депо!!! Они бы у себя с радостью распродали, закрыли бы трамваи снова — но увы, уже нет пути назад, в ту пору прекрасную».