Красная строка № 16 (282) от 30 мая 2014 года
«Вновь действуем в духе Горбачёва…»
Уважаемые коллеги!
У нас вовсю продолжаются восторги по поводу воссоединения Крыма с Россией. Рейтинг президента зашкаливает. Наша элита купается в славе великих державников. Ощущение, однако, такое, что этот рейтинг и эта слава долго не продержатся. Из чего я делаю такой вывод?
Недавно сотни тысяч людей в Донецкой и Луганской областях проголосовали на референдуме за государственную самостоятельность. А фактически за единство с Россией. Между тем, почему-то в Москве не наблюдается стремления увенчать себя лаврами еще и за воссоединение с Новороссией.
Правящая группировка РФ вновь заняла страусиную позицию, настаивая на неком общеукраинском диалоге. Но ведь хунта в Киеве ни на какой диалог идти не собирается. Бандеровцы, как и в 40-х годах, убивают сторонников единства с Россией. Идет артобстрел Краматорска и Славянска. Русские журналисты в плену у майданоидов. А российская армия сворачивает палатки и уходит. Подальше от мест ожесточенных сражений. Как это будет расценено в Киеве? Как сигнал к беспощадному подавлению восстания русскоязычного населения?
Зато мы очень решительно потребовали освобождения журналистов, заявили о необходимости самого объективного расследования зверств в Одессе. Обратились в ООН и в ОБСЕ. Короче, вновь действуем в духе Горбачева. Газпром объявляет о готовности предоставить Украине скидки в цене на газ. Как это все понимать? Вновь хотим поразить мир своим благородством?
На деле это сильно смахивает на желание российских властей уклониться от решений, аналогичных крымским. Да, это непростые решения. Но когда это в истории России защита ее интересов не сталкивалась с сопротивлением зарубежных «доброжелателей»? И если сейчас российская власть не проявит государственной воли, последствия слабости и нерешительности могут быть самыми серьезными. Народ Новороссии не простит предательства. Да и доверия к России у наших оставшихся союзников сильно поубавится. Мы обязаны прийти на помощь борющемуся народу и внять, наконец, его призывам к объединению. Это соответствует историческим интересам России.
Да, Запад пугает нас усилением санкций. Между тем, КПРФ многие годы предупреждала об импортной заразе. Мы требовали прекратить разгром российского машиностроения. Но на нас смотрели с презрением как на людей, не понимающих высокого значения интеграции в мировое сообщество.
Но вот враждебность Запада стала предельно очевидной. Стала очевидной и опасность зависимости от высокотехнологического импорта. Несколько дней назад президент Путин потребовал в кратчайшие сроки добиться, чтобы все оружие и военная техника были отечественными на 100%.
Глава Минпромторга господин Мантуров тут же бодро заявил, что уже составлен план спасения России от чумы импорта. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги! Да и как-то не верится в запредельный оптимизм господина Мантурова. Ведь промышленная политика правительства по-прежнему заточена на подавление отечественного машиностроения и на безудержный импорт автомашин, самолетов, станков, бытовой техники. Причем не самого высокого качества.
И все-таки очень хочется верить в чудеса! Допустим на секунду, что чиновники, отвечающие за отечественное машиностроение, в одночасье перековались и с комсомольским задором кинулись исполнять требования президента Путина.
Но боюсь, что чуда не произойдет! Вот пример. Несколько месяцев назад по просьбе 116 депутатов Счетная палата проверила деятельность одного из столпов отечественного машиностроения — Объединенной авиастроительной корпорации. Недавно на закрытом заседании Комитета по обороне обсуждались результаты проверки. Материалы секретные. Точных цифр назвать не могу. Но если кратко и несекретно, то просто волосы дыбом становятся от картины разграбиловки и некомпетентности.
Материалы будут направлены наверх. Но как вы думаете, уважаемые коллеги, полетят ли головы с плеч? Да ничего подобного! Все те, кто довел наше машиностроение до такого состояния, несомненно, сохранят не только головы, но и свои высокие кресла.
Товарища Сталина часто обвиняют в том, что он беспощадно сносил головы. На самом деле он был большим рыночником, чем весь либеральный блок нынешнего правительства. Во всяком случае, при Сталине была энергичнейшая конкуренция конструкторских бюро. А в нынешней России конкурентная среда сознательно уничтожается. У нас скоро останется одно КБ господина Погосяна, готовое производить все — от беспилотников до стратегических ракетоносцев. Монополизация — вот одна из бед нынешнего ОПК. Но далеко не единственная.
На совещании у президента Путина, посвященном проблемам ОПК, было много генералов, но почему-то не было главных действующих лиц — генеральных конструкторов и директоров. Ставя задачу избавления от импорта в оборонке, надо сначала спросить себя, а есть ли у нас организаторы ОПК калибра Дмитрия Федоровича Устинова и появятся ли они хотя бы в отдаленной перспективе. Ведь кто ныне рулит нашей оборонкой: бухгалтеры, юристы, социологи, разнообразные инженеры человеческих душ — все, кто угодно, но только не технари!
Недавно ушел из жизни Виктор Ливанов — генеральный конструктор великой фирмы «Илюшин». Откликнулся на это печальное событие лишь министр обороны. Высшее руководство проигнорировало смерть главы фирмы «Ил». Вот вам вполне конкретный пример отношения верхов к творцам боевой техники. Слава богу, жив и полон энергии 88-летний выдающийся конструктор Генрих Васильевич Новожилов. Но кто-нибудь наверху интересуется его мнением о состоянии авиапрома? У нас ныне в почете топ-менеджеры — специалисты по финансовым потокам.
Сюда же нужно добавить запутанную систему управления ОПК, где каждый имеет свою кормушку, но никто персонально ни за что не отвечает. Даже Военно-промышленная комиссия, которую возглавляет энергичный Дмитрий Олегович Рогозин, по положению лишь координирует деятельность многочисленных холдингов, корпораций и ассоциаций. Но не управляет ими.
Да что там организаторы производства! В оборонке кадровый голод. Нынче квалифицированного сварщика, станочника или наладчика днем с огнем не найдешь. Кто будет воплощать в жизнь величественные планы господина Путина? Система профтехобразования разрушена до фундамента.
Талантливых студентов наших авиационных ВУЗов вербовщики «Боинга» и «Аэробуса» утаскивают прямо со студенческой скамьи. Поинтересуйтесь, сколько наших конструкторов трудится на «Боинг» и «Аэробус». А где им применять свои знания? Отраслевая наука подрезана на корню. Фундаментальная наука потихоньку задыхается в умелых руках очередных «эффективных менеджеров».
Налоговая политика не только не стимулирует развитие машиностроения, но и откровенно душит его в интересах наших конкурентов. А сколько наших стратегических предприятий находятся под контролем западных конкурентов? Вот где угроза национальной безопасности, а не в десятке демонстрантов, которых таскают и сажают по «болотному делу».
Говоря об импортозамещении в оборонке, наши вожди вообще представляют себе масштабы разгрома, учиненного в машиностроении? Произошла колоссальная деградация технологической базы. Уничтожены или почти уничтожены целые отрасли — электроника, станко-, радио— и приборостроение, оптическая промышленность, боеприпасная отрасль, подшипниковые заводы.
Выделяется огромная сумма на переоснащение оборонки. Но целью нашей уродливой экономики является освоение средств, а не производство конкретных изделий. На развитие авиапрома вбухали десятки миллиардов, а отечественных самолетов как не было, так практически и нет. То же самое вполне может произойти с триллионами, выделяемыми на перевооружение оборонки.
Сталин, памятник которому в день Победы вновь позорно закрыли деревянным щитом, в 1931 году прозорливо сказал: «Мы отстали от Запада на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Сегодня мы опять сильно отстали.
Способны ли мы, выполняя заветы президента Путина, быстро сократить это отставание? Да мы даже со стартовых колодок уйти не сможем. У нас на ногах гири гайдаровщины, да нас еще стальными тросами примотали к бетонному забору Всемирной торговой организации. Самую большую угрозу нашей безопасности, на мой взгляд, представляет не НАТО, а экономический блок правительства.
Требование главы государства покончить, наконец, с засильем импорта совершенно верное. Но в нынешней системе невыполнимое. Эта система прогнила настолько, что уже не способна к осуществлению крупных общегосударственных проектов. Относительно небольшой проект в виде Олимпиады в Сочи вытянули только за счет заливки баснословными деньгами. Возрождение ВПК — намного более крупная задача. Без смены правительства и курса страны осуществить эти задачи невозможно.
Что касается Украины, то радость народа по поводу возвращения Крыма может быстро смениться негодованием по поводу сдачи Донбасса. Уход российской армии от полей сражений скорее всего будет расцениваться в Киеве, да и во всем мире, не как миролюбие, а как слабость. С соответствующими последствиями для репутации России, да и для рейтингов господина Путина и «Единой России». Вам, уважаемые коллеги, есть о чем подумать!