Красная строка № 18 (240) от 31 мая 2013 года
Заботиться о городской казне можно. И нужно.
В бедном городе — каждая копейка на учете. В богатом, наверное, тоже, но из других соображений — чтоб граждане не заелись. Орлу эта беда пока не грозит. Однако…
Поговорим о положительной тенденции — о приближении к богатству. В орловской областной и городской традициях это счастье почему-то прочно увязывается с очередным федеральным траншем или появлением сумасшедшего инвестора, которому вдруг взбрело в голову отдать своё ради всеобщего блага. Это называется выгодно вложить средства. И такое тоже бывает, правда, редко.
Чудеса — на потом. Сегодня в центре нашего внимания — особенность, которая прежде называлась «неиспользованными резервами». Или, иначе говоря, менеджмент.
Управление орловским муниципальным сектором экономики в прошлом, 2012 году, наталкивает на размышления. И эти размышления — приятного свойства. Менеджмент — или поиск неиспользованных резервов — оказывается, способен приносить результаты.
Ознакомимся с ними. Прежде — короткая преамбула. Она коротка потому, что условия хозяйствования в менее удачном 2011 году и более удачном 2012-м — фактически одни и те же. А результаты разные. Конец преамбулы.
В 2011 году совокупный убыток орловского муниципального сектора экономики составил 20 млн. рублей. В 2012-м тот же сектор принес 18 млн. рублей чистой прибыли. («Орелгортеплоэнерго» исключено из расчетов, поскольку это большая и отдельная тема, по сути выходящая за границы муниципального образования).
В 2012 году ни одно орловское муниципальное предприятие не было признано банкротом. Более того, как уверяет руководитель орловского УМИЗ С. А. Татенко, на отдельных предприятиях появилась возможность прекратить прежде начатую процедуру банкротства и начать восстановление, а затем и планомерное развитие «списанных» объектов. В частности, в этом перечне — банно-прачечное хозяйство, находящееся ныне в аренде у «Орелтеплосервиса».
С муниципальными банями мы практически распрощались. И вот — поди ж ты…
Присмотримся к муниципальному сектору экономики повнимательнее. В 2012 году в Орле работали 18 МУПов. Убыточны из них только три, зато какие! Спецавтобаза, ПАТП-1 и ТТП. Трамвайно-троллейбусный МУП из списка балласта смело вычеркиваем, поскольку годовой убыток в 108 тыс. рублей при таком объеме оказываемых услуг и такой социальной значимости — почти достижение. Можно использовать это утверждение и без слова «почти». Достижение. Дотянуть до нуля — и не потребуется никаких оговорок.
Из 26 млн. рублей «просадки» Спецавтобазы 20,8 млн. обусловлены «особенностями ведения бухгалтерского учета». Здесь нет никакого криминала, просто улично-дорожная сеть, находящаяся у предприятия в оперативном управлении, требует амортизационных отчислений. Они и делаются. Экономистам есть над чем поразмыслить, однако громадьё задач, стоящих перед Спецавтобазой, в совокупности с недостаточностью и изношенностью техники выгодным спецавтобазовский «бизнес» в обозримом будущем всё равно не сделает. Дороги чистить — хоть расшибись — придется. А тут снегопад… К примеру.
С ПАТП-1 интересней. Городской конкурс на право заниматься пассажирскими транспортными перевозками, проведенный образцово-показательно и почти без скандалов, по сути — комичное явление. Объясню, почему. Все положения конкурса следовало предварять фразой: «Допустим, что по орловским дорогам ездит только городской транспорт». Однако чистоту эксперимента в реальной жизни могут обеспечить только лаборатории, причем, очень хорошие. Орёл под это определение не подпадает. Нарисовав новую маршрутную сеть и, по большому счету, выдавив с асфальта «нелегальных» перевозчиков, водителей без договора, муниципалитет обогатил хозяев пригородных маршрутов, которые никаких документов с городом не подписывали. Реально получилось как в евангельской притче про беса, да простится мне эта смелая аналогия. Выгнали одного беса, вымели, вычистили помещение и принялись ждать. Тот походил, поскитался, посмотрел — место-то не занято! И вернулся обратно в компании «семерых злейших». Объективно конкурс ухудшает положение как ПАТП-1, так и частных городских перевозчиков, поскольку они связаны обязательствами в борьбе без правил. О порядке на дорогах (в перевозках) можно будет говорить лишь в случае совместного с областью конкурса, когда ВСЕ маршруты, проходящие по городу, будут согласованы по времени и увязаны с пассажиропотоком. В сентябре область должна завершить свой конкурс. Посмотрим на результат.
Ситуация в ПАТП-1, вынужденном заниматься социальной, планово-убыточной деятельностью в условиях, когда перевозки по определению прибыльны, как-то выпадает из контекста успешного поиска неиспользованных резервов, сиречь хорошего менеджмента. Разброс по множеству маршрутов — при дефиците водителей и подвижного состава — плохой бизнес. И сокращение размера убытков с 32 млн. в 2011 г. до 24 млн. в 2012-м привлекательней этот, прошу прощения, сегмент муниципальной экономики не делает.
В остальном — есть успех. Можно говорить о его относительности, о том, была ли возможность сработать лучше. Но факт остается фактом: в прошлом году 15 из 18 муниципальных предприятий совместными усилиями получили 52 млн. рублей чистой прибыли, а план по отчислению части прибыли МУПов в городской бюджет оказался перекрытым вдвое. При этом норматив отчислений не изменился. Соответствующее постановление горсовета, обязывающее отдавать бюджету всё сверх необходимого (предусмотренного резерва и средств на развитие), было подписано только в конце декабря 2012 года и на итоге сказаться не могло.
Стало быть, есть основание осторожно поговорить об успехах в управлении. Возможно, что в Орле наблюдался спонтанный и не требующий внешнего вмешательства и администрирования экономический бум, но таких свидетельств у нас нет.
Речь о том, что заботиться о городе и наполнении его казны можно. При всех прочих условиях.
Разумеется, ещё очень далеко от идеала. В разряд убыточных, например, «способен» перетечь некогда стабильный «Орелводоканал», уровень текущих расходов которого невозможно перекрыть за счет существующих тарифов. Несколько последних лет выручка предприятия падает. 2012 год и для него оказался успешнее, чем предыдущий, но…
Наблюдается парадокс. «Орелводоканал» вступил в большую инвестиционную программу, направленную на то, чтобы улучшить качество услуг и ограничить рост тарифов. Однако эти мероприятия увеличивают налогооблагаемую базу — вырос налог на имущество, нивелировать который можно только путем увеличения тарифов. Круг замкнулся. И если разомкнется, крайними окажутся потребители.
По словам С. А. Татенко, есть выход и из этой ситуации. Администрация г. Орла вышла с предложением в горсовет, чтобы тот, в свою очередь, обратился с законодательной инициативой в Совет областной. Предложение простое — предоставить «Орелводоканалу» налоговые льготы, что облегчит положение предприятия и избавит от необходимости принимать непопулярные меры.
Где-то трудностей существенно меньше.
Почти сплошной позитив в сравнении с «проблемными территориями».
Муниципальные аптеки удвоили прибыль. Вряд ли мы стали чаще болеть. Скорее всего, это тот случай, когда муниципальное побеждает в конкурентной борьбе. В этом деле главное — не мешать. Присоединение слабых аптек к финансово успешным оказалось рискованным, однако правильным шагом.
МУП совхоз «Коммунальник» оживился после вычленения из него «Зеленстроя» и создания оптимальной структуры, способной развивать тепличное хозяйство.
Реанимирован УКС. Посмотрим, насколько успешным окажется попытка задействовать его в программе переселения из ветхого и аварийного жилья. Пока же четыре муниципальных предприятия, условно объединенных в одну родственную отрасль: Управление капитальным строительством г. Орла, «Орелбыт», Управление разработки градостроительной документации г. Орла и Управление эксплуатации нежилых помещений получили в 2012 году 16,4 млн. рублей чистой прибыли. А в менее успешном 2011-м тем же составом — всего 2 млн. Восьмикратный рост — это хорошо.
Будем считать результаты работы орловского муниципального сектора экономики в 2012 году социально положительной информацией. Другой вопрос — как тратятся эти обогатившие городскую казну деньги. Что ж, и об этом менеджменте тоже можно будет поговорить. Но поскольку социальная окраска этого материала пока не определена, разделим темы.
Сергей ЗАРУДНЕВ.