Красная строка № 10 (232) от 22 марта 2013 года
Жизнь, посвященная науке
26 марта 2013 года исполняется 100 лет со дня рождения крупнейшего советского химика, член-корреспондента АН СССР, нашего земляка Анатолия Александровича Петрова.
В автобиографии Анатолий Александрович напишет, что родился в г. Ливны в семье учителей женской гимназии Александра Михайловича и Валерии Эдгардовны Петровых. Жили они на Никольской улице в доме купеческой вдовы Фроловой.
Гимназия с начала 1918 года была закрыта, но вскоре в этом же здании начала работать школа, и Петровы продолжили преподавать в ней: отец — русский язык, а мама — математику. Им выпало пережить все катаклизмы установления власти Советов, Ливенского кулацко-эсеровского восстания и Гражданской войны. Впрочем, белогвардейцы, заняв город, чету педагогов гимназии не тревожили, тем более, что отец был из семьи орловских священников, кандидат богословия, надворный советник, а мама — дочь крупного царского сановника. Советская власть, при которой уездным комиссаром народного образования стала профессиональная революционерка дочь священника Турбина — Калиста, тоже относилась к Петровым лояльно.
Они получили хорошее образование: Александр Михайлович закончил Первое орловское духовное училище и семинарию, а затем и Киевскую духовную академию, а Валерия Эдгардовна была золотой медалисткой воронежской Мариинской женской гимназии и выпускницей Московских высших женских курсов по отделению математических наук. И с первых дней власти Советов чета Петровых активно работала над реализацией программы ликвидации безграмотности среди населения города и уезда.
В 1921 году, работая в школе туберкулёзного санатория «близ города Ливен», отец Анатолия заразился и умер. Так будущий учёный с младых лет познал сиротство и порождённые им трудности бытия. Дополнялись бытовые неурядицы отсутствием в уездном городе родственников, которые остались в Орле. Виктория Эдгардовна стала преподавателем открывшегося педагогического техникума, где приобрела опыт обучения специалистов народного образования, и в 1927 году её переводят для работы в педтехникум г. Орла. Здесь их маленькой семье стало легче — рядом были родные и хорошие знакомые.
Толя приступил к занятиям в школе имени Ломоносова г. Орла. Он рос трудолюбивым, любознательным и в 1929 году окончил не только среднюю школу, но и художественную, и уже сам стал преподавать изобразительное искусство в 21-ой совшколе Орла. Позже он был принят лаборантом химического кабинета в Орловский техникум семеноводства и поступил в Московский заочный пединститут.
Работа в химкабинете породила в душе юноши привязанность к химии как науке и определила его поступление в 1931 году в Воронежский госуниверситет на химический факультет, где и определилась вся дальнейшая судьба нашего земляка: здесь он встретил наставников, и прежде всего — М. В. Лихошерстова, который ввёл Анатолия Александровича в мир большой органической химии. Здесь он встретил свою любовь в лице сокурсницы Анны Флегонтовны Сапожниковой, которая отдала свои силы воспитанию детей — Аллы и Александра. К слову, дети выросли достойными продолжателями семейных традиций.
Между тем, Анатолий Александрович ускоренно изучает учебные дисциплины и уже в 1933 году, через два года после поступления в университет, получает диплом о его окончании и становится аспирантом. В 23 года он — уже автор ряда научных статей и кандидат химических наук. При этом все его публикации, начиная с первой и до последней, — это вехи на пути химика-органика, создателя уникальных искусственных материалов для зарождающейся отечественной авиации, а в послевоенные годы — ряда витаминов, пищевых и парфюмерных продуктов.
Перед войной страна искала, как уйти от экспортной каучуковой зависимости. Вот почему в Ленинграде в 1928 году создаётся Всесоюзный научно-исследовательский институт синтетического каучука (ВНИИСК). В нашем районе приступили к посадке коксогыза, а в городе началось строительство завода по его переработке в искусственный каучук.
Правда, после войны потребность в таком производстве отпала. Группа учёных, в которую входил и наш герой, решила эту сложную государственную задачу методами полимеризации, родонирования и галогенирования органических соединений.
Анатолий Александрович к 1941 году уже был автором почти полусотни научных работ по проблемам органической химии, из которых 24 были созданы совместно с наставником — профессором М. В. Лихошерстовым, а одну — «Об аномальном отщеплении галогенов» — в 1936 году он написал совместно с будущей женой А. Ф. Сапожниковой.
Кстати, в 60-е и 70-е годы он написал ряд статей со своим однокурсником В. С. Завгородним, который в эти дни заканчивает книгу о своём друге и соратнике по научной работе.
В Воронеже Анатолий Александрович создаёт первые лекарственные формы на основе паперилина для борьбы с высоким черепным давлением. В самый канун Великой Отечественной войны, 21 июня 1941 года, он блестяще защищает докторскую диссертацию и в 28 лет становится доктором химических наук.
В октябре 1941 года А. А. Петров был эвакуирован, а после войны он связал свою судьбу с Ленинградом, став профессором и заведующим кафедрой химии Института авиационного приборостроения. В 1948 году Анатолий Александрович начал свою научную и преподавательскую деятельность в Ленинградском технологическом институте. Здесь он получает почти все авторские свидетельства, окончательно формулирует содержание химической реакции, известной в науке как «реакция Петрова-Кормера». Здесь он создаёт главную составляющую многих витаминов — цитраль. К слову, идя к вершине признания его заслуг и соратниками, и соперниками, он, потомок священников, оставался беспартийным вплоть до избрания его в 1966 году член-корреспондентом АН СССР…
Анатолий Александрович обладал талантом открывателя, предчувствием экспериментатора и упрямым характером трудоголика. На всех известных мне фотографиях у А. А. Петрова — лицо мыслителя, взгляд напряжён и сосредоточен, ум работает над рождёнными в его неординарной голове научными идеями, которые в последующем воплощались в опыты и эксперименты, изобретения, статьи и монографии, которых набралось значительно более 1000… Этот канат науки учёный начал вить в молодые годы и не выпустил его нитей из своих рук до последнего дня жизни.
В. А. Бобков,
методист Ливенского
краеведческого музея.