Администрация магазина ответственность несет!

Пришли в супермаркет за покупками, оставили пакет или сумку в ячейке камеры хранения в магазине, вернулись, а там… чужой пакет или вообще ничего. Пустота. Что делать?

От подобного стечения обстоятельств, увы, никто не застрахован, и в этом материале мы подробно расскажем о том, что должен знать потребитель и как себя вести в подобных ситуациях. И обязательно дополним наш материал соответствующей нормативно-правовой базой.

Итак…

«Вход с пакетами и крупногабаритной кладью запрещен»

Уважаемые покупатели, знайте, что никто не вправе не пустить вас в зал с сумкой. Так что, если вы решили не расставаться со своими вещами, а вас настойчиво просят оставить их в камере хранения, требуйте к себе администратора, старшего продавца или директора магазина и поинтересуйтесь у него, каким законом он руководствуется в своих действиях.

Здесь важно знать, что в соответствии со статьей 492 Гражданского кодекса РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором. Статья 426 ГК РФ («Публичный договор») гласит: «коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора…», «отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги… не допускается».

Поэтому, если вас в магазин с пакетом или сумкой пустили, то при выходе, на кассе, сотрудники супермаркета не вправе требовать показать их содержимое. Даже если вы абсолютно ничего лишнего не взяли, оплатили все покупки, неприятно, когда на глазах у других покупателей вас заставляют открыть сумку, показать содержимое. Некоторые кассиры или охранники не церемонятся и сами переходят от слов непосредственно к действиям. Они в данном случае не правы. Ведь только сотрудники милиции либо представители органов государственной власти в рамках административного законодательства имеют право проводить личный досмотр и досмотр вещей. Сотрудники частных охранных предприятий или работники магазина не наделены правом досматривать граждан и их личные вещи.

Роль обычного охранника в магазине сводится к тому, чтобы, если он заметил, что человек что-то украл, обязательно вызвать милицию.

Милицию можете вызвать и вы, напомнив работникам магазина, его охранникам, что их действия противоправны. Если охрана наотрез отказывается выпускать вас, не обыскав, набирайте 02 и сообщайте дежурному о случившемся. Дождитесь прибытия наряда, получите протокол досмотра ваших вещей. Знайте, что сотрудники правоохранительных органов также не могут беспричинно вас досматривать, нужно иметь хотя бы подозрение в совершении вами правонарушения, а в случае досмотра — необходимо присутствие двух понятых. В ходе этой процедуры должен быть составлен протокол.

Важно знать:

Статья 27.7 Кодекса об административных правонарушениях («Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице»).

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых.

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании…

«Администрация магазина ответственности не несет…»

Принимая личные вещи покупателя, магазин тем самым заключает с ним договор на хранение (это когда сотрудник магазина непосредственно взял ваши вещи, а взамен выдал номерок, жетон). Так что верить табличкам в стиле: «Администрация магазина ответственности за сохранность ваших вещей не несет» — не стоит. Не поддавайтесь на «уловки» администратора, директора магазина, которые не желают с вами разговаривать, откровенно грубят, надеясь, что покупатель предпочтет уйти, чем выяснять отношения. Эта неприятная для вас сцена рассчитана на публику. Не паникуйте. Запишите имена и номера телефонов покупателей, которые могут подтвердить вашу правоту. Обязательно потребуйте книгу отзывов и предложений, опишите подробно все, что с вами произошло. Требуйте компенсации причиненного вам ущерба в досудебном порядке. Если администрация магазина откажется это делать, у вас есть право обратиться в суд. И еще, не торопитесь отдавать выданный вам номерок, жетон, впоследствии это может послужить доказательством заключения вами с магазином договора хранения.

Знайте:

П. 1 статьи 886 ГК РФ («Договор хранения») гласит: «По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности».

В статье 887 («Форма договора хранения») указано: «Простая письменная форма договора хранения считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю: …номерного жетона (номера), иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законом или иным правовым актом либо обычна для данного вида хранения.

Несоблюдение простой письменной формы договора хранения не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем».

Если вы просто положили свои вещи в ячейку камеры хранения, а когда вернулись, то там их не обнаружили, — вы имеете право на возмещение ущерба за утрату имущества согласно действующему гражданскому законодательству.

Вместо послесловия

Кстати, хорошая новость пришла недавно от наших соседей из Липецка: мировой суд обязал магазин компенсировать материальный вред покупательнице, которая оставила сумку с вещами в камере хранения, а вернувшись, обнаружила, что двери ячейки открыты и внутри пусто. Администрация магазина отказалась возместить женщине стоимость украденного — продавцы даже пытались привести аргумент, что, мол, неизвестно, была ли кладь в камере хранения, а если и была, то размер ущерба неизвестен. Но покупательница оказалась настойчива в своих требованиях, обратилась в суд и выиграла его. Таким образом, обнадеживает сам факт признания судом ответственности магазина за сданные на хранение вещи. К тому же магазин обязан оплатить все судебные издержки.

А в прошлом году в одном из районных судов города Орла рассматривалось похожее дело, решение было вынесено также в пользу покупателя.

Так что удачных вам покупок!

Дина ЯГУПОВА, помощник председателя Орловского областного суда.