Особняк на «Дворянке»: продолжение следует…
ГСП-3 125993 г. Москва,
ул. Большая Дмитровка, 15а
Генеральному прокурору
Российской Федерации
Уважаемый Генеральный прокурор!
Постановлением Совмина РСФСР № 9 от 7 января 1970 года был утвержден ныне действующий Генеральный план. В 1991 году по просьбе Орловского облисполкома Ленинградский государственный институт проектирования городов разработал «Проект детальной планировки исторического центра города Орла», который стал неотъемлемой частью Генерального плана города Орла. В томе первом текстового сопровождения к проекту детальной планировки, на стр. 44, в списке групповых охранных зон объектов историко-культурного назначения числится ансамбль группы памятников «Дворянское гнездо». На стр. 45 того же документа указано, что эта территория отнесена к разряду заповедных, то есть особо охраняемых, территорий, так как еще в 1987 году постановлением Орловского областного Совета народных депутатов были установлены границы «Ландшафтного сквера «Дворянское гнездо».
Хотим обратить Ваше внимание, что в соответствии с п.п. 9 и 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ скверы относятся к «землям рекреационного назначения», в пределах которых на основании п. 5 ст. 98 того же кодекса «запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению». Одновременно скверы относятся к землям общего пользования и в соответствии с п. 12 ст. 85 их территории не подлежат приватизации.
Федеральным законом от 21.11.2004 г. № 172-ФЗ в п. 2 ст. 99 Земельного кодекса внесены вступившие в силу с 5 января 2005 г. изменения о том, что «земли историко-культурного назначения (сквер «Дворянское гнездо» Генеральным планом Орла отнесен именно к этому разряду земель) должны использоваться строго в соответствии с их целевым назначением… Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускается».
Еще одним аргументом в пользу сохранения ландшафтного сквера в неприкосновенности является не менявшийся с момента принятия Земельного кодекса п. 6 ст. 94 — «земли, занятые объектами культурного наследия РФ, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается…»
Спустя полгода после вступления в силу Земельного кодекса РФ бывший мэр Орла В. И. Уваров, грубо нарушая указанные статьи, без согласования с городским Советом, без проведения торгов подписал постановление администрации от 19.06.2002 г. № 1685 «О предоставлении ОАО ООЦРО «Развитие» земельного участка площадью 1722 кв. м под разного рода строительство за счет изъятия из земельного участка кадастровый № 57:25:0010219:0003, предоставленного государственному музею Н. С. Лескова постановлением администрации города Орла от 29.11.1996 г. № 1321/7, и земель запаса.
При этом бывший мэр города Орла Уваров превысил свои полномочия, поскольку администрация города не наделена правами собственника земель в черте города. Уставом города Орла, в соответствии с ГК РФ, всей полнотой прав собственника наделено население города Орла, и любое отчуждение земельных участков в пользу третьих лиц должно сопровождаться отдельным постановлением Орловского городского Совета народных депутатов. Администрация не вносила на рассмотрение городского Совета вопрос о выделении земельного участка с последующей передачей его в собственность ОАО «Развитие». По окончании строительства и государственной регистрации прав собственности на объекты земельный участок, занятый ими, автоматически, без санкций городского Совета становится собственностью юридического лица. Так разбазаривается государственная и муниципальная земельная собственность.
В 2002 году на выделенной земле ОАО «Развитие» начинает строительство объекта, по документам проходившего как «дом представительства «Развития». Спустя два года, 8.04.2004 г., мэр Уваров, нарушая закон, подписал очередное постановление за № 1380 «О предоставлении гражданину В. В. Соболеву земельного участка для реконструкции дома представительства под размещение индивидуального жилого дома и дальнейшего завершения строительства». При этом мэр ссылался на обращение ОАО ООЦРО «Развитие» (генеральный директор В. В. Соболев) и Свидетельство о государственной регистрации права № 57АА164568, выданное Регистрационным управлением Орловской области 16.12.2003 г.
Регистрация была произведена на основании договора купли-продажи объекта незавершенного строительства от 25.09.2003 г. Данным постановлением земельный участок № 5725:0010219:0026 площадью 1722 кв. м был предоставлен гражданину В.В. Соболеву в краткосрочную аренду сроком до 01.01. 2005 г.
Хотим обратить Ваше внимание на то, что регистрация права на недостроенный дом представительства в соответствии с действующим законодательством должна была производиться одновременно с регистрацией права на земельный участок. Свидетельство о праве на этот земельный участок отсутствует. Таким образом, нарушен порядок регистрации прав собственности на недвижимое имущество, причем передача прав собственности на земельный участок не была санкционирована городским Советом. Более того, регистратор права не зарегистрировал никаких обременений на земельный участок, который является объектом культурного наследия РФ.
За три месяца до заключения договора купли-продажи заместитель генерального директора ОАО «Развитие» А. Н. Студенников получил от оценщика Н. В. Широкова письмо, в котором была приведена рыночная стоимость недостроенного двухэтажного здания по адресу: Орел, ул. Октябрьская, 9а. По состоянию на 21.06.2003 г. она составила 1997 тыс. руб. При этом оценщик не взял на себя ответственность за надежность оценки, поскольку он не проводил аудиторской или иной финансовой проверки представленной информации о затратах на строительство. Тем самым он дезавуировал свой же «Отчет об установлении рыночной стоимости оцениваемого имущества».
Таким образом, гражданин В. В. Соболев, злоупотребляя своим служебным положением, приобрел государственное имущество без аукциона, по договору купли-продажи при отсутствии рыночной стоимости и по явно заниженной цене.
Цитируем газету «Орловские новости» № 44 от 09.10. 2005 года: «…Центр «Развитие» учрежден на бюджетные деньги. Следовательно, и особняк, оцениваемый не менее чем в 20 миллионов рублей, являлся государственной (областной) собственностью. За сколько же и как выкупил его господин Соболев?
Конечно, вопросы, которые возникают по поводу этой сделки, — для правоохранительных органов, налоговой службы и органов финансовой разведки. Но то, что касается хронологии земельных отношений, многие юристы квалифицируют не иначе, как «мошенничество», как преступный сговор, вследствие которого, минуя торги, аукционы, игнорируя депутатский корпус и интересы жителей города, частным лицом приобретено право на земельный участок в историко-культурной зоне…» Конец цитаты.
В такой ситуации заявление о возврате имущества должна подавать пострадавшая сторона, то есть в данном случае исполнительная власть, представляющая государственные интересы Орловской области. Но ведь она сама осуществила, на наш взгляд, противоправную сделку, которая нанесла ущерб Орловщине. Не будет же администрация области подавать сама на себя заявление в суд: просим вернуть… Вот почему государственные интересы в этом случае должны отстаивать прокуратура, органы милиции и госбезопасности.
С момента оценки до заключения договора купли-продажи появился временной интервал длительностью примерно в три месяца, во время которого мощности «Орелстроя», генеральным директором которого является тот же В. В. Соболев, могли быть использованы для завершения строительства объекта с использованием бюджетных средств области. Это предположение, на наш взгляд, требует отдельной проверки.
11.02.2005 г., т.е. через месяц после вступления в силу поправки к п. 2 ст. 99 Земельного кодекса, мэр города Орла Уваров, в очередной раз попирая федеральный закон, подписывает постановление за № 478 «О предоставлении гражданину В. В. Соболеву земельного участка для эксплуатации и обслуживания индивидуального жилого дома по ул. Октябрьской, 9а. При этом площадь земельного участка была увеличена за счет ландшафтного сквера «Дворянское гнездо» на 682 кв. м и доведена до 2400 кв. м, в то время как предельная норма для земельных участков, отводимых под индивидуальное жилищное строительство в городе Орле, не превышает 1000 кв. м. Земельный участок снова был предоставлен без проведения торгов, т. е. произошло его целевое выделение частному лицу, что запрещено Земельным кодексом. Городу в очередной раз причинен материальный ущерб. Правомерность подписания мэром Уваровым постановления № 478 более чем сомнительна и требует прокурорского реагирования. На наш взгляд, подобные действия говорят о потере должностными лицами бывшей администрации Орла чувства ответственности за сохранение государственной и муниципальной собственности и их действия вполне могут рассматриваться как уголовно наказуемые.
По поводу указанных нарушений земельного законодательства, допущенных бывшим мэром Орла В. И. Уваровым, дирекцией акционерного общества ООЦРО «Развитие», гражданином В. В. Соболевым, в местных газетах и сюжете, показанном по каналу НТВ, были преданы огласке и сопровождались прямым обращением к органам прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования. Реальных действий со стороны органов прокуратуры, которые бы восстановили права населения города как собственника этого земельного участка, не последовало. В подтверждение сказанного приводим письмо прокуратуры Советского района города Орла от 09.02.2007 г. № 7.10-07, подписанное и.о. заместителя прокурора района С. М. Тесловым: «В связи с тем, что для рассмотрения вашего заявления о законности предоставления Соболеву В. В. земельного участка, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Октябрьская, 9а, требуется проверка большого количества доводов и фактов, срок рассмотрения вашего обращения продлен.
О результатах проверки вам будет сообщено дополнительно…».
Сегодня уже май 2008 года, прошло больше года, а сообщений так и не последовало.
Просим Вас способствовать восстановлению конституционных прав граждан Орла на данный земельный участок, являющийся объектом культурного наследия, и возвращению в государственную собственность Орловской области здания представительства.
Ю. И. МАЛЮТИН, А. Ю. ШЕВЧЕНКО, Ю. В. ЛЕБЁДКИН, В. М. ФРАЙДА, депутаты Орловского городского Совета первого и второго созывов.