Если я гореть не буду…
Семья учит нас жить. Здесь мы постигаем, что такое добро и зло, что такое любовь, долг, дружба, ответственность, справедливость. Но если в семье царят вражда, жестокость, неблагополучие? Тогда ребёнок вынужден искать себя на улице, часто — в асоциальных компаниях. Если родителей захлестнула нищета, то дети наравне со взрослыми включаются в борьбу за право жить, а это подрывает их силы, тормозит развитие, внушает чувство неполноценности.
Вечерняя сменная школа № 47. Особые судьбы учеников, трудные характеры, сложные отношения с обществом. Многие из этих ребят и девчонок обделены родительским теплом и заботой, им трудно жить без внутренней ценностно-смысловой опоры, которую каждому из нас должна давать семья. Но зато у них есть хорошие учителя. Например, Наталья Борисовна Туманова, которая одиннадцатый год преподаёт здесь русский язык и литературу. Классный руководитель 11-го класса.
— Одной из моих девочек 18 лет, она уже замужем и ждёт малыша. У другой ребёнок часто болеет, она оставляет его свекрови и очень переживает, и я вместе с ней, — рассказывает Наталья Борисовна. — Мальчики, конечно, работают. У многих большие перерывы в учёбе, семейные и бытовые трудности. Все мои ученики очень хотят поступить в колледж или институт. Стараются изо всех сил. Верю, что они найдут свою дорогу в жизни.
В неписаном рейтинге, установленном учащимися школы № 47, Туманова значится как учитель «самый строгий»: требовательна, заставляет работать на совесть. Правда, ученики за это её не ругают, а благодарят. Одна из выпускниц вспоминала: «Наталья Борисовна в своё время чуть ли не силой заставила меня выучить весь «Серебряный век», и вот на вступительном экзамене в вуз он-то и достался…» Коллеги говорят, что у Тумановой есть особый дар убеждения. Её ученики читают наизусть стихи, могут рассказать биографию любого писателя, ходят с ней в театр и филармонию. Потом делятся между собой эмоциями и впечатлениями. Наталья Борисовна, которая сама завсегдатай всех концертов и спектаклей, внимательно прислушивается к их бурным обсуждениям и радуется: понравилось, запало в душу! Красота и благородство человека, считает она, в его внутренней культуре, в умении воспринимать прекрасное.
— Мне помогают Бетховен и Бах, Гендель и Вивальди, Бродский и Ян Амос Коменский, — улыбается Наталья Борисовна. — Если вижу, что у детей усталые глаза, то понимаю: обычный урок не пойдёт, и ищу новые решения. Могу, например, пропеть романс на уроке… Меня вдохновляет наш коллектив, администрация, у нас все педагоги работают с большой самоотдачей. Я хотела бы сказать тем подросткам, которые сомневаются, стоит ли им учиться в школе № 47: ребята, приходите к нам! Здесь вам будет хорошо, здесь протянут руку помощи, будут вас любить и беречь.
Урок она начинает с жизнеутверждающего «Здравствуйте, орлы!» Конечно, играют роль и её врождённый артистизм, и полученная в юности в училище искусств специальность «драматическая актриса». Но в длинном списке качеств Учителя, общеизвестно, на первом месте стоит не педагогическая техника, а способность гореть и согревать. Алексей Щербаков, выпускник, заверяет меня: «Наталья Борисовна — человек редкого гостеприимства. К ней хочется прийти ещё и ещё раз — за добрым советом, за хорошим словом. От неё как будто веет теплом». Выпускники часто приходят к ней в гости, приносят своих маленьких детей, и те подолгу играют с тайским котом Барсиком, который привык уже к этим частым визитам. Туманова всех детей считает своими, так сказали мне её коллеги.
…Собратья-педагоги! Всех нас без исключения угнетает бездуховность и потребительская идеология рынка, упадок нравственности и культуры, растущее социально-экономическое неравенство людей. «Да что такое школа! — горестно восклицаем мы порой. — Маленький островок любви не защитит ребёнка, лишённого семейной поддержки, от жестокой борьбы за выживание». Что может учитель? Некоторые из нас насквозь проникаются этой безысходностью и … опускают руки, теряя веру в результат своего труда. Да, внутреннее горение — процесс энергоёмкий, и далеко не каждый из нас способен «зажигать» без отдыха на работе, согревая и ободряя, помогая ребёнку найти ответ на вопросы «кто я и откуда?», «зачем я нужен на этой земле?». Но, к счастью, пока есть ещё такие прекрасные учителя с яркими, как свечи, вечно молодыми глазами. И значит, кто-то в кромешной тьме уж точно не собъется с определённого ему Богом пути…
Светлана Петрунина.