Все мы родом из детства. Проект «Диалог поколений»

«Счастливые, счастливые неповторимые годы детства…» Помните этот проникновенный монолог гениального русского писателя? Было время, его заучивали наизусть школьники-подростки, еще не осознавая, какой это щедрый дар судьбы — счастливое детство. Понимаешь это спустя многие годы, когда появляется возможность «остановиться, оглянуться», когда есть с чем сравнить.

Как получилось в любопытнейшей беседе, которая состоялась недавно в областном обществе «Знание» в форме «разговорного кафе». Позволяющий вести разговор-воспоминания в непринужденной обстановке, где все на равных и мнение каждого заслуживает внимания, метод этот давно знаком и любим слушателями народного университета третьего возраста. Они-то и составляли часть участников разговора. А вот для другой его части он был в новинку. Студенты Орловского института искусств и культуры в такое «кафе» пришли впервые. Итак, представители двух поколений: пожилые люди и студенческая молодежь — и одна тема для разговора «История моего детства».Чтобы не возникало желания объять необъятное, были определены три узких вопроса для воспоминаний: — «Любимое блюдо», «Мои друзья», «Игрушки, игры».

Казалось бы, детство — оно у всех детство. Играй себе — и никаких забот. Однако разница в оценке своих юных лет проявилась сразу.

Одна из старших участниц так и заявила:

— У нас не было детства.

Студентка начала свои воспоминания совсем в другом ключе:

— У меня было счастливое, безоблачное детство.

Оно и понятно: нынешних пожилых не зря называют детьми войны. У сегодняшних студентов даже дедушки в большинстве своем не успели повоевать, а сами они выросли в новой, набирающей силу, стабильной России.

Так что же, между двумя поколениями действительно лежит пропасть и не понять им друг друга? Послушайте, какие разные у них воспоминания.

Валентина Кирилловна: «Мне было 15 лет, когда началась война. Мы, городские школьники, помногу работали в колхозе: сеяли, пололи, скирдовали, убирали урожай. И все — вручную. Учились в перерывах между сельхозработами. Много времени проводили в госпиталях: ухаживали за ранеными, устраивали для них концерты, подменяли недостающих санитарок».

Аня: «Мое детство проходило в деревне. Любимые игры — «Робин Гуд» и «казаки-разбойники». Играла больше с мальчишками».

Валентина Кирилловна: «Летом жители заготавливали дрова на зиму. Моя мама была больна, поэтому ходить в лес приходилось мне, девчонке. Вставала в 3 часа ночи и отправлялась вместе с другими женщинами, чтобы вернуться до занятий в школе или работы в госпитале. А вязанки были тяжеленные…»

Ирина: «Летом мы много гуляли. Купались в речке, прыгали с «тарзанки», катались на поломанном велосипеде».

Любовь Сергеевна: «Лето 41-го было очень жарким. В войну мы жили в пригороде Ростова. То оккупация, то освобождение. Немцы выгнали нас из дома, и мы спали на земле, рядышком. А то сутками сидели в окопах, подвале, пережидая бомбежку. Мне так хотелось зайти в дом, ну просто терпенья не было».

Маша: «Летом вся наша большая семья собиралась в деревне у дедушки. Жизнь кипела. Это было такое счастье!»

Светлана Петровна: «Игрушками нам служили гильзы, патроны, побитые каски… Хвалились: кто больше соберет гильз…»

Виктор: «А мы соревновались, кто быстрее соберет игрушку из киндерсюрприза».

Любовь Сергеевна: «Моя маленькая сестренка подобрала оставленную немцем иконку. Она нам вместо игрушки была».

Рита: «Наш детский сад купил фарфоровую куклу. В неё нельзя было играть, только смотреть. Я приходила в группу первой, чтобы дотронуться до куклы. И это было счастье!»

Светлана Петровна: «Мой друг Петька разбирал какую-то то ли гранату, то ли еще что-то (все мальчишки этим постоянно занимались), и она взорвалась. Нашпиговала его осколками. В больнице вытащили самые крупные, а мелкие долго еще сами выходили. Он хвалился ими: «Смотрите, еще бугорок».

Виктор: «Друзей, с которыми провел детство, узнаю хоть через 20 лет, просто почувствую. Так дорого мне детство».

О любимом блюде говорили коротко.

Старшие:

— Любимой была еда. Любая.

— 300 граммов хлеба и вода — вот что я имела на день.

— В окопах сидели голодные, но даже маленькие дети не просили есть.

У молодых ответы куда разнообразнее:

— Борщ со сметаной и мясом.

— Мамины яблочные пироги.

— До сих пор люблю лепить пельмени вместе с мамой

— Пшенная каша и гороховый суп.

— Гостинчик от зайца — это папа приносил из леса после работы недо-еденный свой обед, очень, кстати, нехитрый.

Так что же, разные поколения — совсем разное детство, разные воспоминания? И значит, нет взаимопонимания? Но отчего так внимательны юные лица? Разве нет совсем ничего общего у людей, которых разделяют годы? Быть может, ответ прозвучал в словах Ирины:

— Фронтовики подарили нам мир, старшее поколение обеспечило счастливую жизнь.

Итак, благодарность и признательность младшего поколения старшему. Еще — общий интерес к истории нашей Родины (а история, как известно, делается всеми людьми вместе и каждым в отдельности, и каждая судьба — это частичка истории):

— Я много слышала о войне от бабушки. Интересно было сопоставить с рассказами наших собеседников. Намного полнее стало представление о военных годах.

И наконец, объединяющим оказалось большое чувство. Валентина Кирилловна сказала о нем напрямую:

— Мы отказывали себе во всем ради победы. Патриотизм был самым сильным чувством.

Виктор высказался по-иному:

— Детство мое было замечательное. Прошло оно в Приморском и Хабаровском краях — на востоке России. Очень красивые места, изумительная аура. Мне они очень дороги.

У нас большая Родина, которую мы любим — все мы, независимо от возраста. У нас общая история, которая интересна и прожившим большую жизнь, и начинающим её. У нас есть интерес друг к другу, и мы можем понимать друг друга.

Диалог поколений состоялся. Пусть это только начало — продолжение будет.

Татьяна Михайловна Кононыгина, председатель правления областной организации «Знание», проводившая «разговорное кафе», обратилась к его участникам:

— Из моего детства у меня сохранился веер — любимая вещь. С грустью думаю о других, безвозвратно утерянных. Храните все, что вам было дорого в детстве, — мишутку, игрушку. Покажите их своим детям и внукам, расскажите их историю. Очень важно записывать воспоминания. Это странички истории. Они помогают взаимопониманию поколений.

Светлана Дьячкина.