Филейная часть, господа, может усохнуть

Некоммерческое партнерство «Центр поддержки пассажирских перевозок» уходит из ПАТП, где оно арендовало стоянку для своих автобусов, на новую базу. Это не единственная новость. Всегда интересно наблюдать за людьми, которые, занимая заметные должности, меняют по той или иной причине работу, но не уходят из привычной сферы деятельности. Дмитрий Паничкин, отвечавший в прежней городской администрации за транспорт, на собрании коллектива был избран директором уже упомянутого НП «Центр поддержки пассажирских перевозок», а бывший директор ПАТП-1 Андрей Сасин тоже не пропал, встав у руля частного автотранспортного предприятия, структурно входящего все в тот же «Центр…».

Дмитрий Паничкин на муниципальной должности, Андрей Сасин — на посту директора муниципального предприятия, шедшего с мэрией одним курсом, целенаправленно пытались проводить политику, которую условно, не строго можно обозначить так: упорядочение движения пассажирского автотранспорта по дорогам Орла и обеспечение равнодоступности этого транспорта для орловцев.

Про упорядочение объяснять ничего не нужно. Пассажирское движение в областном центре хаотично, не согласовано и крутится большей частью вокруг тех мест, где собирается самое большое количество потенциальных пассажиров. Поэтому на оси Московская — Комсомольская постоянно заторы, а на периферии вожделенного автобуса можно и не дождаться: хозяевам ехать за «одинокой бабушкой» невыгодно, выручка не та.

Невыгодные маршруты вынужден обслуживать муниципальный транспорт, несущий большие убытки, но героически продолжающий исполнять возложенные на него социальные функции.

Таким образом, одна тема и проблема — хаотичность и несогласованность движения пассажирского транспорта всех форм собственности — напрямую увязана с другой темой-проблемой — доступностью этого транспорта и социальной справедливостью. Странно, на первый взгляд, однако переизбыток автобусов на одних направлениях и почти полное их отсутствие на других вполне позволяет поставить вопрос именно о социальной справедливости. Спросим так: а чем наши земляки, живущие в «непрестижных районах», хуже всех прочих орловцев, которым подфартило обитать в центре и вдоль оживленных магистралей? И одни, и другие — жители одного города. Извольте предоставлять им равный набор услуг. Не предоставляют. Невыгодно. Но это лукавство и отговорки. Мы уже упоминали про парадоксы пассажирского транспортного движения в Орле — «дыры» затыкаются муниципальными силами. Бюджетом, иначе говоря. Вопрос на засыпку: почему бюджет берет на себя убытки, а частные перевозчики, будто это в порядке вещей, снимают сливки? Разве это справедливо? Нет, несправедливо.

Напрашиваются переговоры за круглым столом, после которых абсолютно все «игроки» рынка пассажирских перевозок будут, прошу прощения, «играть» по одним правилам. Хочешь зарабатывать? Не вопрос. Но изволь умерить слегка аппетиты и руководствоваться не только стремлением к выгоде, но и чувством ответственности. Давайте относиться к городу и его населению как к единому целому, одному организму, в котором нужно любить все, а не только филейные части. А то заболит что-нибудь, и любимая филейная часть усохнет. Это неизбежно.

Нужен конкурс, который уравняет всех орловских пассажирских перевозчиков и в правах, и в ответственности. Муниципальный ты транспорт, не муниципальный — изволь ходить строго по расписанию точно по отведенному тебе маршруту и без хамских объявлений «льготников не возим». Почему не возите? Эти «льготники» построили этот город и живут в нем. Изволь возить и льготников, причем на льготной основе. В городе не должно быть людей первого и второго сорта. Подошел транспорт — любой имеет право занять в нем место, полностью используя все свои льготы, если таковые имеются.

Словом, идея упорядочения и равнодоступности витает в воздухе, как неискоренимое стремление людей к справедливости. Поиски ее, как правило, ведутся до конца жизни, и редко кто бывает доволен достигнутым результатом. Но транспорт — это не формула счастья. Заставить всех соблюдать единые правила — рядовая проверка местной власти на профпригодность.

Учитывая размеры прибыли, присущие данной сфере бизнеса, проверка, конечно, не из самых рядовых, но и не из разряда невыполнимых заданий. Было бы, как говорится, желание да подготовленная команда.

В прошлый раз не срослось. Почти запущенный было конкурс наткнулся на тонкости антимонопольного законодательства, сырость современных российских законов и особую орловскую специфику, по которой, начиная самое благое дело, озаботиться перво-наперво следует вопросом: а не перешел ли ты кому-нибудь дорогу, не затронул ли чьи-нибудь денежные интересы. Идея забуксовала, а затем и вовсе заглохла, поскольку вмешалась политика. Приближались выборы, а накануне таких событий граждан без особой нужды тревожить переменами не рекомендуется.

Но отгремело, в город пришла новая команда, идея конкурса перевозчиков вновь стала витать в воздухе. Начались подготовительные мероприятия. Некоторые утверждают, что рифы, о которые разбилась предыдущая попытка, уже на горизонте. Но возможно, шишки, которые набил предыдущий состав мэрии, будут учтены. Речь не об этом. Речь о людях, которые готовили конкурс в качестве муниципального чиновника (Д. Паничкин) и руководителя муниципального предприятия (А. Сасин), — ныне частных предпринимателях.

По логике орловской жизни лучшая среда для выгодных частных перевозок — это саморегулирующийся хаос. В качестве регуляторов используются взятки, личные связи и откровенное корсарство, когда едешь куда хочешь, когда хочешь и как хочешь. Как поведут себя бывшие стражи городских интересов в новых условиях? Вопрос не только прикладного транспортного характера. Он едва ли не мировоззренческий. Как лучше поступать — как выгодно или как должно?

Удивительно, но и Д. Паничкин, и А. Сасин, когда руки должны чесаться от желания взяться за абордажный топор, по-прежнему выступают за проведение в Орле конкурса перевозчиков. Причем соблюдая все основные требования, которые они выдвигали прежде и которые вызвали самое жесткое и упорное сопротивление их нынешних коллег — частных «извозчиков». Преимущество, говорят оба в один голос, при определении условий конкурса должно отдаваться большим и вместительным автобусам, тем самым, которые являются наиболее комфортными и самыми безопасными для перевозки пассажиров, наших дорогих орловцев. Про дорогих — это я от себя.

Подобное условие сразу дает фору, ставит в выигрышное положение автобусный муниципальный парк, в котором юрких и быстроокупаемых по причине их относительной дешевизны и малой комфортности машин типа «Газель» практически нет. Но эта фора справедлива. Это очки, которые начисляет муниципальному конкурсанту само население. Представьте в качестве иллюстрации к теме только одну картинку из жизни орловских пассажиров: молодая мама вместе с коляской пытается сесть в салон упомянутой «Газели». Смешно, трагично и абсолютно нереально. Такого на остановках не увидишь, в маленький автобус даже с рюкзаком среднего объема лучше не заползать: убьют, если тесно, в лучшем случае — обругают. И будут правы: для пассажиров с кладью гораздо предпочтительней автобусы типа «ЛиАЗ», например, троллейбусы — муниципальный транспорт, словом.

Фора заслуженна. Но это даже не фора, это то, к чему должны стремиться все перевозчики без исключения по уже упомянутой причине. Даже если она одна: почему мама с коляской должна долго ждать, когда подрулит вместительный «ПАЗ» или еще более вместительный «ЛиАЗ»? У молодой мамы вообще не должно быть такой проблемы. Она не обязана приспосабливаться. Приспосабливаться нужно к ее требованиям, она — пассажир.

Д. Паничкин, как руководитель частной структуры «Центр поддержки пассажирских перевозок», А. Сасин, тоже уже не директор муниципального предприятия, тем не менее обеими руками — за такой подход, за сохранение всех прежних, разработанных еще в «прежней жизни» критериев. Почему? Может, в их новых предприятиях подвижные единицы — все сплошь «ПАЗы» и «ЛиАЗы»? Встретился с обоими, интересно. Нет, говорят, сорок процентов автобусов в НП — «Форды», «Ивеко», те же «Газели» — техника средней и малой вместимости. Стратегия — со временем покупать только большие автобусы. Старая вырабатывает свой ресурс, новая приобретается, но только большой вместимости. Так выгодней? Нет, «Газели» окупаются быстрее.

Чудаки, безнадежно отравленные цивилизованным взглядом на жизнь, сложившимся на их прежней работе, когда удобство горожан являлось приоритетом? По инерции можно, конечно, двигаться, но долго ли? «Газели» однозначно выгоднее. Чего дурить-то? Нет, уперлись: будущее должно быть только за большими и комфортабельными автобусами.

В мире, возможно, и так, такая там тенденция, но не в Орле. Местная специфика — она особенная… Как маленькое, тихое болотце в красивом лесу. Идешь, видами любуешься — хлоп, и одни пузыри пошли. Тихо вокруг. А лес не перестает жить, птицы поют. Правда, существуют ирригационные работы. Однако тему подвига в данной заметке мы рассматривать не будем.

И Д. Паничкин, и А. Сасин в своей новой ипостаси, я сделал вывод, пока не изменились. Более того, в НП они собираются, на мой взгляд, совершить революцию, которую сами прозаично именуют частью бизнес-плана. Оба утверждают, что частники могут, им все равно выгодно, возить льготников, орловских пенсионеров на льготных условиях. И НП «Центр поддержки пассажирских перевозок» собирается в скором времени это делать. Механизм обсуждается, находится в стадии проработки.

Вот и есть первый шаг к принципу равнодоступности. Делаем следующий шаг, распространяем этот принцип на всех частных перевозчиков без исключения (кому охота терять дополнительные баллы в преддверии неизбежного, хочется думать, конкурса?), получаем подготовительные мероприятия к упорядочению схемы транспортных пассажирских перевозок в городе Орле. Чувство социальной ответственности уже есть. А это почти полная готовность принять общие правила игры и строго им следовать.

Напомним, как выглядит фантастическая картинка из будущего, а где-то, в соседнем лесу, уже и настоящего. Обрисуем вкратце правильную работу идеальной схемы пассажирских перевозок в областном городе: опрятные комфортные автобусы большой вместимости, куда без скорби и напряжения зайдет самая молодая мама с самой большой коляской, строго по расписанию уходят в рейс по строго отведенным, выигранным в результате конкурса маршрутам. На этих маршрутах и муниципальный транспорт, и частный, и пассажиры чихать хотели, какой формы собственности этот или иной перевозчик. Это вообще не их проблема. Один город — одни правила. Все автобусы одинаково родные и желанные. И никто тебя не пошлет из салона обратно на тротуар, когда ты робко будешь показывать злому водиле льготную корочку. Зачем водителю быть злым, когда все вокруг отрегулировано на принципах справедливости и умеренной, но гарантированной доходности? Водила будет спокоен и предупредителен. Не надо гнаться за выручкой, не надо обманывать, нарушать законы, подрезать и гадить конкурентам. Любопытно, что так и не получится, потому что за порядком строго следят беспощадные контролеры, усиленные нарядом милиции. А еще будет центр навигационного слежения. От этих вообще «не убежишь».

Фантастически звучит, правда? А казалось бы, какая сложность? Увы, процесс одичания зашел слишком далеко. Поэтому цивилизаторские попытки НП «Центр поддержки пассажирских перевозок» кажутся мне достойными уважения. Они, ко всему, еще и замешаны на бизнесе, то бишь на расчете. Если просчитано, что цивилизованно жить и пассажиров во-зить можно, это вселяет оптимизм. Со временем, даст бог, и болотце наше тихое слегка подсушим. Не полностью, конечно, чтобы местную экосистему не погубить.

С. ЗАРУДНЕВ.

Лента новостей

Отчетность